16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/42/513866.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (42) июнь 2019 года

Эталоны для ЖКХ буксуют на местах

Генерация/сети Ольга МАРИНИЧЕВА

Введение эталонных тарифов в ЖКХ, анонсированных в минувшем году, требует дополнительной проработки из‑за существенных различий в инфраструктуре регионов.

Об этом объявил курирующий вопросы строительства и регионального развития вице-премьер РФ Виталий Мутко, добавив, что в настоящее время кабмин убирает «лазейки», позволяющие регионам самовольно менять предельные индексы повышения тарифов, которые устанавливает правительство. Вице-премьер предложил регионам пользоваться другими инструментами привлечения инвестиций в ЖКХ – такими, как ценообразование по методу «альтернативной котельной», позволяющее устанавливать справедливые тарифы на долгосрочный период – до 10 лет и больше.

Значит ли это, что озвученные ранее сроки формирования коммунальных «эталонов» оказались слишком оптимистичными? Насколько применима эта практика в российском ЖКХ, для которого характерны как высокий разброс используемых при расчете «эталонов» исходных параметров, так и отраслевая специфика, затрудняющая простой перенос электросетевых эталонов на «коммунальную» почву.

Об актуальности внедрения эталонных тарифов в сфере ЖКХ и электросетевом комплексе сообщил летом минувшего года президент РФ Владимир Путин, указав на то, что в регионах сложилась практика необоснованного повышения тарифов, «работающая» не на общее благо, а на повышение благосостояния конкретных лоббистов, «продавливающих» такие решения. Глава государства дал поручение создать «эталонный» принцип формирования тарифных ставок в срок до 31 июля 2019 г., а также ограничить регионам возможности поднимать тарифы для граждан выше установленного уровня без согласования с Федеральной антимонопольной службой.


Прототипы «эталонов» работают успешно

Как указывает ФАС, продвигающая и приветствующая внедрение «эталонов» в коммунальной отрасли, в России уже имеется положительный опыт внедрения аналогичного механизма – эталонной сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков. Это нововведение позволило существенно сократить сбытовые надбавки, равно как и дифференциацию тарифов по регионам. «Если раньше она (разница тарифов) достигала десятков раз, то сейчас тарифы отличаются не более чем в два раза, – сообщил в начале 2018 года замглавы ФАС Виталий Королев. – Мы считаем, что в целевом периоде за 3 года эта разница должна еще сократиться. Такого же эффекта мы ожидаем и в тех сферах ЖКХ, где будут внедрены эталоны». С тем, что внедрение эталонного метода регулирования сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков позволило сделать систему тарифного регулирования более прозрачной, практически ликвидировать коррупционную составляющую, согласна и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК).

«Принцип расчета эталонов основан на сборе информации по физическим и стоимостным показателям компаний в сфере ЖКХ, – напоминает Наталья Невмержицкая, председатель правления НП «ГП и ЭСК». – Компании агрегируют в группы в соответствии с определенными критериями, где в каждой из них сформировано нормирование затрат. К физическим показателям относятся объемы отпуска услуг, климатическое и географическое расположение, протяженность сетей, изношенность оборудования и другие параметры, к стоимостным – затраты на топливо, расходы на реагенты, электроэнергию, проведение ремонтов. Тариф на услуги регулируемых организаций сферы ЖКХ будет состоять из двух частей. Первая часть – единый эталонный уровень затрат, который устанавливается на федеральном уровне в зависимости от технических и географических параметров. Вторую часть тарифа планируется устанавливать на региональном уровне с учетом необходимости вложения инвестиций». Таким образом, внедрение «эталонов» должно позволить финансировать как текущую деятельность компаний, так и их инвестиционные затраты, вложения в будущее.


«Не навреди!»

И все же, подчеркивает Наталья Невмержицкая, поспешное приведение коммунальщиков к «эталонам» является одним из факторов риска для разумного в целом начинания. «В сфере ЖКХ действует немало предприятий с высокой степенью износа оборудования, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и водоснабжения, – указывает она. – Такие предприятия нужно прежде всего вывести на уровень, позволяющий обеспечить выполнение стандартов качества, и только после этого сопоставлять их с эталонами. С нашей точки зрения, для корректного расчета эталонов для организаций сферы ЖКХ необходимо проанализировать расходы по основным бизнес-процессам и сделать сопоставление с учетом оценки обеспеченности существующего уровня расходов, учтенных в тарифах регулируемых организаций в целях обеспечения выполнения основных процессов и исключить случаи значительного занижения установленных тарифов».

Игорь Волобуев«Внедрение эталонов осложняет техническая сложность поставленной задачи, – говорит Игорь Волобуев, представитель «Российских коммунальных систем», крупнейшего частного оператора водоснабжения и водоотведения в России. – В нашем случае речь идет о наблюдаемом РКС высоком разно­образии технологий, территориальных особенностях расположения водоканалов. Для того, чтобы правильно сформировать базу альтернативных решений, необходимо внедрение единой учетной политики на всех регулируемых организациях. На наш взгляд, тарифы должны учитывать, сколько необходимо средств для исполнения обязательств, включая ремонты (не сколько утвердит регулятор, а сколько действительно нужно инвестировать). Здесь должны быть учтены новые требования законодательства, которые не нашли отражение в тарифах последних лет: переход на наилучшие доступные технологии – НДТ, ликвидация иловых площадок, ведение государственной информационной системы ЖКХ и так далее. Эталонные тарифы в понимании РКС – это экономически обоснованные тарифы, которые гарантируют потребителю предоставление качественных услуг и отсутствие аварий, связанных с хроническим недофинансированием отрасли. Поспешное же внедрение непродуманных «эталонов» грозит ухудшением финансовых показателей предприятий из‑за установления заниженных тарифов относительно экономически обоснованного уровня».


«Эталонный тариф – тема непростая, – констатирует Виталий Мутко. – Как в такой стране может быть эталон? Если в Якутии, например, мы топим сырой нефтью, то в Мурманской области – мазутом. Плюс есть дальность, расстояние, доставка сырья. Это вещь специфичная».



«Эталонить» с умом

Екатерина Косогова«Виталий Мутко совершенно прав, – считает директор по тарифообразованию ОАО «Сибирская генерирующая компания» Екатерина Косогова. – Наша страна большая и слишком разная. Поэтому мы всегда выступали за то, что нужны эталоны, но не в деньгах, а в физических величинах: эталонные тепловые потери, эталонная численность персонала, эталон расхода топлива, эталон расхода электроэнергии на единицу. Половина таких эталонов в советское время уже была введена, надо обновить законодательную базу и разработать новые эталоны. Самая сложная задача, на наш взгляд, как определять объемы ремонтов по всей стране по единому принципу. Пока эту задачу никто не решил. То, что называет эталонными затратами Минэкономразвития – это средняя температура по больнице, когда взяли все расходы из утвержденных тарифов в стране и разделили на всех».

«Риск, который подстерегает нас при внедрении «эталонов» в ЖКХ, – это механический перенос методологии, применяющейся в электросетевом комплексе, в иные сферы, в нашем случае – на сферу водоснабжения и водоотведения, – считет Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ), участвовавшая в разработке концепции методики формирования нормативов операционных расходов («эталонной стоимости») для расчета соответствующих тарифов. Работа над концепцией выявила концептуальные и критические проблемы, не позволяющие при существующей сегодня системе сбора и учета технических и экономических показателей построить достоверный алгоритм формирования нормативов операционных расходов при существующей сегодня системе сбора и учета технологических и экономических показателей. Это связано с разнородностью условий и исходного качества воды (сточных вод), с огромным количеством технико-экономических показателей, влияющих на различия в эталонной стоимости (количество этих показателей сопоставимо с количеством водоканалов в стране), с невозможностью обеспечить в существующих условиях единообразие и достоверность собираемых данных. Александр ЭпштейнПри таких условиях на унификацию, апробацию и внедрение нормативов операционных расходов водоснабжающих организаций уйдет несколько лет, – считает исполнительный директор РАВВ Александр Эпштейн. – Риск номер два – создание системы, которая не стимулирует вести глубокую модернизацию инфраструктуры, выбирать лучшие практики и подтягивать к ним отстающие предприятия. «Мы выступаем за унификацию порядка группировки доходов и расходов водопроводно-канализационных хозяйств ВКХ) в рамках раздельного учета в разрезе технологических переделов и технологических процессов, – подчеркивает РАВВ. – При этом важно учесть все расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности, в том числе и расходы, связанные со сбытовой деятиельностью. Оценка и контроль исполнения инвестиционных программ должны осуществляться на принципах оптимальной стоимости затрат на приобретение, установку, эксплуатацию и утилизацию компонентов инфраструктуры. Целевые показатели деятельности организации ВКХ должны состоять из показателей стоимости затрат жизненного цикла основных компонентов систем ВКХ и показателей качества питьевой воды и очистки сточных вод, учитывающих специфику инвестиционных мероприятий».


«Альтернативная котельная» предлагает альтернативу

Александр ВилесовА Александр Вилесов, заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс», считает, что идея всеобщего регулирования с помощью эталонов вообще труднореализуема, тем более что метод эталонов в существующей редакции игнорирует инвестиции и их возврат, фокусируясь на текущих издержках. «Актуальная для текущих условий модель цено­образования как раз должна отвечать на вопрос, на каких условиях возможны инвестиции и как будет осуществляться их возврат, – поясняет он. – Мы считаем универсальным эталоном уже действующую «альтернативную котельную». После перехода к регулированию цены между единой теплоснабжающей организацией – ЕТО и клиентом таким методом исчезает проблема регулирования всех составляющих цены в зависимости от характеристик процесса производства, передачи, распределения или сбыта энергии. Эталоны могут пригодитсья как ориентиры прежде всего для ФАС, если при переходе к ценовой зоне начнутся споры субъектов рынка об обоснованности свободных цен между собой при контрактовании с ЕТО».


Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.