16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/44/622349.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (44) октябрь 2019 года

О счетчиках тепла в новостройках

Главное Ефим ЛЕСМАН, инженер-энергетик 2

Установка ИПУ (индивидуальных приборов учета) в каждой квартире в новостройках на тепло не должна быть обязательной.

С такой инициативой выступил Минстрой РФ. По мнению заместителя министра Максима Егорова, эта мера позволит навести порядок в оплате услуг теплоснабжения.

Аргументация этой, для многих неожиданной, инициативы связана с ростом количества жалоб со стороны граждан на соседей, которые существенно сбавляют температуру или отключают обогрев своих квартир. В результате, если один жилец квартиры снижает температуру в помещении на градус от норматива +18 оС, то сосед вынужден будет тратить на 20 % больше тепла, чтобы обогреть свою квартиру. Если снижение температуры составит 3 градуса, то расходы соседа увеличатся до 60 %.

Кроме того, стоимость прибора учета (счетчика) составляет 6,5‑8 тысяч рублей, замена – 6000 рублей, а поверка 2‑3 тысячи рублей. Срок службы счетчика составляет –12 лет.

28 июня 2019 года директор ведомственного департамента развития ЖКХ Светлана Никонова сообщила Интерфаксу, что Минстрой РФ выступил за оснащение строящегося многоквартирного жилья общедомовыми приборами учета (ОПУ) тепла вместо квартирных. Это предложение было разослано в Минэнерго, Министерство развития и ФАС.

Таким образом, получается альтернатива закону, который обязывал с 1 января 2012 года устанавливать в квартирах приборы учета в новостройках жилых домов.

Инициатива Министерства строительства РФ встречена негативно производителями приборов учета, которые считают, что это новшество не соответствует государственной политике в области энергосбережения и не будет стимулировать жителей многоквартирных домов к рациональному потреблению тепла. Это также приведет к уменьшению приборов учета.

В этой связи несколько коротких реплик-комментариев по затронутым вопросам, касающихся миллионов людей.

Как обязательный отказ от установки в новостройках ИПУ в квартирах отразится на принятом курсе на энергоэффективность? Никак, ибо счетчики показывают расход того или иного ресурса, а не его экономию. А как это скажется на оплате за потребленное тепло в квартире?

Для примера примем 3‑комнатную квартиру в жилом многоквартирном доме.

Вариант 1. По нормативу, существующему уже десятки лет.

Сумма оплаты будет зависеть от стоимости одной Гкал, расхода тепла по нормативу на квадратный метр площади квартиры и общей площади квартиры.

Причем в оплате учтены и затраты на отопление мест общего пользования дома, ибо нормативный метод предусматривает все затраты. Расчет прост, ясен и понятен.

Вариант 2. Он в новостройках многоквартирных домов может быть двух разновидностей в квартирах: при вертикальной разводке труб отопления и горизонтальной. В первом случае на каждую батарею придется ставить счетчик учета тепла. Итого 4 счетчика – 3 в комнатах и один на кухне. Во втором случае потребуется один счетчик. Однако эти счетчики учитывают только тепло, потребляемое для отопления квартиры, и поэтому к их показателям надо приплюсовать тепло на отопление мест общего пользования, приходящееся по расчету на данную квартиру. Однако формулы, разработанные для расчета платы за места общего пользования, некоторые эксперты считают некорректными, ибо они приводят к неправильному распределению той доли затрат тепла в доме, которую жители не могут регулировать.

Короткая информация об энерго­сбережении. Этот глобальный вопрос всегда был на повестке правительства, как Советского Союза, так и России. После огромных разрушений народного хозяйства страны во время Великой Оте­чественной войны 1941‑1945 годов началось его восстановление. В частности, большое количество маленьких котельных, работавших на угле, были реконструированы и переведены на газ. Это значительно снизило затраты на отопление домов и существенно сократило выбросы газов в атмосферу. Ну и котельное оборудование, выпускаемое промышленностью, стало значительно лучше и эффективнее.

Из этого можно сделать следующие выводы:

1. Предложение Министерства строительства РФ представляется логичным, аргументированным, целесообразным, учитывающим реальное положение и возможности многогранного хозяйства страны.

2. Люди должны получать в необходимом количестве ресурсы и своевременно оплачивать их потребление по установленным тарифам – обоснованным и аргументированным.

3. Расход тепловой энергии, как и другой (воды, электроэнергии), должен производиться по счетчику или по нормативу. Однако дискриминация нормативного метода в отоплении не должна иметь место, как это сделано при расчетах за воду с введением повышающего коэффициента при отсутствии в квартире счетчиков на воду – холодную и горячую. Над людьми не должен висеть Дамоклов меч.

4. В связи с тем, что в основном, за редчайшим исключением, многоквартирные жилые дома оборудованы ОПУ, снова предлагаю плату за отопление начислять из расчета не за 8 месяцев, а за 12, т. е. за весь год, как и было раньше, до второй половины 2012 года. Такой подход более рационален и удобен.

5. Что касается определения затрат жильцов на отопление мест общего пользования в жилых домах, то более логичным и простым представляется введение повышающего на это коэффициента, который должен составлять порядка 12‑15 % от показаний счетчика тепла.

6. Счета на оплату коммунальных услуг надо упрощать, а не усложнять. Отсюда рекомендуется затраты на общее имущество включать в раздел индивидуального потребления.

В последнее время усиленно рекомендуется внедрять централизованно в рамках целого дома «умные» приборы, но только в новом строительстве. Однако представляется, что практически по многим факторам это сейчас и в ближайшие годы – нереальная задача.


Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.