16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/45/6597297.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (45) декабрь 2019 года

Отопительный сезон неоднозначный старт

Татьяна РЕЙТЕР
Отопительный сезон неоднозначный старт

В этом году перед началом отопительного сезона готовность на местах к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) была оценена очень высоко. Тем не менее при подготовке к новому ОЗП не обошлось без чрезвычайных ситуаций.

Прошлогодние уроки

Итоги предыдущего отопительного сезона показали, что даже при заявленном высоком уровне подготовки и введении риск-ориентированного подхода к управлению отраслью сезон сопровождался крупными авариями на тепловых сетях. Достаточно вспомнить прорывы на теплосетях АО «Красноярская теплотранспортная компания» с отключением 268 зданий в марте 2019 года или ситуацию в г. Черногорске (Хакасия), когда из‑за аварии на магистральном теплопроводе в феврале было отключено теплоснабжение 205 МКД, где проживали 16 тысяч человек. Кроме того, ряд регионов столкнулись с ростом цен на уголь, мазут и дизельное топливо, что, по словам главы Минстроя Владимира Якушева, пришлось «разруливать в ручном режиме».

Аварий в прошедшем сезоне не удалось избежать даже крупным и относительно благополучным мегаполисам: в Санкт-Петербурге, по данным Ростехнадзора, произошло 5483 технологических нарушений и инцидентов на сетях АО «Теплосеть Санкт-Петербурга», в ГУП «ТЭК СПБ» – 3849.

Мало того что устаревшие сети давно требуют ремонта, они еще и эксплуатируются с нарушением. Совместная проверка Ростехнадзора и прокуратуры выявила в тепловом хозяйстве г. Барнаула 165 нарушений, в том числе не проведение технического диагностирования и экспертиз промышленной безопасности, непроведение гидравлических испытаний тепловых сетей, низкое качество экспертиз промбезопасности.

Год назад накануне отопительного сезона 969 муниципальных образований не имели паспорта готовности к ОЗП, из них только 256 обратились за получением паспортов повторно, из которых положительное заключение получили только 134 МО.


Готовность номер один

На этот раз перед началом отопительного сезона готовность на местах к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) была оценена очень высоко. Как сообщил 21 ноября на заседании правительства РФ министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, почти все муниципальные образования – 2614 из 2693 – подтвердили готовность к отопительному сезону. При этом в Центральном федеральном округе этот показатель достигал 99,5 %, в Южном – 98,4 %, в Северо-Западном – 99,7 %, в Дальневосточном – 94,2 %, в Сибирском – 91,6 %, в Уральском – 93,3 %, в Приволжском – 99 %, в Cеверо-Кавказском – 94,3 %. В свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что запасы топлива даже превышают норму.

Тем не менее при подготовке к новому ОЗП не обошлось без чрезвычайных ситуаций: режим ЧС в конце сентября объявили в трех районах Еврейской АО, где проживает десятая часть населения, из‑за отсутствия нормативного запаса топлива и неготовности котельных муниципалитетов к началу отопительного сезона. Ликвидация ЧС обошлась федеральному бюджету в миллиард рублей, причем ранее на проведение отопительного периода было выделено дополнительно 90 млн рублей.

Подготовка к отопительному сезону – зона ответственности регионов, из Москвы «не накомандуешься», подчеркнул Дмитрий Медведев на заседании правительства. В Госдуме решили поднять планку еще выше – депутат от ЛДПР, глава Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко внес в Думу законопроект об ужесточении наказания для должностных лиц за срыв отопительного сезона.

Тем не менее крупные аварии на теплосетях возникли сразу в нескольких регионах России, куда пришли холода. Проблемы с запуском отопительного сезона из‑за сильной изношенности теплосетей обнаружились на Урале, в Сибири, Челябинской и Курганской областях, а также в Пермском крае. Проблемы с запасами топлива выявлены в Сибири и на Алтае.

Причина коммунальных аварий в Новосибирске – недостаточные ремонтные работы на теплосетях в течение последних 15‑20 лет, сообщил губернатор региона Андрей Травников после череды крупных прорывов на теплотрассах, которые оставили без тепла десятки многоквартирных домов на 25‑градусном морозе. По его словам, основной поставщик тепла «Сибирская генерирующая компания» выполнила программу подготовки к отопительному сезону в полном объеме, но, чтобы наверстать упущенное, потребуются годы даже при двукратном и трехкратном увеличении объемов ремонта и, соответственно, финансирования.

«Чтобы своевременно заменить все трубы, нужно привлекать в три раза больше средств, чем сейчас», также сообщил глава НП «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов в прямом эфире федерального канала. По его словам, при нынешнем положении отрасли, когда средств не хватает, а за спиной «провинившихся» руководителей аварийного сетевого хозяйства стоит прокуратура, все меньше остается специалистов, готовых возглавить региональные сети.


Откуда взять средства

Источники проблем, которые проявляются каждую зиму, хорошо известны и не всегда зависят от возможностей регионов: изношенность инфраструктуры, требующая масштабной модернизации, отсутствие достаточных инвестиций, задолженность предприятий ЖКХ за топливно-энергетические ресурсы и исполнителей коммунальных услуг за потребленные энергоресурсы.

Сегодня, по данным Минстроя, общая сумма долга за топливно-энергетические ресурсы предприятиями жилищно-коммунального комплекса составляет 176,5 миллиарда рублей, а задолженность потребителей за ресурсы и услуги предприятиям ЖКХ – 1,3 триллиона.

«Естественно, при таком разрыве мы не можем говорить, что сегодня жилищно-коммунальный комплекс может полноценно развиваться. Разрыв понятен… огромная дыра. И при таком разрыве сложно найти какие‑то решения для того, чтобы ЖКК не только решал повседневные задачи, но и имел еще какую‑то инвестиционную составляющую», – подчеркнул Владимир Якушев.

В качестве источников внебюджетного финансирования отрасли наибольшую практику и законодательное обеспечение получили энергосервисные контракты и концессионные соглашения. Однако, по мнению руководителя Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО) Алексея Туликова, практика энергосервиса в сфере теплоснабжения пока носит единичный характер – такие проекты сложно структурировать, приходится учитывать широкий спектр факторов, влияющих на объем потребления первичного топлива.

Концессионные соглашения – более гибкий и менее рискованный инструмент для модернизации систем теплоснабжения с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров. Они имеют ряд преимуществ перед приватизацией или арендой как для инвестора, так и для властных структур: отсутствуют расходы на покупку активов, есть гарантии неизменности долгосрочных тарифов и получение валовой выручки, предусмотрена ответственность инвестора.

По количеству заключенных концессионных соглашений ЖКХ занимает больше половины рынка – почти 60 %, по суммарному объему инвестиционных обязательств – около 20 %. По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), треть концессионных проектов в сфере ЖКХ приходится на электро- и теплоснабжение. Большинство концессионных конкурсов в сфере теплоэнергоснабжения, как правило, заявлено муниципальными органами власти, из них около трети – структурами регионального уровня. Инициатором конкурса на право заключения соглашения чаще всего выступает ресурсоснабжающая организация региона. В сфере тепло- и энергоснабжения концессии реализуются в половине субъектов Федерации. Из них самыми крупными являются:

– Система теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Волгограда, концессионное соглашение (КС) заключено на 29,6 млрд с 21.09.2016 сроком на 29 лет, концессионер ООО «Концессия теплоснабжения».

– Система коммунальной инфраструктуры теплоснабжения г. Владимира, КС на 8 млрд с 24.12.2012 сроком на 23 года, концессионер АО «Владимирские коммунальные системы».

– Объекты теплоснабжения г. Череповца Вологодской области, КС на 5,3 млрд с 01.02.2018 сроком на 19 лет, концессионер ООО «Газпром теплоэнерго Вологда».

– Система теплоснабжения г. Ижевска Удмуртской Республики, КС на 5 млрд сроком на 30 лет, ООО «Удмуртские коммунальные системы».

– Система теплоснабжения г. Дзержинска Нижегородской области, КС на 4,68 млрд с 16.01.2018 сроком на 30 лет, концессионер ПАО «Т Плюс».

Преимущества концессионных соглашений оценило Министерство строительства и ЖКХ России, которое с 2011 года пытается привлечь в отрасль частные инвестиции – дефицит в средствах ведомство оценивает в 500 млрд рублей ежегодно. Минстрой отметил в качестве наиболее эффективных концессионные проекты в ЖКХ из Волгоградской, Саратовской, Тульской, Тюменской, Московской, Воронежской, Ростовской, Владимирской, Оренбургской, Калужской областей, Алтайского края, Удмуртской и Чувашской республик. По данным министерства, концессионный опыт регионов позволяет говорить о таких преимуществах этого финансового механизма, как снижение аварийности на объектах теплоснабжения на 47 %, в водоснабжении – на 21 %.



МНЕНИЕ

Артем ЕвлановАртем Евланов, генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй»

В 2018 году теплосети 26 регионов России период отопительного сезона пережили без крупных аварий, в 28 отмечено по два происшествия за октябрь-март. Общее количество аварийных ситуаций прошлой зимой снизилось на теплосетях на 11,6 %, на объектах и сетях горячего водоснабжения – на 28 %.

Главными причинами возникновения аварий на объектах централизованного теплоснабжения остаются изношенность сетей и неквалифицированные ремонтные работы. Например, 2,5 тысячи теплотрасс Санкт-Петербурга требуют замены, 50 % сетей Севастополя имеют критический износ.

Для решения проблемы нужны существенные инвестиции, однако сфера ЖКХ традиционно непривлекательна для инвестиций по причине своей убыточности. Такие энергоэффективные мероприятия, как установка индивидуальных тепловых пунктов и «умных» приборов учета, балансировка систем отопления и комплексная модернизация тепловых сетей в РФ позволит повысить эффективность их работы на 30 %, но на это потребуется в общей сложности 13 триллионов рублей.

Свежие Популярные