16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/100/7510.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (100) апрель 2008 года

Десять лет с Чубайсом. История газеты – история энергетики

Друзья, вы держите в руках юбилейный, сотый номер «Энергетики и промышленности России»!

Весь немалый срок выпуска нашего издания – уже более восьми лет – мы росли и развивались, стремились все полнее освещать жизнь отечественной энергетики, с неизменной помощью наших читателей и партнеров. Сегодня вместе с вами мы подводим итоги этой работы на протяжении ста номеров и намечаем новые перспективы.

История российской энергетики через историю нашей газеты – в этом номере.

В своем сотом номере газета «Энергетика и промышленность России» вспоминает историю реформирования энергетики.

Вспоминая десятилетнюю историю своей газеты, сотрудники «Энергетики и промышленности России» обнаружили, что рождение нашего издания практически совпадает с началом переломных для российской энергетики событий. Год создания газеты — это еще и год назначения Анатолия Чубайса главой РАО «ЕЭС России». (Заметим, что до 2000 года наша газета называлась по-другому.) В то время холдинг существовал только де-юре, АО-энерго подчинялись ему только формально, признают очевидцы. В реальности подразделения энергохолдинга выполняли указания губернаторов, которые определяли политику энергетиков в отношениях с потребителями. При этом только 10 процентов поставок оплачивалось не векселями или иными заменителями, а «живыми» деньгами. Результатом такого положения дел стали не только многомесячные задержки зарплат на большинстве объектов электроэнергетики, но и невозможность инвестиций в развитие отрасли. Не случайно одним из важнейших событий 1998 года стало решение правления РАО ЕЭС об ограничении поставок энергии и мощности неплательщикам с ФОРЭМа (федерального оптового рынка электроэнергии и мощности). Главная цель реформы энергетики, как было заявлено многократно, — это привлечение инвесторов. Но в то время речь шла не столько об инвестициях в развитие, сколько о возможности пережить очередную зиму.

Итак, 1998 год. РАО «ЕЭС России» не только принимает решение навести порядок в отношениях с неплательщиками на ФОРЭМе, но и поручает АО-энерго провести аналогичные мероприятия на уровне региональных потребителей. Приняты распоряжения по введению механизмов финансового контроля в РАО, решение об анализе ранее изданных приказов, касающихся организации и проведения комплексных взаиморасчетов. Это необходимо, чтобы повысить контроль над расходованием средств, оптимизировать состояние платежной дисциплины в компании.

1999 год. РАО «ЕЭС России» начинает работу по принципиальному реформированию энергосбытовой деятельности АО-энерго. Суть перемен — переход от доктрины «бесперебойного энергоснабжения» к отпуску электроэнергии платежеспособным потребителям. По данным предыдущего года, в целом по РАО «ЕЭС России» уровень платежей потребителей денежными средствами не превышал 19 процентов, в 1998 году — 20 процентов от начисления. В 1999 году удалось поднять этот показатель до 35 процентов, впервые общая оплата энергопотребления достигла ста процентов. Проведены первые — пробные — торги электроэнергией на конкурсной основе.

2000 год стал достаточно противоречивым для энергетики страны: с одной стороны, финансовое состояние холдинга несколько улучшилось, с другой стороны, налицо наблюдающийся после продолжительного и резкого спада рост энергопотребления в условиях снижения выработки. Основной причиной снижения производства электроэнергии стал дефицит топлива как в региональных энергосистемах, так и на станциях федерального подчинения. Проблемы топливообеспечения, продолжающийся конфликт с «Газпромом» выводят на первый план борьбу с неплатежами. Важным шагом в решении топливной проблемы стало подписание рамочного соглашения между РАО ЕЭС и международной газовой компанией «Итера» на поставки газа федеральным ТЭС.

2001 год. Приняты «Основные направления государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации». Задача реформирования, как она видится на данном этапе, — предотвратить прогнозируемое пересечение объемов выработки и потребления электроэнергии, которые должны пересечься примерно в 2005 году («крест Чубайса»).

Идеология реформы выглядит так: отделение генерации от сетей, в то время как в данный момент и те и другие объединены в составе РАО и АО-энерго. Место РАО ЕЭС займут два холдинга: Федеральная сетевая компания, или ФСК, вместе с СО ЦДУ и НП АТС, и холдинг, объединяющий генерирующие компании, которые будут созданы на базе крупных федеральных электростанций. По мере реформирования в генерацию планируют привлекать частный капитал — или через допэмиссию, или в виде прямой продажи активов, принадлежащих РАО ЕЭС.

Из региональных АО-энерго будут выделены самостоятельные «дочки»: производство, передача, сбыт, а сети регионального значения в конце концов интегрируются с ФСК. В результате на рынке появляются самостоятельные генерирующие компании, поставляющие электроэнергию на оптовый и розничный рынок.

2002 год. Среди основных «энергетических» событий года — создание ФСК ЕЭС (на первом этапе — стопроцентной «дочки» РАО «ЕЭС России»), начало работы СО ЦДУ-ЕЭС, принятие решения о создании региональных диспетчерских управлений, обеспечивающих управление энергообъектами в рамках АО-энерго (впоследствии РДУ будут включены в состав ОАО «ЦДУ-ЕЭС»). Совершенствование регионального диспетчерского управления в новых экономических условиях, укрепление их кадрового и технологического потенциала.

В течение года рассматриваются проекты реформирования АО-энерго, рассматриваются «за» и «против укрупнения энергокомпаний («за» — ограничения мелких компаний в привлечении дополнительного финансирования и другие риски функционирования, «против» — угроза появления новых монополий).

Еще один актуальнейший вопрос — привлечение иностранных «стратегов» в российскую энергетику. Заместитель председателя правления РАО ЕЭС Сергей Дубинин объявляет о возможности привлечения на основе тендера крупнейших мировых энергокомпаний к участию в управлении «одной-двумя ОГК» без предоставления преимущественных прав на приобретение активов. По словам С. Дубинина, такую возможность рассматривают 5 компаний. Это предложение вызывает критику, в том числе предположения относительно попыток вывода активов.

2003 год. «В конце февраля Госдума приняла в третьем чтении пакет законов, призванных обеспечить законодательную базу реформы РАО «ЕЭС России».

Главный итог затяжных баталий в том, что думцы формально возложили ответственность за реформу на правительство и добились снижения тарифов на электроэнергию в регионах. После рассмотрения пакета Советом Федерации и подписания законов президентом энергохолдинг мог бы приступить к реальной реструктуризации». ЭПР, № 3 (31).

Это год запуска реформы электроэнергетики и принятия пяти программных документов: законов «Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», законы о внесении поправок в Гражданский кодекс, в федеральные законы «Об энергосбережении» и «Об естественных монополиях». Они установили основные направления реформы и механизм ее реализации. Принятие законов позволило завершить «Концепцию стратегии РАО «ЕЭС России» на 2003‑2008 годы». Подразумевается, что процесс реформирования РАО займет около 3 лет, к 2006 году из структуры РАО ЕЭС будут выделены основные субъекты отрасли — генерирующие и сетевые компании, а также Системный оператор. Завершение реструктуризации, полная либерализация оптового и розничного рынков электроэнергии намечены на 2008 год.

В стратегию реформы внесены изменения: вместо нескольких гидро-ОГК будет создана единая компания, включающая все ГЭС страны. Согласно Закону об электроэнергетике, гидрогенерирующие мощности останутся в собственности государства, а создание единой ГидроОГК будет способствовать укреплению государственного контроля за этой сферой.

Кроме пакета «энергетических» законов, 2003 год стал годом принятия Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Утвержденный текст этого документа предусматривает меньшие темпы роста энергопотребления, чем первоначальные варианты. В качестве подтверждения точности этих расчетов приводятся фактические темпы роста энергопотребления в 2000‑2001 годах, значительно отстающие от роста ВВП. «Потребление электроэнергии в 2020 году составит 1290 миллиардов кВт-ч» (против первоначальной версии 1545 миллиардов кВт-ч), — говорится в окончательном тексте. Как покажет ближайшее будущее, прогноз относительно роста энергопотребления оказывается заниженным — по крайней мере, на несколько следующих лет. В дальнейшем российской энергетике предстоит играть на повышение.

Среди других важных событий года — запуск торгов в конкурентном секторе оптового рынка «5‑15» в режиме «на сутки вперед».

2004 год. «Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сообщил, что правительство наконец приняло принципиальное решение по приватизации оптовых генерирующих компаний (ОГК). Выбор сделан в пользу специальных денежных аукционов, однако расплатиться за них можно будет и акциями РАО ЕЭС. А подписание правительственной директивы по этому вопросу задерживается из‑за долгих «оформительских процедур». ЭПР, № 4 (44).

Идет разделение по видам деятельности АО-энерго, начинается создание новых межрегиональных компаний: ОГК и ТГК, принято решение об учреждении четырех МРСК. Формируется новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции практически всех региональных диспетчерских управлений передаются Системному оператору. Состоялась государственная регистрация ОАО «ГидроОГК». РАО ЕЭС получает заявки на участие в конкурсе по управлению Северо-Западной ТЭЦ от компаний Fortum и Enel совместно с российской компанией ESN. Победа досталась консорциуму Enel ESN Energo. Это первое в истории российской электроэнергетики соглашение такого рода.

2005 год. «Возможно, главный итог уходящего года в том, что РАО «ЕЭС России», продолжая реформирование отрасли, одновременно пытается усилить государственное влияние на энергетику.

Судя по выступлению Анатолия Чубайса на конференции «РАО «ЕЭС России» — открытая компания», на первое место по приоритетам для «главного энергетика» страны вышла проблема грядущего энергетического кризиса». ЭПР, № 12 (64).

Завершилось разделение большинства АО-энерго, окончен процесс регистрации ОГК, прошли регистрацию 13 из 14 ТГК, зарегистрированы все МРСК. Начали выходить на биржу компании, созданные в результате реформирования АО-энерго, а также ОГК. Принята концепция технической политики РАО ЕЭС, которую необходимо принимать в расчет при строительстве новых, расширении и реконструкции действующих энергообъектов. В этом документе определены конкретные технические решения и рекомендации по применению наиболее прогрессивного оборудования, а также перечень запрещенных к применению неэффективных и устаревших технологий. Это распоряжение позволит оптимизировать использование инвестиционных ресурсов холдинга, говорится в официальном сообщении РАО ЕЭС.

Рынок электроэнергии становится всероссийским благодаря подключению к торгам энергосистемы Сибири. Состоялся запуск балансирующего рынка электроэнергии, его задача — загружать в первую очередь поставщиков наиболее дешевой электроэнергии.

2006 год. «Как заявил Анатолий Чубайс в ходе конференции «РАО «ЕЭС России» — открытая компания», холодная зима 2005‑2006 года и ее последствия для энергетики заставили пересмотреть стратегию реформирования энергоотрасли и принять решение о разворачивании инвестиционной программы не после завершения реформы, а в ходе реализации ее последнего этапа. Одна из главных задач «ГОЭЛРО-2» — создание механизма привлечения частных инвесторов, готовых вкладывать средства в конкурентный сектор энергетики». ЭПР, № 6 (70).

Главное «инвестиционное» событие 2006 года — утверждение инвестиционной программы РАО ЕЭС на 2006‑2010 годы, разработанной совместно с Минпромэнерго. В течение 3 лет инвестиции в энергетику должны вырасти втрое, с 5 до 15 млрд долларов. В основу программы положен базовый принцип финансирования: в развитие генерации в максимально большом объеме привлекаются частные инвестиции, государственные средства будут привлекаться в финансирование ФСК, частично в финансирование ГидроОГК и Системного оператора. Как и было задумано, генерация становится частной и конкурентной, инфраструктурный сектор остается под контролем государства. Основным источником финансирования объявлена допэмиссия акций генерирующих компаний, которая должна привлечь около трети необходимых средств. При этом РАО ЕЭС объявляет, что специфика инвестиционных планов по конкретным объектам будет учитывать пожелания инвесторов.

Другие события года — решение относительно хода либерализации энергорынка, которая начнется 1 января 2007 года и будет нарастать на 5‑15 процентов в год, запуск процесса IPO (первое IPO, которое провело ОАО «ОГК-5», позволило привлечь 459 миллионов долларов, вызвало более чем оптимистические комментарии), начало продаж сбытовых компаний. Начинается процесс подписания соглашений о взаимодействии по строительству и реконструкции энергообъектов между РАО ЕЭС и крупнейшими энергопотребляющими городами и регионами («первыми ласточками» стали Москва и Петербург).

С 1 сентября начала работу новая модель оптового рынка электроэнергии, предполагающая замену в регулируемом секторе отношений купли-продажи на систему регулируемых двусторонних договоров. Помимо лимитированного объема покупок электроэнергии по регулируемым договорам, участники рынка получают возможность покупать электроэнергию по свободным ценам на рынке «на сутки вперед».

2007 год. «Уходящий 2007-­й был годом, от которого многого ждали и энергетики, и инвесторы — представители отраслей, работающих на энергетический сектор, и независимые наблюдатели. По большому счету, задачи, поставленные на последний год существования РАО «ЕЭС России», выполнены, ожидания оправдались. Минувший год стал знаковым и для атомной энергетики (начало реализации федеральной программы развития атомной энергетики, закладка ряда новых АЭС), и для гидроэнергетики. И все-таки основные ожидания, надежды и опасения были связаны с «вотчиной Чубайса».

Состоялось первое выделение бывших «дочек» РАО «ЕЭС России» — ОГК­-5 и ТГК-­5, получивших статус независимых компаний. Прошли обещанные массовые продажи сбытовых компаний. Проведение торгов шло с переменным успехом, что объяснялось разными сторонами то сговором потенциальных покупателей, то рисками, связанными с приобретением сбытов, то степенью большей или меньшей привлекательности отдельных компаний. И все-таки благодаря ряду успешных продаж РАО ЕЭС удалось выручить внушительную сумму — более 13 миллиардов рублей». ЭПР, № 16 (92).

2007 год стал годом принятия и обнародования новых амбициозных инвестиционных планов, которые пересматриваются в соответствии с ростом энергопотребления: если инвестиционная программа на 2006‑2010 годы оценивалась в 2 триллиона рублей, то принятая несколькими месяцами позже программа на 2006‑2011 годы составила уже 3,1 триллиона рублей. За ней последовали генеральные схемы размещения объектов электроэнергетики на 2020 (уже утвержденная) и 2030 годы. Впрочем, чем ближе условленные даты, особенно 2010‑2011 годы, тем чаще высказываются сомнения в том, что инвестиционные планы будут реализованы в первоначальном виде и в намеченные сроки. Это связано как и с объективными ограничениями, так и с приходом новых собственников, которые, вполне вероятно, пожелают перекроить инвестиционные планы по‑своему. Но если сроки будут передвинуты, возникает опасность увеличения цены строительства, которая проявляется уже сейчас. Параллельно высказывают сомнения в точности прогнозов энергопотребления, на которых опираются инвестиционные программы РАО ЕЭС.

Другие «энергетические» итоги неоднозначного года — первые выделения «дочек» РАО ЕЭС (ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5») и первые массовые продажи сбытовых компаний, определение основного состава инвесторов, заинтересованных во вложениях в генерацию (во всяком случае, инвесторов российских). Названо имя преемника РАО ЕЭС — федерального агентства Росэнерго, которое возглавил бывший соратник Чубайса Дмитрий Аханов.

2008 год только начинается, поэтому делать глобальные обобщения рано. Достаточно отметить, что первые месяцы принесли пересмотр соглашения РАО ЕЭС с регионами и пересмотр планов относительно развития генерирующих компаний новыми собственниками. Среди не решенных пока вопросов — пресечение манипулирования ценами и условия техприсоединения новых потребителей. Вопросы вызывает и запуск рынка мощности, который в конце минувшего года был намечен на 1 января, сегодня — уже на 1 июля 2008 года, дату ухода РАО ЕЭС.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (100) апрель 2008 года:

  • Информационные технологии готовы управлять энергетикой
    Информационные технологии готовы управлять энергетикой

    В московском отеле «Золотое кольцо» 26 марта 2008 года состоялся семинар «Процессно-ориентированное управление в компаниях распределительного электросетевого комплекса». Семинар был организован консалтинговой компанией ООО «Файномика» при участии «IDS Sсheer Россия и страны СНГ» для распределительных сетевых компаний ОАО «МРСК Центра» и посвящен формированию единого подхода и принципов реализации процессно-ориентированного управления в...

  • ОГК-3 интересуется «Челябэнергосбытом»

    ОАО «ОГК-3» интересуется «Челябэнергосбытом», однако в случае слишком высокой цены актива предпочтет создать энергосбытовую компанию с нуля, сообщил исполнительный директор генерирующей компании Сергей Тазин. Компания «Челябэнергосбыт» готовится разместить дополнительную эмиссию среди широкого круга инвесторов для привлечения инвестиций. Вместе с допэмиссией может быть продана и доля РАО «ЕЭС России» в этом сбытовом предприятии. За ...

  • Чистая прибыль РАО ЕЭС увеличилась на 24 миллиарда рублей

    Чистая прибыль РАО «ЕЭС России» за 9 месяцев 2007 года увеличилась на 24 миллиарда рублей по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составила 36 миллиардов рублей. Чистая прибыль, приходящаяся на долю миноритарных акционеров группы РАО ЕЭС за 9 месяцев 2007 года, увеличилась на 1 миллиард рублей по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составила 9,9 миллиарда рублей. Прибыль группы РАО «ЕЭС России» от основной продолжающе...

  • Блиц

    РАО «ЕЭС России» выставило на открытый аукцион 20‑21 мая акции шести инженерных центров энергетики и двух НИИ. Это пакеты в размере 75 процентов минус одна акция в московских ОАО «Инженерный центр ЕЭС» (стартовая цена 2,3 миллиарда рублей), ОАО «Специальное конструкторское бюро теплоэнергетического оборудования ВТИ» (стартовая цена 80 миллионов рублей) и ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» (315 миллионов рублей), самарском ОАО «И...

  • Рост цен на металл угрожает развитию энергетики

    Ассоциация энергоменеджеров выступает за принятие мер по сдерживанию роста цен на металл путем увеличения экспортных пошлин. Ассоциация энергоменеджеров (АСЭМ) направила министру промышленности и энергетики России Виктору Христенко письмо, в котором обратила внимание на крайне сложную ситуацию, сложившуюся в сфере энергетического строительства. «В результате резкого увеличения отечественными металлургическими предприятиями отпускных...