16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/399/2118590.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 19 (399) октябрь 2020 года

Стратегический подход

Министерство энергетики России опубликовало для общественного обсуждения проект Стратегии развития электросетевого комплекса РФ до 2035 года.

В проекте Стратегии определены приоритеты государственной энергетической политики в части развития электросетевого комплекса. В их числе: гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны, максимально возможное использование отечественного оборудования, повышение результативности и эффективности всех уровней управления, обеспечение баланса экономических интересов потребителей электрической энергии и сетевых организаций.

Цель развития электросетевого комплекса на период до 2035 года — максимальное содействие социально-экономическому развитию страны посредством развития электросетевого комплекса, обеспечивающего надежное, качественное и доступное энергоснабжение потребителей за счет организации эффективной и соответствующей мировым стандартам технологической инфраструктуры. В частности, в части, относящейся к электросетевому комплексу, по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим баланс экономических интересов потребителей электрической энергии и сетевых организаций.

В рамках внедрения интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством предполагается создание единой среды взаимодействия на основе цифровых технологий, внедрение риск-ориентированного управления, повышение уровня надежности энергоснабжения потребителей за счет использования цифровых технологий и новых моделей управления.


Создание единого электросетевого комплекса

Согласно стратегии, к 2035 году количество территориальных сетевых организаций, как юридических лиц, на территории сократится до 700 с 1 655 в 2020 году.

В магистральном сетевом комплексе будет продолжена работа по консолидации объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть на базе организации по управлению единой национальной электрической сети.

При этом консолидация на базе компаний с государственным участием должна проводиться исключительно на принципах экономической эффективности.

В рамках сокращения количества бесхозяйных электросетевых объектов, через которые осуществляется передача электрической энергии потребителям услуг, количество таких объектов к 2035 году должно быть доведено до минимально возможного уровня, — отмечается в документе.

Для этого на уровне федерального законодательства в 2022–2023 годах будет закончено формирование нормативной базы, позволяющей выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, в максимально короткие сроки организовывать их эксплуатацию сетевой организацией, а также обеспечить их постоянную инвентаризацию на уровне субъектов РФ.

Для сокращения «лоскутности» электрических сетей также будет осуществлена передача объектов электросетевого хозяйства садоводческих некоммерческих хозяйств на баланс ТСО. В связи с этим к 2022 году будет закончено формирование нормативной базы по совершенствованию порядка их передачи.


Цифровая трансформация

В результате цифровой трансформации электрические сети будет обеспечена сквозная наблюдаемость сети с использованием цифровой копии электрической сети, отображающей в режиме реального времени параметры ее работы. Функции управления электрической сетью, подстанциями и ЛЭП будет реализовываться интеллектуальными системами управления с использованием дистанционного управления, технологий искусственного интеллекта и математического моделирования. Также будут изменены сквозные бизнес-процессы на основе использования цифровой модели сети.

Как предполагается, управление электросетевым хозяйством с применением интеллектуальных систем управления в 2035 году будет осуществляться во всех регионах РФ, тогда как на текущий год этот показатель составляет 10%.


Перекрестное субсидирование

«Одной из основных проблем в электроэнергетике и, в частности, в электросетевом комплексе России является перекрестное субсидирование, которое представляет собой перераспределение экономически обоснованной выручки территориальных сетевых организаций между различными категориями потребителей при оплате услуг по передаче электрической энергии, — говорится в документе. — При этом существенной проблемой является непрозрачность распределения нагрузки по перекрестному субсидированию между группами потребителей».

Величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе выросла с 220 млрд рублей в 2012 году до 238 млрд рублей в 2019 году. При сохранении текущих темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и других потребителей величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе к 2022 году составит порядка 349 млрд рублей, в 2025 году — 189 млрд рублей, в 2030 году — 130 млрд рублей и в 2035 году, — 100 млрд рублей, подсчитали в Минэнерго.

«Перекрестное субсидирование населения негативно влияет на конкурентоспособность целого ряда отраслей российской промышленности, создает стимулы для крупных потребителей строить собственную генерацию, инвестировать в присоединение к электрическим сетям ФСК ЕЭС, приводит к убыткам распределительных сетевых организаций, а также к росту тарифов для малого и среднего бизнеса, что существенно замедляет его развитие. Кроме того, перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку фактически размер субсидии прямо пропорционален потреблению электроэнергии», — отмечается в документе.

Величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе учитывается в тарифах на услуги по передаче электрической энергии территориальных сетевых организаций и не учитывается в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В итоге крупные потребители, чьи энергопринимающие устройства присоединены к магистральным сетям ПАО «ФСК ЕЭС», не несут социальной нагрузки по перекрестному субсидированию. Это создает для них дополнительные экономические преференции по отношению к аналогичным потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к территориальным сетевым организациям, — отмечают в Минэнерго.

Ценовое неравенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии между потребителями создает некорректные ценовые сигналы. В результате крупные потребители стремятся строить собственную генерацию, перейти на подключение с распределительных сетей к магистральным, поясняется в проекте стратегии.


Электросетевой комплекс России — один из крупнейших в мире:
  • более 2,6 млн км линий электропередач;
  • порядка 600 тысяч подстанций суммарной трансформаторной мощностью 885 тыс. МВА;
  • порядка 800 млрд кВтч полезного отпуска электрической энергии потребителям.


Таким образом, дальнейшее затягивание принятия решения в отношении перекрестного субсидирования будет являться существенным сдерживающим фактором для развития экономики.


Неиспользуемый резерв мощности

«Действующая система регулирования услуг по передаче электрической энергии и техприсоединения к сетям, при которой строительство и поддержание сетевой инфраструктуры осуществляется исходя из заявляемой максимальной мощности, а оплата услуг по передаче производится по фактической мощности, приводит к ряду негативных последствий.

Содержание объектов электросетевого хозяйства оплачивается за счет всех потребителей, находящихся в одном субъекте, в составе общих затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии, включенных в тариф», — отмечается в документе.

При существующей системе определения платы за техприсоединение к сетям большая часть затрат на подключение относится на услугу по передаче электрической энергии для всех потребителей региона и не оплачивается присоединяемым потребителем. Его это не стимулирует ответственно относиться к величине запрашиваемой у сетевой компании максимальной мощности.

В настоящее время неиспользуемый резерв такой мощности составляет порядка 101 ГВт или 65% от его общего объема. При этом фактически используемая мощность потребителями составляет около 55 ГВт или 35%, загрузка центров питания в магистральном комплексе 35%, в распределительном комплексе — 26%.

За последние 7 лет прирост мощности по заключенным договорам технологического присоединения составил 121,8 ГВт, а прирост фактической потребляемой мощности за счет нового технологического присоединения составил всего 8 ГВт, что составляет всего 6,5%.

Стратегия предполагает плавный переход на новую систему тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии в части оплаты максимальной мощности, заказанной потребителями при техприсоединении и экономического стимулирования потребителей, более года не использующих свыше 40% зарезервированных для них мощностей. Это позволит восстановить экономический баланс интересов на рынке оказания услуг по передаче, оптимального использования уже имеющейся сетевой инфраструктуры и сокращения излишнего строительства.

Ключевой мерой для решения задачи совершенствования системы технологического присоединения, наряду с тарифным регулированием, является создание Единого портала технологического присоединения, требования к которому должны быть утверждены в 2021 году.

Использование Единого портала технологического присоединения к электрическим сетям упростит условия технологического присоединения. А также сделает эту процедуру более простой, быстрой и прозрачной на всей территории России, — отмечается в документе.

Это позволит, с одной стороны, сетевым организациям сократить расходы, возникающие в связи с оказанием услуг по технологическому присоединению потребителей, а с другой стороны — упростит контроль со стороны антимонопольных органов.

Как ожидается, доля субъектов РФ, в которых услуги по техприсоединению оказываются с использованием Единого портала технологического присоединения к 2035 году будет доведена до 50% в 2025 году и до 100% — в 2035 году.


Система учета потребления электроэнергии

В настоящее время парк приборов учета оценивается на уровне 76 млн штук, в том числе у потребителей в многоквартирных домах — 46 млн штук. При этом порядка 95% используемых приборов учета не соответствует современным требованиям.

С 1 января 2022 года сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками будут созданы интеллектуальные системы учета электрической энергии, которые позволят дистанционно снимать показания, фиксировать отключение потребителей, в режиме реального времени наблюдать за качеством электрической энергии. А также обеспечивать наблюдаемость сети и выявлять неполадки и нарушения в работе сети, в том числе коммерческого характера.

На базе интеллектуальных систем управления электрической энергии будут сформированы новые сервисы учета для потребителей электрической энергии.

Доля приборов учета, соответствующая современным требованиям, возрастет с 10% в 2020 году до 100% в 2035 году. Доля установленных АСУ ТП на отечественной элементной базе вырастет с 30% в 2020 году до 100% в 2035 году.

Минэнерго, Цифровая трансформация, Перекрестное субсидирование, Электрические сети,

Стратегический подходКод PHP" data-description="Министерство энергетики России опубликовало для общественного обсуждения проект Стратегии развития электросетевого комплекса РФ до 2035 года.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/399/2118590.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/8d1/8d12a1105b30a8580f063a8489b8ca4f.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.