16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/41/4264480.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 02 (41) апрель 2019 года

«Коммунальным монстрам» выставили счёт

Главное Ольга МАРИНИЧЕВА 2075
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев

Российский коммунальный сектор – настоящий Бермудский треугольник, в котором исчезают огромные суммы.

Низкая энергоэффективность жилого фонда и потери в теплосетях, непреднамеренные ошибки и хитрые уловки, влияющие на величину коммунальных тарифов и выставляемые счета, цепочки посредников – таковы причины «разгона» коммунальных платежей, размерами которых встревожены Госдума и ФАС.


«Эталон» и «светофор» от ФАС

Тему «золотой» коммуналки «разогрел» глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев (на фото), который в интервью телеканалу НТВ сообщил о шокирующих переплатах за услуги ЖКХ и о шикующих за счет рядовых граждан «коммунальных монстрах». Не все обсуждающие коммунальный вопрос авторитетные лица согласны с цифрами, приведенными главой ФАС, и с его умозаключениями, но вести из регионов свидетельствуют об актуальности проблемы, требующей комплексных мер борьбы с переплатами.

«Все эти разговоры, что мы какие‑то там убогие, не доплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья, мы давно им все переплачиваем, – сообщил господин Артемьев, подчеркивая, что три четверти российских регионов переплачивают за предоставление услуг ЖКХ, а остальные, напротив, платят по заниженным тарифам. – Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки. Если ты производишь кубометр воды в тех же условиях климатических, в соседней области, в 54 раза дороже, то очевидно, метод сравнительного анализа показывает, что ты получил завышенный тариф. И, как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого‑нибудь губернатора или какого‑нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию, и так далее».

По мнению главы ФАС, эффективным «лекарством» от коммунальных злоупотреблений должен стать переход к так называемому эталонному принципу при формировании тарифов в сфере ЖКХ. Схожий принцип, отмечает ведомство, уже «работает» в электроэнергетике начиная с 2017 г. Благодаря его внедрению сократилась дифференциация тарифов по регионам, в ряде субъектов РФ произошло заметное снижение сбытовой надбавки, что отразилось в лучшую сторону на стоимости электроэнергии.

Как следует из соответствующего законопроекта, получившего поддержку главы правительства Дмитрия Медведева, при расчете «эталонных» тарифов для коммунального сектора приоритет предлагается отдавать методу сравнительного анализа – сравнению расходов компаний на регулируемый вид деятельности в аналогичной сфере, а также на рынках взаимозаменяемых товаров. Сами тарифы ФАС предлагает устанавливать на пять лет (сейчас они пересматриваются каждый год). Кроме того, законопроект позволяет местным властям и предприятиям оспаривать тарифы и вести контроль за ними, предоставляя специалистам ФАС право получать информацию от госорганов, местных властей и компаний.

Уже в текущем году ФАС намерена запустить в нескольких «пилотных» регионах так называемый тарифный «светофор» – программное обеспечение, которое проводит автоматический анализ ошибок региональных органов при установлении тарифов.

«Светофор» будет сигнализировать о промахах, допущенных при заполнении электронных шаблонов-таблиц с параметрами тарифного решения. Он устроен так, что региональные власти не смогут принять решение, если оно не соответствует нормам законодательства, – поясняют в ФАС. – В «светофоре» оно будет помечено «красным», что означает автоматическую отмену. «Желтый» обозначает, что в решении есть отклонения, которые надо устранить, а «зеленый» сообщает о том, что тарифное решение соответствует нормам».


«Олимпийский» вице-премьер спорит с ФАС

Но не все эксперты, обсуждающие данную тему, согласны, что корень зол – тарифный произвол на местах. Так, вице-премьер по вопросам строительства и регионального развития Виталий Мутко считает, что объяснение главы ФАС выглядит «поверхностно».

«Образование тарифов – это настолько сложный вопрос, чтобы такие вещи заявлять в публичном пространстве, – говорит он. – Регионы разные, у них в разном состоянии системы ЖКХ. Например, в одной деревне может быть современная газовая котельная, а в соседней – мазутная, понятно, что жители деревни с мазутной котельной будут платить больше. Тариф на Чукотке и в центре России не может быть одинаковым. Разница между регионами есть и будет, потому что разные условия водоподготовки, теплоснабжения и так далее. Но каждый год дисбаланс сокращается, в том числе через тарифное регулирование».

С критикой позиции Игоря Артемьева выступили и на местах. Так, эксперт Общественной палаты Кировской области, руководитель автономной некоммерческой организации «ЖКХ эксперт» Андрей Воробьев напоминает, что контролем тарифообразования занимаются именно «антимонопольщики».

«Именно ФАС разрабатывает методику и основу ценообразования, по сути, все нормативные документы, которыми руководствуются поставщики ресурсов в регионах при установлении тарифов, – подчеркивает он. – От методик, которые спускает в регионы ФАС, отойти влево или вправо невозможно. Говоря о том, что в 75 % регионов РФ завышены тарифы ЖКХ, Артемьев фактически признается, что методика тарифообразования, предложенная ФАС, работает не в пользу граждан, что она неправильная, раз допускает такие разбросы в стоимости коммунальных услуг в соседних городах».

Не все так просто и с переходом к эталонному методу тарифообразования, за который ратует ФАС. «Надо смотреть на уже имеющийся удачный опыт, – предлагает Андрей Воробьев. – Есть два города с похожей инфраструктурой и одинаковым количеством населения. В одном из них тариф за отопление составляет 5000 рублей за гигакалорию, а в другом – 1000 рублей. Понятно, что в первом городе тариф завышен минимум в пять раз. А в другом городе используют энергоэффективные технологии, мероприятия по теплосбережению, благодаря чему удается держать тариф на низком уровне. Вот к этому надо стремиться. А у нас, наоборот, раздуваются расходы, а потом раскидываются между конечными потребителями. От этого метода явно нужно уходить».

Труднообъяснимый взлет цен на коммунальные услуги налицо. Согласно мониторингу Общероссийского народного фронта (ОНФ), в минувшем году в одном из городов Калининградской области тарифы на коммунальные услуги выросли на 41 %, в Омской области отмечен рост тарифов на 39 %, в подмосковном Софрино – на 22 %.

«Может, действительно обоснованно поднимают этот тариф, но мы не видим этой картины, а может, в этом тарифе спрятаны путевки за границу руководителя этого предприятия, – считает координатор из Центра по мониторингу благоустройства городской среды ОНФ Светлана Калинина.

О необходимости проверки «золотых» тарифов сообщают и руководители регионов. Так, глава Республики Якутия Айсен Николаев уже объявил о соответствующих мероприятиях, которые будут проведены вместе с ФАС. «Наша республика входит в число регионов, где зафиксированы самые высокие цены на жилищно-коммунальные услуги, при этом население платит лишь 30 % от их стоимости, – объяснил господин Николаев. – Остальные 70 % дотируются государством. Ежегодно мы направляем на эти цели порядка 25 миллиардов рублей. Это огромные средства, которых нам не хватает, например, на строительство социальных объектов, и мы должны проверить обоснование тарифов, образуемых предприятиями».

И неспроста группа депутатов Государственной Думы из фракции КПРФ под впечатлением от выступления Игоря Артемьева подготовила поручение Комитету ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, а также Комитету по промышленности запросить в правительстве и ФАС информацию о размерах и причинах повышения тарифов на коммунальные услуги. Как пояснила депутат Госдумы от Новосибирской области Вера Ганзя, в запросе, касающемся положения дел в каждом регионе и ситуации с каждой коммунальной услугой, также содержится требование предоставить информацию о мерах, предпринимаемых правительством и ФАС в связи с необоснованным завышением тарифов в регионах.


Не только тарифы

С тем, что разница в формировании тарифов «на местах» существенна, согласна исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, которая подчеркивает: такое положение дел может объясняться целым комплексом причин и не имеет однозначных «простых» решений.
«Это объясняется избыточными и неэффективными мощностями, в частности что касается котельных, – указывает она. – Например, котельная на мазуте зачастую обходится дороже, чем на газе, и их содержание также ложится на плечи потребителей. Чтобы поменять эту ситуацию, на мой взгляд, нужен тщательный аудит, а не схема, когда всем регионам понемногу прибавляют тариф. Также необходимо выявлять необходимых посредников, разбираться с неэффективным оборудованием и прочее».

Как подчеркивает председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, при расследовании дел на местах следует обращать внимание не только на «странные» тарифы, но и на другие возможные злоупотребления. «Платеж за коммунальные услуги – это не только тариф, но и норматив, «работающий» там, где нет счетчиков. И даже в тех регионах, о которых Игорь Артемьев сказал, что там заниженные тарифы, там может быть очень некрасивая игра с нормативами».

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.