16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/104/7956.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (104) июнь 2008 года

Сети для малого бизнеса

Энергетика Ольга МАРИНИЧЕВА

Анатолий Чубайс сдержал обещание сделать правила технологического присоединения более прозрачными до того, как произойдет самоликвидация РАО ЕЭС. Руководство энергохолдинга подчеркивает, что сделанные коррективы учитывают интересы в первую очередь малого бизнеса и физических лиц, в то время как прежние условия, по словам главы РАО, «убивали возможность создания нового малого бизнеса».

Следить за исполнением и доработкой этих новаций предстоит уже не РАО «ЕЭС России», а Минэнерго и правительству РФ. Все эти аспекты стали одной из ключевых тем июньской конференции «Электроэнергетика – потребителям», которую организовало РАО ЕЭС.



Что было, что будет…

Основные новшества и намерения содержатся в пакете документов, выложенных для широкого ознакомления на сайте РАО ЕЭС, а также в специальной программе мер по оптимизации технологического присоединения для субъектов малого предпринимательства. Пакет документов включает четыре типовых договора на присоединение к сетям для разных групп потребителей – от физических лиц и приравненного к ним малого, точнее, сверхмалого бизнеса (объем потребления до 15 КВт), до потребителей-гигантов.

При этом, как подчеркивает А. Чубайс, текст типовых договоров для первых групп потребителей (физические лица и малый бизнес) предельно упрощен и сокращен с 40 страниц, «в содержании которых не мог разобраться до конца и я сам», до более приемлемого размера. Определена плата за присоединение. Для первой группы - простых граждан, некоммерческих объединений вроде ТСЖ с объемом присоединяемой мощности до 15 КВт - 550 рублей. Все, что выше, подключается по стоимости, определяемой в соответствии с тарифным меню. Наконец, крупные потребители присоединяются к сетям по индивидуальным проектам и, соответственно, по индивидуальным расценкам.
РАО ЕЭС вышло с предложением к Федеральной службе по тарифам (ФСТ) распространить тариф для физических лиц и на представителей малого бизнеса с присоединяемой мощностью до 15 кВт. Но уже сегодня для физических лиц и представителей малого бизнеса введено послабление: им не придется оплачивать проектную документацию, они смогут выбирать из типовых схем электроснабжения.

Принципиальной позицией РАО ЕЭС является также исключение дополнительных платных услуг для малого бизнеса с потребностью в присоединенной мощности до 100 кВт (все согласования осуществляются сетевой организацией в рамках стандартной платы) и расширение доступа к кредитным услугам для оплаты процесса технологического присоединения.
Слежение за соблюдением условий договора становится возможным благодаря документу номер два – стандарту заключения договоров на плату за присоединение, предполагающему обязательное раскрытие информации по заявкам. Концепция РАО ЕЭС предполагает предоставление потребителям полной информации по открытым и закрытым центрам питания, включая сроки открытия последних, возможность для потребителей следить за ходом рассмотрения заявки.

Контроль будут осуществлять директора сетевых компаний, а также комитеты по техприсоединению различного уровня. В такие комитеты войдут представители малого бизнеса и организации по защите прав потребителей. Будут введены и правила, прописывающие финансовую заинтересованность менеджмента энергокомпаний, в частности, заработная плата в сетевых компаниях будет прямо зависеть от качества работы с потребителями и соблюдения требований к техприсоединению.



«Мы выбрали наименее неприятный вариант»

И все‑таки плата за техприсоединение остается всего лишь «наименее неприятным из всех неприятных вариантов инвестирования в сети», как подчеркивает А. Чубайс. Во всяком случае, этот вариант более приемлем, чем включение инвестиционной составляющей в тариф на передачу электроэнергии. В таком случае плата за развитие сетей ляжет на плечи всех потребителей, включая население, а если учитывать обещанный на ближайшие несколько лет ежегодный рост тарифов на 25 процентов, дополнительная нагрузка может стать вовсе неподъемной.

Не лучший вариант, во всяком случае в настоящее время, и приватизация распределительных сетей, которая станет возможной только после 1 января 2012 года. Сегодня приватизация распределительных сетей, считает А. Чубайс, привела бы к созданию вертикально интегрированных компаний, новых АО-энерго, что грозит похоронить идею конкуренции. Следующий гипотетический источник инвестиций в распределительные сети – федеральный бюджет, но такое решение противоречило бы и Бюджетному кодексу, и действующей бюджетной политике.
Однако альтернатива «самому неприятному способу привлечения инвестиций» есть: это постепенный переход на RAB-регулирование, который начнется уже с 1 июля. Данный вариант инвестирования, поясняет А. Чубайс, дает возможность брать банковские кредиты на развитие и строительство распредсетей до того, как будет разрешена их приватизация.



Конкуренции три года ждут

Создание конкурентного розничного рынка электроэнергии тоже произойдет не раньше чем через 3‑4 года, пока же слово «конкуренция» применимо преимущественно к оптовому рынку. Это связано с проблемой перекрестного субсидирования, решение которой постоянно переносится уже 10 лет подряд.

Помимо этого, по словам А. Чубайса, создавать конкурентный розничный рынок электроэнергии до создания оптового рынка – все равно что строить дом, начиная с крыши. «Теперь фундамент готов, но еще несколько лет нам придется пожить в недостроенном доме». «Фундамент», по А. Чубайсу, – это оптовый рынок электроэнергии, механизм, обеспечивающий трансляцию цен оптового рынка на розничный рынок. Отсутствие такого механизма, считает А. Чубайс, угрожает энергокризисом. Другие предпосылки для создания конкурентного розничного рынка, названные главой энергохолдинга, – это появление независимых сбытовых компаний, появление культуры сбыта, «которой не существовало до 1998 года: место сбыта в РАО ЕЭС занимало снабжение».



Продолжение следует

Трудности техприсоединения – лишь часть проблем розничного рынка электроэнергии. Существуют проблемы с договорными моделями «котлового» способа тарифообразования. «Сегодня необходимо внести в нормативно-правовую базу изменения, учитывающие ответственность и методы воздействия на контрагентов при неплатежах за оказанные услуги, – считает заместитель гендиректора МРСК Центра Вадим Федоров. – Прописать ответственность и влияние «котлодержателя» при вводе ограничений в сетях, возможность контроля всех заинтересованных компаний за объемом услуг, оказанных сетевыми организациями».

Помимо этого, остро стоят проблемы отношений между компаниями, оказывающими коммунальные услуги, и управляющими компаниями многоквартирных домов. Существуют сложности учета электроэнергии. Об этом - в следующих номерах.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (104) июнь 2008 года:

  • ОГК-6 и Siemens – совместный сервис турбин

    Генеральный директор ОАО «ОГК-6» Валентин Санько и главный исполнительный директор сектора энергетики, член правления «Сименс АГ» Вольфганг Деен подписали протокол о намерениях по стратегическому сотрудничеству. Компании заявили о готовности к сотрудничеству в сфере долгосрочного сервисного обслуживания двух газовых турбин типа SGT-5‑4000F мощностью 270 МВт каждая. Они будут использованы для надстройки одного из энергоблоков Кири...

  • Выгоды чистой воды

    Мероприятие: семинар «Традиции и инновации в водоподготовке для ТЭЦ». Организатор: ООО «Экотех». Место проведения: Россия, Москва. Состоялось: 3 июня 2008 года. ...

  • Томь-Усинская ГРЭС ищет генподрядчика

    Совет директоров ОАО «Кузбасс-энерго» (ТГК-12) планирует до 20 октября определить генподрядчика для строительства угольного энергоблока 300-660 МВт на Томь-Усинской ГРЭС. Крайний срок подачи заявки на конкурс – 10 сентября. Данный инвестпроект предусматривает строительство энергоблока мощностью до 660 МВт на площадке рядом с действующей ГРЭС. Ввод оборудования возможен как в один этап путем строительства одного блока единичной мощность...

  • Организация высокой социальной эффективности

    ОАО «ТГК-4» по итогам отраслевого конкурса «Организация высокой социальной эффективности в электроэнергетике» награждено дипломом и признано победителем в номинации «Лучшая практика выстраивания отношений с работниками в организации электроэнергетики». Также компания поощрена специальным дипломом конкурса за опубликование открытого социального отчета за 2007 год. Социально-трудовые отношения в ТГК-4 регулируются единым для всех филиал...

  • Унифицированная система топливоподготовки

    Применение жидкого нефтяного топлива ухудшенного качества (с высокой долей ароматических углеводородов, асфальтенов, смол и воды), производимого из нефтей северных и северо-восточных месторождений нашей страны, требует внедрения в технологический цикл топливоподготовки новых технологических процессов обработки топлива перед его сжиганием. В настоящее время существует большое количество устройств, реализующих (дополнительно к традиционн...