16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/39/4979559.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (39) декабрь 2018 года

Рейтинг эффективности региональных систем теплоснабжения от Минэнерго РФ

Главное Татьяна РЕЙТЕР
Рейтинг эффективности региональных систем теплоснабжения от Минэнерго РФ

В 2017‑2018 годах Министерство энергетики России совместно с субъектами Российской Федерации и экспертным сообществом продолжило практику формирования рейтинга эффективности систем теплоснабжения регионов.

Представленный уже во второй раз в рамках Российской энергетической недели рейтинг (по итогам 2017 г.) позволил оценить усилия органов власти всех уровней по созданию благоприятных условий для надежного безаварийного теплоснабжения. С этой целью были суммированы баллы по таким показателям, как снижение удельных расходов топлива, применение современных технологий в тепловых сетях и на стороне потребителей, актуализация схем теплоснабжения и реализация предусмотренных схемой мероприятий.

О чем говорят цифры

Проблемы с теплоснабжением остаются одними из наиболее чувствительных для жителей нашей страны, в большей части которой отопительный период длится не менее полугода. Оборудование с выработанным ресурсом, изношенные трубопроводы, неэффективное использование тепловых мощностей – все это напрямую влияет на повышенную аварийность в сетях, потери энергии при передаче и невысокое качество потребляемого тепла.

Одна из основных причин этих застаревших проблем – явный недостаток инвестиций, хотя теплоснабжение по обороту сопоставимо с 2,5 % ВВП страны и составляет 1,5 трлн руб. Обновление может стоить, по оценке Минэнерго, 2,5 трлн руб. до 2025 г. По мнению экспертов, ежегодная потребность инвестиций в централизованное теплоснабжение оценивается в 200 млрд руб. В городах-миллионниках для приведения в порядок централизованной системы необходимо потратить 30 млрд руб. в течение 5‑7 лет инвестиционного цикла.
Закономерно, что в лидерах рейтинга второй год остаются «зажиточные» регионы: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и другие. Список передовых субъектов Федерации за год почти не обновился – из 25 участников первой группы 17 субъектов РФ спустя год упрочили свои позиции. В регионах, которые занимают высокие места, тщательно оберегают достигнутое положение в рейтинге, сообщили в федеральном Минэнерго. Примером может служить Белгородская область, которая за год спустилась со второй на седьмую позицию в рейтинге. Коллеги из регионального ведомства внимательно анализировали итоги, делали многофакторный анализ и старались понять, в чем они недоработали, почему получилось некоторое снижение, прокомментировали ситуацию в министерстве.


39 регионов из 85 улучшили свои позиции в рейтинге, 8 из них смогли получить на 20‑35 итоговых баллов больше, чем в предыдущем году


Вместе с тем значительное продвижение вверх проделали примерно 15 % регионов, большинство из которых нельзя отнести ни к богатым субъектам Федерации, ни к городам-миллионникам. Например, Липецкая область сохранила и улучшила свои позиции среди лидеров. Карелия, Ярославская, Тульская области сумели потеснить лидеров, отвоевав 35, 29 и 12 позиций соответственно. Максимальный результат показала также Ульяновская область, которая поднялась с 62-го на 27-е место. В целом свои позиции улучшили 39 регионов из 85, причем восемь из них смогли получить на 20‑35 итоговых баллов больше, чем в предыдущем году.

Нижняя часть рейтинга также изменилась мало: изменения коснулись только трети аутсайдеров. В списке по‑прежнему преобладают регионы Северного Кавказа и Дальнего Востока. В Минэнерго отмечают, что в регионах Северо-Кавказского федерального округа сохраняется низкий уровень актуализации схем теплоснабжения – критерий, который дает регионам максимальный прирост в итоговых баллах. Это означает, что выявить слабые места и спланировать работу по улучшению эффективности в теплоснабжении намного сложнее, чем в регионах, где работа по созданию и актуализации схем давно отлажена.



Индивидуальный подход

Рейтинг направлен не только на измерение динамики конкретных показателей, но и на выявление и распространение лучших практик. Прежде всего, он дает возможность региональному руководству проанализировать состояние дел в теплоснабжении и померяться показателями с соседними регионами. А эти данные могут существенно различаться. Например, Курская область заняла только 60‑ю позицию в рейтинге, в то время как граничащие с ней области оказались намного выше: Липецкая заняла 5-е место, Белгородская – 7‑е, Воронежская – 20‑е. При этом Воронежская область смогла подняться за год на 22 позиции.

Как выясняется, общих рецептов в повышении теплоэффективности нет – у каждого региона есть своя специфика и свое представление о том, как улучшить ситуацию.



Владимирская область сохранила лидирующие позиции (6-е место в рейтинге), несмотря на достаточно высокий процент ветхих тепловых сетей (свыше 22 %), наличие в регионе малоэффективных угольных и мазутных котельных, а также сравнительно низкую долю многоквартирных домов с АИТП (6 %). По словам первого заместителя губернатора по развитию инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона Лидии Смолиной, в высоком рейтинговом положении свою роль сыграла актуализация схем теплоснабжения: еще в 2013 г. они были утверждены во всех 111 муниципальных образованиях и стали основой для работы межведомственной комиссии. На заседаниях комиссии вырабатываются комплексные и приоритетные решения по оптимизации областной системы теплоснабжения. К этой работе подключены представители исполнительной власти, территориальных сетевых организаций, сетевых компаний, регионального органа тарифного регулирования. Кроме того, активно задействованы различные пути привлечения инвестиций: концессионные соглашения (их в области 28), различные инвестиционные программы (26 программ в текущем году с объемом инвестиций 609,5 млн руб.), их бюджетное софинансирование, в том числе с возмещением хозяйствующим субъектам до 40 % от стоимости приобретенного организациями энергоэффективного оборудования.

Иная ситуация в Татарстане (3-е место в рейтинге), который отложил работу над актуализацией схем теплоснабжения на муниципальном уровне, но в двух городах – Казани и Набережных Челнах – активно ведет работу по переводу теплоснабжения объектов с централизованных тепловых пунктов (ЦТП) на индивидуальные. Кроме того, в республике сделали ставку на развитие парогазовой генерации вместо «латания дыр» на паросиловых установках.


Концессионные соглашения, энергосервисные и лизинговые контракты становятся результативными инструментами повышения теплоэффективности



«По показателю «доля современных труб» мы набрали меньше трех баллов, но программа перехода на автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (АИТП) позволила существенно сократить издержки – нам не пришлось вкладывать 4 миллиарда рублей в замену труб горячего теплоснабжения и в модернизацию ЦТП, – прокомментировал первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам АО «Тат­энерго» Айрат Сабирзанов. – Программа в итоге стоила чуть больше миллиарда, а высвободившиеся ресурсы мы будем направлять на обновление трубного парка – это позволит решать вопрос со снижением количества аварий на единицу длины, которая у нас пока не самая лучшая».

Руководство Ульяновской области помимо бюджетного финансирования привлекает инвестиции за счет энергосервисных контрактов и лизинга. С энергосервисными компаниями область активно работает уже третий год, за это время заключено свыше 200 контрактов, что позволило установить ИТП с погодным регулированием в трети образовательных учреждений региона и модернизировать теплоснабжение 230 многоквартирных домов. В области принята двухлетняя программа модернизации теплоисточников, благодаря которой в регионе модернизировано 63 теплоисточника с общим объемом финансирования более полумиллиарда рублей. Как сообщил министр промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин, наряду со средствами областного бюджета был использован лизинговый механизм по госконтракту с компанией ВЭБ-лизинг.



Действовать сообща

Поскольку большой конкуренции в теплоснабжении нет, то максимальный успех региону приносит совместная работа бизнеса и представителей региональной власти. Генерирующая компания «Квадра» с 2015 г. ведет конструктивный диалог с руководителями регионов присутствия. Сейчас в 10 регионах Центрального федерального округа действуют ремонтные и инвестиционные программы общим объемом 12 млрд руб., инициированные компанией. Среди этих регионов лидеры рейтинга (Липецкая, Белгородская области) и области, которые сумели за год продвинуться в рейтинге: Воронежская, Тульская (+12 позиций).

По каждому из субъектов принимались индивидуальные решения, которые обсуждались на уровне губернаторов и руководителей муниципалитетов.

«По тем регионам, где мы достигли общего взгляда на перспективы теплоснабжения, проделана большая работа по перекладке сетей и модернизации систем, – отметил в ходе Российской энергетической недели этого года генеральный директор ПАО «Квадра» Семен Сазонов. – Следующий этап инвестиций будет направлен на модернизацию генерирующего оборудования, но для того, чтобы они были оправданы, сетевой комплекс должен быть приведет в порядок».

По словам генерального директора, процесс обсуждения муниципальных планов и попытка разложить их на этапы реализации «открывает глаза» и на текущее состояние системы теплоснабжения, и на поиск инвестиций. Волей-неволей приходится принимать решения о том, где брать дополнительные средства, на каких условиях, каким образом их возвращать, как поступить, чтобы это не сказалось на доходах населения, – ответы на эти вопросы по‑настоящему мотивируют руководителей, которые хотят добиться реальных результатов.

В Ульяновской области отраслевое министерство подключило к работе над повышением теплоэффективности местный университет, подготовив программу высшего профессионального образования по управлению ЖКХ. За счет областного бюджета ежегодно на бакалаврскую и магистерскую программу за счет областного бюджета набирают 60 абитуриентов, которые заключают договор о пятилетней работе по окончании вуза в указанных правительством организациях. Благодаря этому в области надеются совершить «небольшую революцию» в муниципалитетах и вывести на принципиально другой уровень надежности и энергоэффективности системы теплоснабжения.

РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ (PDF)

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.