16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/39/6048160.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (39) декабрь 2018 года

Спектр мнений

Мы обратились к представителям региональных администраций и энергокомпаний, а также к отраслевым экспертам с просьбой прокомментировать рейтинг региональных систем теплоснабжения, обнародованный Минэнерго России.

Нас интересовало: почему их регионы заняли такое место в рейтинге, удалось ли им улучшить свои позиции по сравнению с предыдущим годом и если да, то что было сделано? Каковы меры, в дальнейшем необходимые для совершенствования работы в сфере теплоснабжения?

Кроме того, мы спрашивали: что следует усовершенствовать в работе Минэнерго РФ, местных органов власти, регулирующих и контролирующих организаций, чтобы улучшить работу теплоснабжающих компаний? Насколько показателен представленный рейтинг, требует ли он усовершенствования?

На вопросы отвечает заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан Алмаз Хусаинов.:

Алмаз ХусаиновКакие резервы существуют в регионе для повышения энергоэффективности теплоснабжения в ближайшие годы?

В Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2018 года функционирует 2 093 источника теплоснабжения, отпускающие тепловую энергию населению и бюджетным организациям, суммарной мощностью 20,1 тыс. Гкал/ч. В качестве источников теплоснабжения в Татарстане функционируют тепловые электрические станции, котельные, а также индивидуальные котлы. При этом 99,3% источников теплоснабжения Республики Татарстан работают на газообразном топливе. В 2017 году отпущено тепловой энергии 41 038,3 тыс. Гкал, в том числе потребителям Республики Татарстан – 38 289,8 тыс. Гкал.

Среди крупных организаций, обеспечивающих генерацию тепловой энергии для потребителей Республики Татарстан: АО «Татэнерго», ОАО «ТГК-16», ООО «Нижнекамская ТЭЦ». В число данных организаций, в том числе входят Казанская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-2, Казанская ТЭЦ-3, Набережночелнинская ТЭЦ, Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1), Заинская ГРЭС, вырабатывающие тепловую энергию для нужд потребителей Республики Татарстан в комбинированном режиме.

В Татарстане применяются как централизованные, так и местные системы теплоснабжения. При этом большинство потребителей Татарстана подключены к закрытым системам теплоснабжения и только два муниципальных образования используют открытую систему. Это город Набережные Челны и Заинский муниципальный район. В режиме комбинированной выработки тепловой энергией снабжаются потребители Казани, Набережных Челнов, Заинского и Нижнекамского муниципальных районов. Всего в Республике Татарстан 45 муниципальных образования, из которых 16 полностью перешли на индивидуальные системы отопления. Таким образом, Республика Татарстан стремиться привести систему теплоснабжения к оптимальному соотношению применения централизованных и децентрализованных систем отопления.

Какие есть действующие позитивные аспекты энергоэффективности в регионе, которые не были учтены в рейтинге?

Республика Татарстан второй год подряд принимает участие в рейтинге эффективности теплоснабжения субъектов Российской Федерации, формируемый Минэнерго России (далее – рейтинг) и занимает в нем лидирующие позиции (1 место в рейтинге за 2016 год и 3 место в рейтинге за 2017 год). О положительном состоянии энергосистемы республики Татарстана говорят несколько высоких показателей в рейтинге. В частности, самый высокий уровень среди регионов России по доле многоквартирных домов, оснащенных автоматизированными индивидуальными тепловыми пунктами, за 2017 год – 40%; хорошие показатели удельного расхода условного топлива на производство тепловой энергии – за 2017 год 0,146 т.у.т./Гкал; высокий уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии – за 2017 год 96,9%.

С другой стороны, в Татарстане есть вопросы по снабжению потребителей, характерные для многих российских регионов. Речь идет об изношенности тепловых сетей, износе и моральном старении генерирующих мощностей, недозагруженности источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, о переходе с открытых на закрытые системы теплоснабжения.

Для решения указанных вопросов в Республике Татарстан проводится соответствующая планомерная работа, заменяются тепловые сети, реконструируются и вводятся новые мощности. Так, в 2017 году было заменено 89,5 км тепловых сетей, их них 85,2 км ветхие; завершен проект по вводу новых мощностей на Казанской ТЭЦ-3 – филиале ОАО «ТГК-16» (запущена газотурбинная установка мощностью 388,6 МВт), направленный на повышение надежности энергоснабжения крупного нефтехимического производства ПАО «Казаньоргсинтез» и потребителей Казанского энергорайона. В 2018 году в рамках программы ДПМ АО «Татэнерго» реализован проект строительства двух энергоблоков (2 по 115 МВт) Казанской ТЭЦ-1 общей установленной электрической мощностью 230 МВт. Реализация проекта позволит увеличить выработку электрической энергии в Республике Татарстан, повысить конкурентоспособность станции на оптовом рынке электроэнергии, увеличить мощность и надежность электроснабжения потребителей Казанского энергорайона в целом, а также снизить удельный расход топлива на производство продукции.

Важно отметить, что с целью повышения надежности и эффективности работы котельных, обеспечивающих теплом объекты социальной сферы, с 2014 года в Республике Татарстан реализуется Программа реконструкции и модернизации топочных котельных социальной сферы. В рамках реализации программы за счет республиканского бюджета произведена замена 921 котла в 500 котельных, что позволило снизить объем потребления природного газа на 15%.

Кроме того, для повышения комфортности проживания населения, а также предоставления услуги по горячему водоснабжению в 2017 году в Казани реализован крупный проект по замене центральных тепловых пунктов на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты. (за 2017 год были установлены индивидуальные тепловые пункты на 1 273 объектах, 1 386 индивидуальных тепловых пункта, в том числе на 164 бюджетных объектов и 1 109 многоквартирных домах).

Также ведется работа по переводу схемы теплоснабжения города Набережные Челны на закрытую схему. Программа перевода рассчитана на период 2016 – 2021 годов.

Как вы оцениваете рейтинг, корректно ли сравнение разных регионов по предложенной системе сравнения? Для более объективных результатов что, на Ваш взгляд, необходимо изменить в рейтинге?

Рейтинг Минэнерго России учитывает объекты с централизованными системами теплоснабжения. Принимая во внимание, что основными достоинствами систем централизованного теплоснабжения являются экономия топливных ресурсов и снижение экологической нагрузки на окружающую среду за счет использования комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, важно понимать, что централизованные системы теплоснабжения требуют большие капиталовложения для модернизации генерирующих мощностей и тепловых сетей.

Децентрализация систем теплоснабжения предполагает использование источников тепла малой и средней мощности для обеспечения нужд отдельных потребителей. Использование автономных источников тепла позволяет снизить потери в тепловых сетях, свести к минимуму потери сетевой воды, снизить выбросы продуктов химической подготовки воды, исключить необходимость проведения большого объёма работ по прокладке теплотрасс. Полагаем, что необходимо оптимальное соотношение применения централизованных и децентрализованных систем отопления.

Кроме того, автономные системы теплоснабжения экономически оправданы в небольших населённых пунктах с малоэтажной застройкой и некоторых городских районах с объективно дорогим подключением к централизованным тепловым сетям.

В зонах, где централизованное теплоснабжение экономически оправдано, целесообразно добиваться подключения к ней максимального количества потребителей. Отключение части потребителей от теплоснабжающей сети приводит к объективному удорожанию этой услуги для оставшихся потребителей и снижению технико-экономических показателей теплоснабжающей организации.

В Республике Татарстан реализуется Программа перехода на поквартирные системы отопления и установки блочных котельных в городах и районах. За время реализации программы на индивидуальные системы отопления было переведено более 50 тыс. квартир, что составляет более 2, 5 тыс. домов в 43 муниципальных образованиях, из них 16 районов полностью перешли на индивидуальные системы отопления. Таким образом, уход от котельных позволил снизить потребление тепловой энергии до 130 МВт и снизить платежи населения до 2 раз.

Рейтинг Минэнерго России – это хорошая практика предоставления отраслевой региональной аналитики, которая позволяет обратить внимание на столь неоднозначный, но важный вопрос как качественное и надежное теплоснабжение потребителей. Полагаем, что для повышения объективности необходимо включить в рейтинг показатели, отражающие большую сопоставимость при сравнении регионов, а также учесть децентрализованные системы теплоснабжения.



Александр Волошин, министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:

Александр Волошин– Ключевые показатели эффективности теплоснабжения – это, прежде всего, удельный расход топлива при производстве тепла, потери при транспортировке тепла, доля современного оборудования тепловых сетей, а также ряд других показателей.

Основной проблемой в теплоснабжении на территории Краснодарского края, как и в целом по России, долгое время являлся высокий износ основных фондов. Это, в свою очередь, означало высокую энергоемкость производства тепла, потери, низкие производительность, надежность и энергоэффективность.

В регионе эксплуатируется 2798 котельных и 3120 километров тепловых сетей. Это достаточно тяжелое наследие – большое количество котельных и теплотрасс построено и введено в 80-е годы прошлого века. А это означает, что они серьезно уступают по технико-экономическим показателям работы современным аналогам.

Именно в целях кардинального изменения ситуации с износом основных фондов, перехода от динамики «старения» к динамике устойчивого обновления, губернатором Краснодарского края Вениамином Ивановичем Кондратьевым утверждена краевая программа «Модернизация систем теплоснабжения в Краснодарском крае», которая заработала с 2016 года и с каждым годом набирает обороты.

Можно сказать, что именно с этого момента в регионе началась масштабная модернизация теплоэнергетической отрасли.

За последние годы удалось добиться существенных положительных результатов в решении проблемных вопросов.

С каждым годом росло количество котельных и тепловых сетей, полностью модернизированных в рамках этой программы за краевые и муниципальные средства. Если за 2016 год в рамках программы взамен изношенных источников тепла было построено либо реконструировано 9 котельных, то в 2017 году было построено уже 17 новых современных автоматизированных котельных. В 2018 году за счёт бюджетных источников модернизировано 22 котельные.

За трехлетний период новые котельные появились в Кавказском, Белореченском, Крыловском, Выселковском, Туапсинском, Кущевском, Каневском, Успенском, Щербиновском, Новокубанском, Ейском, Брюховецком районах, в Анапе и Сочи.

При модернизации котельных выводились из эксплуатации аварийные и неэффективные котельные, по результатам чего существенно, более чем на треть, снижались эксплуатационные затраты на топливо и содержание. Существенно снижались потери и обеспечивалась высокая надежность теплоснабжения.

Необходимо отметить, что новые современные котельные – это прежде всего высокотехнологичные автоматизированные комплексы, не требующие постоянного присутствия персонала, а значит, и соответствующих расходов.

Общий объем бюджетных средств на реализацию программы за 2016–2018 годы составил более 500 миллионов рублей.

На следующий трехлетний период (2019-2021 годы) бюджетное финансирование предусмотрено в общем объеме порядка 1 миллиарда рублей.

Это то, что касается бюджетного финансирования.

Помимо программного, бюджетного финансирования повышенное внимание за период 2016–2018 годов было уделено привлечению частных инвестиций в модернизацию отрасли и эксплуатацию систем теплоснабжения частными операторами.

АО «Газпром теплоэнерго» за указанный трехлетний период в Туапсинском районе, городах Армавире и Геленджике ввело в эксплуатацию 4 новых центральных автоматизированных котельных общей мощностью 55 МВт на сумму 600 миллионов рублей.

В текущем году самое крупное наше предприятие – АО «АТЭК» модернизировало 5 отопительных котельных в Краснодаре общей мощностью 23 МВт.

Помимо этого, группой компаний – инвесторов в Павловском районе за указанный период было построено 8 новых котельных общей мощностью 9 МВт взамен морально и физически изношенных котельных. Общий объем инвестиций составил порядка 100 миллионов рублей. Всего по Павловскому району по состоянию на конец 2017 года было модернизировано 33 источника тепла либо путем строительства новых котельных взамен изношенных, либо путем полного технического перевооружения старых котельных.

В текущем году в Павловском районе инвесторы уже построили 4 новые котельные вместо оставшихся 4 старых котельных.

В 2017 году инвестором ОАО «Теплосервис» была заменена старая аварийная центральная котельная в городе Кореновске. Стоимость котельной составила 54 миллиона рублей.

Всего по краю за 2016-2017 годы за счет бюджетных и внебюджетных средств было построено и модернизировано 54 котельные. При этом необходимо заметить, что в 2017 году была построена и реконструирована 31 котельная, что является абсолютным рекордом по количеству новых построенных источников тепла в год. К сравнению, до 2015 года в среднем в год в крае модернизировалось в среднем не более 7–8 котельных.

Но этот рекорд будет побит уже в текущем году. За счёт всех источников будет построено и модернизировано 42 котельных.

К 2021 году мы планируем выйти на количество ежегодно модернизируемых котельных в сумме 80–100 котельных, что полностью отвечает текущим и перспективным потребностям региона.

Необходимо также отметить, что третий год подряд в целом по краю в рамках подготовки к отопительным сезонам удалось добиться выполнения поручения губернатора, касающегося необходимости замены и ремонта не менее 5% сетей в год: в 2016 году было заменено либо отремонтировано 164, а в 2017 и 2018 годах – 155 и 150 километров тепловых сетей соответственно.

Вот именно все эти меры в совокупности и позволили прийти сегодня к тому результату, который мы имеем.
Что ещё очень важно: работа по модернизации отрасли и переводу ее на современный технологический уровень улучшила и зависящие от этого другие показатели, относящиеся к надёжности и эффективности теплоснабжения: за отопительные периоды 2016-2017 и 2017-2018 годов не было зафиксировано ни одного технологического нарушения в работе систем централизованного теплоснабжения, которые подпадают под классификацию «авария». Благодаря слаженной работе и эффективному взаимодействию всех служб и ведомств, обеспеченностью аварийным запасом оборудования и материалов, все возникающие сбои удавалось устранять оперативно и в регламентные сроки. В 2017 году были завершены разработка и утверждение схем теплоснабжения во всех без исключения муниципальных образованиях края, что дополнительно благоприятно скажется на инвестиционном потенциале отрасли. За 2015-2017 годы средний уровень износа котельных сократился с 62% до 59%, средний уровень износа тепловых сетей – с 71% до 67% соответственно. Средний уровень потерь при производстве и транспортировке тепла сократился с 15,8% в 2015 году до 14,5% на конец 2017 года.

Как я уже сказал, к 2021 году нам необходимо выйти на количество ежегодно модернизируемых котельных в сумме 80–100 единиц. Этого результата вполне реально добиться.

Основной упор будет сделан не на бюджетные, а как раз на внебюджетные источники финансирования. Стратегическая линия в этом вопросе – привлечение инвесторов.

Так, в Крыловском районе уже выделены, оформлены и предоставлены инвесторам под строительство новых котельных 4 земельных участка в посёлке Октябрьский. В качестве инвесторов в район зашла ранее обозначенная группа компаний, успешно осуществившая модернизацию теплового комплекса Павловского района. В настоящее время уже получены технические условия, и в ближайшие 3–4 месяца будут построены 4 современные высоконадёжные котельные вместо 2 старых центральных котельных поселка. В этом случае брать эти старые котельные в концессию просто нецелесообразно и долго. Современные технологии позволят уйти от этих котельных и старых сетей и построить новые источники меньшей мощности ближе к потребителям.
Аналогичным образом в соседнем Брюховецком районе этим же инвесторам уже выделен, оформлен и предоставлен земельный участок под строительство новой котельной, которая заменит существующий изношенный источник.

В целом модернизацию всех систем теплоснабжения Крыловского и Брюховецкого районов планируется завершить в течение 4–5 лет.

В Тимашевском районе уже выделен, оформлен и предоставлен инвестору под строительство новой котельной 4 МВт земельный участок в станице Медведковской. Инвесторами в поселение района зашли представители компании, которые ранее успешно модернизировали источники теплоснабжения города Кореновска. В настоящее время уже получены технические условия, и в ближайшие 6 месяцев будет построена современная высоконадежная центральная котельная вместо 2 изношенных.

По итогам проведенной за 2017–2018 годы совместной работы стратегический партнер и самый крупный инвестор в теплоэнергетику региона – после сбора, обработки и анализа предоставленной информации официально уведомил в июле администрацию Краснодарского края о готовности заключить концессионные соглашения и инвестировать в системы теплоснабжения по 4 муниципальным образованиям: Славянскому, Тихорецкому, Мостовскому и Ейскому районам.

В настоящее время проекты концессионных соглашений разработаны в крайних вариантах, и в ближайшее время в соответствии с достигнутыми договоренностями данные проекты концессий будут направлены в установленном законом порядке в администрации районов на рассмотрение.

Аналогично обстоят дела по Красноармейскому району и городу Горячий Ключ.

По Красноармейскому району инвестором уже в августе был направлен в администрацию района проект концессионного соглашения.

Работа по рассмотрению концессии по Красноармейскому району находится в завершающей стадии.
По городу Горячий Ключ – проект концессионного соглашения разработан и по частной инициативе направлен официально в установленном порядке в администрацию города в декабре текущего года. До заключения останется пройти предусмотренные законом процедуры.

Помимо этого, в завершающей стадии находится разработка со стороны инвесторов проектов концессионных соглашений по Белореченскому, Щербиновскому и Приморско-Ахтарскому районам.

По другим механизмам инвестирования начать модернизацию со следующего года планируется по Темрюкскому и Апшеронскому районам.

На сегодняшний день полномочия по организации теплоснабжения населения в границах сельских поселений закреплены за органами местного самоуправления соответствующих сельских поселений.

По итогам анализа последствий от закрепления полномочий в сфере теплоснабжения за сельскими поселениями следует констатировать, что за прошедшие с момента введения данной нормы 3 года данное решение себя не оправдывает с точки зрения повышения надежности и качества теплоснабжения сельских поселений, а также создает реальную угрозу невозможности обеспечения теплоснабжения потребителей сельских поселений ввиду ухудшения технического состояния и экономической эффективности существующих в поселениях котельных и тепловых сетей, в том числе из-за отсутствия источников финансирования на их модернизацию.

Существенно ограниченные финансовые и организационные возможности сельских поселений не позволяют не только осуществлять капитальные вложения в модернизацию, но и своевременно выполнять текущие ремонты оборудования, устранять замечания Ростехнадзора, надлежаще эксплуатировать и обеспечивать подготовку к зиме объектов теплоснабжения.

Закрепление за сельскими поселениями полномочий по организации теплоснабжения препятствует привлечению инвестиций в целях модернизации и долгосрочной надежной эксплуатации данных систем, так как, как правило, для потенциальных инвесторов наиболее привлекательными являются системы теплоснабжения городов и центральных населенных пунктов с точки зрения возвратности инвестиций, а системы теплоснабжения сельских поселений зачастую не вызывают интереса у инвесторов из-за сравнительно более высокого износа и потерь, а также низкой реализации.

Таким образом, консолидация полномочий и активов на уровень муниципальных районов должна значительно улучшить инвестиционный климат в отрасли, привлечь инвестиции, организационно ускорить процессы модернизации.

Мы совместно с депутатским корпусом Законодательного Собрания Краснодарского края этим вопросом занимаемся. Разработан соответствующий проект краевого закона, по которому в настоящее время проводятся консультации.

Проблема с износом основного оборудования котельных и тепловых сетей еще не решена. Положительная динамика есть, но все же количество морально, физически и экономически «отсталых» котельных и сетей еще очень велико.

Именно поэтому потенциал для повышения энергоэффективности очень высокий. И таким он будет сохраняться еще на протяжение 10–12 лет.

Отмечу, что существующий рейтинг эффективности теплоснабжения, разработанный Минэнерго России, достаточно сбалансирован и позволяет учесть практически все основные факторы, формирующие это понятие.

На мой взгляд, если его и дополнять, то показателем автоматизации работы источников теплоснабжения, не требующих постоянного присутствия персонала, а управляемых с единого диспетчерского пункта.

Автоматизация – это реальный переход на современный инновационный путь развития. Автоматизация – это прямое свидетельство модернизации отрасли. Автоматизация – это исключение человеческого фактора. Автоматизация – это рост производительности труда, который, кстати, является приоритетным направлением развития всей экономики нашей страны.

Кроме того, этот показатель будет свидетельствовать о том, как реально осуществляется переход на цифровую экономику. В данном случае – в теплоснабжении.

Приведу конкретный пример такого перехода.

Филиалом «Ленинградские теплосети» ООО «ЦУП ЖКХ» организована диспетчерская служба, которая осуществляет контроль за работой автоматизированных котельных. В прошлом году это были 2 автоматизированные котельные. В этом году их стало уже 5.

Диспетчерская позволяет производить полное управление котельной и контроль за основными показателями в дистанционном режиме, а именно: включение и выключение котлов, перевод котлов в автоматический режим с ротацией, изменение режимов работы котлов, управление насосными группами, регулировка дистанционного давления теплоносителя в системе, дистанционное отключение газового клапана, то есть прекращение подачи газа в котельную, регулировка и контроль за температурой, давлением и расходом – все это позволяет мгновенно реагировать на отклонения от нормальной работы котельной. Установлена программа ЛЭРС УЧЁТ, которая позволяет осуществлять дистанционный сбор данных с теплосчетчиков потребителей, что в свою очередь дает возможность оперативно анализировать работу котельной, если необходимо внести корректировки (поднять температуру на выходе из котельной, увеличить циркуляцию и т. д.), а также отследить несанкционированный отбор теплоносителя у потребителей. Данный комплекс позволяет добиться безопасности в работе котельной, а также экономии за счет оперативного реагирования диспетчерской службы.




Сергей Марков, министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области:

На территории Самарской области функционируют восемь крупных ТЭЦ общей установленной мощностью 3404,6 мегаватта. Теплоэнергетический и теплосетевой комплексы региона традиционно являются важнейшими отраслями экономики, привлекающими инвестиции и современные технологии. Так, в рамках подготовки теплосетевых комплексов Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Сызрани к отопительному сезону 2018/2019 года энергетики Самарского филиала ПАО «Т Плюс» произвели замену и ремонт 54,5 километров тепловых сетей. С 2017 года компания довела объёмы замены тепловых сетей до 50 километров в год. В предыдущие годы эта цифра была вдвое меньше – на уровне 20-25 километров в год. Объем инвестиций в модернизацию энергообъектов и ремонтную компанию превысил 5 миллиардов рублей.


РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ (PDF)

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.