16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/107/8333.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (107-108) август 2008 года

Одесса – Броды: чего ждать?

Нефть и газ в энергетике Иван СМОЛЬЯНИНОВ

Украина продолжает настаивать на использовании нефтепровода Одесса – Броды в аверсном режиме (то есть в прямом направлении).

В конце прошлой недели президент Украины Виктор Ющенко поручил правительству до конца года подготовить трубопровод к такой работе. Таким образом, по замыслам Киева, Европа получит доступ к каспийской нефти, что поможет ей в меньшей мере зависеть от российского сырья, а Украине стать главным транзитном центром. Правда, кто будет заполнять трубу, пока неясно. Ведь, в частности, Казахстан испытывает как производственные сложности (Каспийский трубопроводный консорциум не способен удовлетворить аппетиты Украины), так и политические – Нурсултан Назарбаев еще весной заявлял, что, прежде чем включиться в трубопровод Одесса--Броды, «надо договариваться с российскими нефтетранспортными организациями». А российский вице-премьер Игорь Сечин месяц назад сказал, что разворот украинского нефтепровода позволит «обеспечить более стабильную работу» российских нефтяников – как известно, за развитие портов Приморска Владимир Путин активно выступает с первых дней своего премьерства.

Виктор Ющенко своим указом утвердил решение совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о начале работы нефтепровода Одесса – Броды в аверсном режиме. При этом о планах транзита нефти через Броды в Польшу в решении не упоминается.

Первая очередь нефтепровода Одесса – Броды была введена в эксплуатацию в 2001 году. Ее мощность составила 9 миллионов тонн в год, а протяженность – 674 километра. Изначально нефтепровод строился для транзита каспийской нефти из Казахстана с побережья Черного моря в Европу: из морского терминала «Южный» в Одесской области она доставлялась к системе «Дружба» в районе Брод в Львовской области. Однако на протяжении трех лет трубо-провод не использовался, так как нефтеперерабатывающие заводы на Украине и в Европе не смогли договориться с поставщиками каспийской нефти. В 2004 году после переговоров «Укртранснафты» и ТНК-ВР он был пущен в реверсном режиме. В конце 2006 года украинская компания заключила договор с «Транснефтью» о перекачке в Одессу около 9 миллионов тонн в год российской нефти. Главным инициатором пуска нефтепровода Одесса--Броды в аверсном режиме является президент Польши Лех Качинский. Для того чтобы продлить нефтепровод до Польши, еще в 2004 году было создано совместное предприятие между «Укртранснафтой» и польской компанией PERN. Завершить все работы планировалось к 2011 году. В начале этого года в СП вошли также нефтяные компании из Азербайджана, Грузии и Литвы.

Сейчас около 80 процентов мощностей нефтепровода Одесса – Броды, через который в 2007 году прошло 9,6 миллиона тонн, заполняют в ТНК-ВР и ЛУКОЙЛе. После решения украинского руководства под угрозу попадают их контрактные обязательства. Официально ситуацию в ТНК-ВР и ЛУКОЙЛе не комментируют. Правда, источник в одной из компаний заявил, что «никто таких планов не боится». «Украинские власти выступают с такими заявлениями довольно часто. Но заполнять трубопровод, если он заработает в аверсном режиме, будет нечем, потому что с Казахстаном надо еще договориться», – сказал он.

Примечательно, что в самом украинском руководстве снова нет согласия в реализации проекта по работе трубопровода в аверсном режиме. В схеме, утвержденной президентом В. Ющенко, фигурирует несколько офшорных компаний, что вызывает у премьера Юлии Тимошенко недоверие. «Украина ни в каком случае не может поддержать никаких странных схем функционирования Одесса – Броды», – заявила она. По ее мнению, участие в проекте офшорных компаний может привести к потере контроля государства над трубопроводом.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 15-16 (107-108) август 2008 года:

  • Азербайджан: «Газпром» сделал предложение

    Торговый представитель России в Азербайджане Юрий Щедрин подтвердил готовность России закупать азербайджанский газ с месторождения «Шах дениз» на шельфе Каспия. Он напомнил, что впервые предложение о закупке газа по рыночным ценам было сделано в начале июня в Баку председателем правления компании «Газпром» Алексеем Миллером и подтверждено в июле в ходе официального визита в республику президента Дмитрия Медведева. «Концептуально вопросы...

  • «Денежный парашют» – новый стимул для увольнения

    Бывшее руководство генерирующей компании «Мосэнерго», которое воспользовалось «золотыми парашютами» на 94 миллиона рублей, перед уходом позаботилось о достойном увольнении других членов своей команды. Стало известно, что перед сменой собственника менеджмент компании утвердил новую пенсионную программу. Она предусматривала выплаты менеджерам среднего звена при уходе на пенсию и существенные компенсации другим пенсионерам – энергетикам с...

  • Иран: Бушерская АЭС готовится к сдаче

    Российский «Атомстройэкспорт» приступил к завершающему этапу монтажных работ технологических систем на Бушерской АЭС в Иране. «Атомстройэкспорт» сооружает первую иранскую АЭС «Бушер» с реактором типа ВВЭР мощностью 1000 МВт в рамках контракта, подписанного в 1995 году. Топливо для первой загрузки реактора было поставлено на площадку в конце января текущего года. Все облученное ядерное топливо с АЭС, согласно договору, будет в обязатель...

  • Лучший водитель «Карелэнерго» работает на севере республики

    В филиале ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» прошли соревнования водителей оперативно-ремонтных бригад. 15‑16 июля в Петрозаводске собрались водители автомобилей оперативно-ремонтных бригад – победители соревнований профессионального мастерства в производственных отделениях «Карелэнерго» – Южно-Карельских, Западно-Карельских и Северных элек­трических сетях. Участникам соревнований было необходимо пройти несколько...

  • Старый добрый уголь, с возвращением!

    Было время, когда уголь, с широкого использования которого начиналась современная энергетика, стали считать топливом вчерашнего дня. Нефтепродукты, газ, новые, так называемые альтернативные, виды топлива, казалось бы, вытеснили его и резко снизили его значение. Но со временем у других видов топлива обнаружились и недостатки: дороговизна, сложности транспортировки, недостаточная экономичность… В то время как для использования угля появи...