16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/397/9414990.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 17 (397) сентябрь 2020 года

Спрос на зеленые облигации превышает предложение

Финансы Подготовил Евгений ГЕРАСИМОВ 203

Минэкономразвития подготовлен проект распоряжения Правительства, закладывающего основы системы «зеленого» финансирования в РФ. Оно будет привлекаться в проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или на минимизацию наносимого природе вреда.

– В настоящее время в мире наблюдается бум устойчивого развития. Ситуация с глобальной пандемией еще острее обозначила проблему. И не секрет, что перед нами также остро стоит климатическая повестка, – отметил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов в ходе круглого стола на тему «Зеленое развитие в России: время действовать!» – Минэкономразвития разработало и внесло в правительство так называемый «климатический пакет». В рамках комплексного подхода к данному вопросу МЭР также подготовило проект распоряжения об устойчивом развитии.

В том числе – проект распоряжения Правительства, закладывающего основы системы «зеленого» финансирования в РФ.

– В России уже накопился свой собственный опыт эмиссии облигаций, соотносящихся с целями устойчивого развития, на сумму более 70 млрд рублей в эквиваленте. Это в том числе девять локальных выпусков «зеленых» и социальных облигаций, два выпуска еврооблигаций, – отметил замглавы Минэкономразвития.


от 15 % до 40 % проектов, запущенных в 2019 году, могли бы претендовать на статус «зеленых» проектов в портфеле ВЭБ. РФ


Распоряжение запустит на государственном уровне процесс утверждения целей и направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития, разработки критериев соответствующих проектов и требований к системе верификации проектов, а также реализации стимулирующих мер.

Подготовленный проект распоряжения Правительства РФ предлагает закрепить за Минэкономразвития координирующую роль в разработке критериев отнесения проектов и финансирующих инструментов к «зеленым», требований к системе верификации, стимулирующих мер. Документ станет фундаментом ответственного финансирования в России. В его рамках в том числе будет создана Межведомственная рабочая группа, в которой будут представлены все профильные органы власти, ЦБ, ВЭБ, институты развития, деловое и профессиональное сообщество.

– Мы планируем создать и будем координировать специальную Межведомственную рабочую группу (МРГ), – добавил Илья Торосов. – В ней будут представлены профильные органы исполнительной власти, а также представители Банка России, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества.

ВЭБ.РФ, согласно проекту распоряжения, предложен в качестве центра компетенций с осуществлением функций методологического центра.


Скидка за зеленость

По словам зампредседателя ВЭБ.РФ Алексея Мирошниченко, в мире спрос на зеленые облигации серьезно превышает предложение. Рост активов под управлением фондов зеленых облигаций растет на 50 % в год против 8 % в случае классических облигаций. Как следствие, в последние два года сформировалась «скидка за зеленость», т. н. greenium, которая составляет в среднем 17 б.п. для заимствований в долларах, и может достигать более чем 50 б.п. в отдельных секторах.


"Емкость рынка «зеленых» облигаций в мире выросла с $ 2,6 млрд в 2012 году до $ 800 млрд в 2019‑м."


– При разработке нашей системы зеленого финансирования мы стремимся обеспечить российским эмитентам облигаций премию, тот самый greenium. И поскольку чисто рыночными стимулами ее обеспечить сейчас трудно, на первом этапе пока этот сегмент рынка еще находится в процессе становления. Мы рассчитываем компенсировать разницу средствами государственного стимулирования и нашими собственными ресурсами, – отметил Алексей Мирошниченко.


3 трлн рублей составит до конца 2023 года в России рынок «зеленого» финансирования



Источниками зеленых проектов в фокусе ВЭБ.РФ могут стать, к примеру, проекты создания или модернизации производств, связанных с уменьшением вредных выбросов и с энергоэффективностью, уверен зампредседателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун. А также проекты в области использования электротранспорта и транспорта на газомоторном топливе. Кроме того, проекты, связанные с управлением ТБО, связанные с чистой водой и чистым воздухом, и в будущем, возможно, строительные проекты, использующие экологичные материалы и проекты с высокой энергоэффективностью.

– Мы проанализировали сделки, одобренные в 2019 году, и пришли к выводу, что от 15 % до 40 % проектов (в зависимости от методологии) могли бы быть отнесены к зеленым, – прокомментировал Юрий Корсун. – Хоть сделки и не были формально «верифицированы» как зеленые, они относятся к зеленым направлениями деятельности.

Сюда можно отнести и электрический подвижной состав, и танкеры-газовозы, работающие на газомоторном топливе, и крупный проект «энергия из отходов», – заметил он.

Юрий Корсун также отметил, что не исключено предоставление гарантий ВЭБ.РФ по зеленым проектам по механизмам, схожим с антикризисными мерами Правительства России.


«Это много!»

Объем рынка зеленого финансирования до конца 2023 года в России составит около 3 трлн рублей. Такой прогноз озвучил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.

– Мы выделяем на рынке зеленого финансирования три составные части. Первое – это промышленная экология. Мы оцениваем, что объем этого направления до конца 2023 года составит 1,6‑1,8 трлн рублей, – рассказал Александр Ведяхин. – Второе направление – это проекты городской инфраструктуры: управление твердыми коммунальными отходами, хорошая вода для городов и т. д. Инвестиции в это направление мы оцениваем в 0,8‑1 трлн рублей за тот же период.

И третье направление – это корпоративные ESG-инвестиции, когда предприятия сами улучшают свой вклад в экологию, снижают углеродный след и т. д. Это еще около 500 млрд рублей. Таким образом, объем всего рынка зеленого финансирования составляет примерно 3 трлн рублей до 2023 года включительно. Это много!

При разработке мер, которые позволят обеспечить достаточное финансирование этих направлений, Александр Ведяхин призвал отдавать приоритет инструментам с максимальным мультипликатором, в первую очередь – субсидированию процентной ставки по зеленым кредитам. Кроме того, по его мнению, эффективной стимулирующей мерой было бы снижение риск-весов (коэффициент, отражающий уровень риска и используемый при расчете взвешенных по риску показателей) по зеленым кредитам со стороны Центробанка. За счет того, что затраты на капитал в этом случае будут снижаться, банки смогут давать дополнительный дисконт.


Заместитель министра экономического развития России Илья Торосов:

«В России уже накопился свой собственный опыт эмиссии облигаций, соотносящихся с целями устойчивого развития, на сумму более 70 млрд. рублей в эквиваленте. Это в том числе девять локальных выпусков «зеленых» и социальных облигаций, два выпуска еврооблигаций».



Наконец, необходима методология, позволяющая определять кредиты как зеленые, и кто‑то должен быть наделен правом такого определения, добавил Александр Ведяхин.

– Это самые быстрые и понятные инструменты, – подчеркнул первый зампредправления Сбербанка, также указав на важность развития рынка зеленых облигаций.

В планах работы комитета Госдумы по финансовому рынку есть подготовка конкретных законодательных инициатив в поддержку зеленого финансирования в России, сообщил председатель комитета Анатолий Аксаков.

– Мы считаем, необходимо четко прописать в законодательстве, что такое зеленые финансовые инструменты, и под эти инструменты выстраивать целые программы мер поддержки, – выразил уверенность депутат.


Инвестиции, Экология

Похожие Свежие Популярные