Забайкалье: пора готовиться к дефициту мощности - № 03 (36) июнь 2018 года - Тепловая энергетика - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/36/8931700.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (36) июнь 2018 года

Забайкалье: пора готовиться к дефициту мощности

Генерация/сети Виолетта ВДОВЯК
На Харанорской ГРЭС к настоящему времени построено только три энергоблока из шести

Четвертый энергоблок Харанорской ГРЭС, новые линии электропередачи и масштабное обновление читинской генерации понадобятся региону к 2023 г.

Министерство территориального развития Забайкальского края сообщило о выходе в свет новой Схемы и программы развития электроэнергетики (СиПР). В документе говорится о периоде с 2019 по 2023 г. Комментируя новую Схему, власти региона заявляют о постепенном увеличении потребления мощности. Электричество потребуется горно-обогатительным предприятиям в центре и на юге Забайкалья, а также производствам, которые предполагается построить на севере региона. Помимо этого, существенный прирост энергопотребления добавит Забайкальская железная дорога, взявшая курс на увеличение грузоперевозок.



Пока хватает

Впрочем, на сегодняшний день энергосистема региона более чем самодостаточна. Установленная мощность тепловых электростанций края – 1593 МВт, почти полтора гигаватта. Максимальная потребляемая мощность была зафиксирована в новый год, 31 декабря 2017 г. – 1257 МВт. То есть в Забайкалье порядка 340 МВт свободной электрической мощности.

«Схема разрабатывалась Министерством территориального развития края и согласована с Региональным диспетчерским управлением Забайкальской энергосистемы, – поясняет Наталья Горячих, начальник отдела топливно-энергетического комплекса регионального Министерства территориального развития. – Сама программа представляет собой описание сегодняшней ситуации и перспектив на пять лет. СиПР – основание для последующей разработки инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Также этот документ дает основания для включения в федеральные программы развития, разрабатываемые Минэнерго России. Перед тем как разработать схему, РДУ анализирует поступившие заявки на технологическое присоединение к сетям потребителей».
В министерстве добавили, что пока таких заявок немного, но ситуация изменится.



Кто потребитель?

Одним из крупнейших предприятий, которым потребуется электрическая мощность, называется Удоканский горно-обогатительный комбинат, который предполагается построить на севере Забайкалья. В первые годы работы он заберет 196 МВт, в последующем – 460 МВт. Для энергоснабжения ГОКа необходимо построить линии электропередачи более высокого класса напряжения. Это линия Тында – Лопча – Хани – Чара напряжением 220 кВ. Проект строительства предусмотрен в инвестпрограмме ФСК, Федеральной сетевой компании. Помимо Удоканского ГОКа, к линии предлагается присоединить и другие предприятия.

Центральное и южное Забайкалье также к концу пятилетнего периода потребуют электрической мощности. Кроме нового Быстринского комбината, запущенного в прошлом году, к 2023 г. появится несколько добывающих предприятий. Ну и, что уже привычно для этого региона, нарастит грузоперевозки железная дорога, что неминуемо увеличит тяговую нагрузку. Для этого планируется построить четвертый энергоблок Харанорской ГРЭС.

Кстати, уже несколько лет подряд Забайкальский край сталкивается с проблемой влияния тяговой нагрузки на энергосистему. Особые сложности возникают у восточных районов: отключается или сгорает оборудование на котельных и добывающих предприятиях. Для решения проблемы разработан план по повышению надежности электроснабжения ЗабЖД. В нем участвуют помимо РЖД Объединенное диспетчерское управление Сибири и Федеральная сетевая компания.

«Ситуация усугубляется, особенно в пик зимних нагрузок на сеть, – поясняет Наталья Горячих. – Вопрос зависит от руководства РЖД, и краевые власти вынесли его на уровень главы компании Олега Белозерова и руководителя Министерства энергетики Александра Новака. На сегодняшний момент подготовлено техническое задание на проектные работы по повышению надежности энергоснабжения ЗабЖД».

Из прочих мероприятий, которые пройдут в электросетевом комплексе, – строительство линий электропередачи Читаэнерго, филиала ПАО МРСК Сибири: Новая-Широкая – Благодатка. А также – подстанции Багульник, она обеспечит надежность электроснабжения города Читы.



Генерация в Чите

Надежность энергоснабжения краевой столицы – еще один важный пункт программы развития энергетики. Причем здесь главный упор придется делать на теплоснабжение. Оборудование Читинской ТЭЦ-1, главного источника тепла, уже выработало свой ресурс, вдобавок скоро возникнет дефицит тепловой мощности, аккурат к концу пятилетнего срока. Резерва в более чем 40 гигаколорий в 2023 г. уже не будет хватать для подключения новых зданий.

«Финансирование объектов ТГК-14 предлагается выполнять за счет программы ДПМ-штрих. Она аналогична договорам предоставления мощностей, и ее главной целью будет модернизация действующего оборудования», – поясняет Наталья Горячих.

У ТГК-14, собственника ТЭЦ, есть два варианта решения проблемы: достроить третью очередь Читинской ТЭЦ-1, возведение которой прекратилось с развалом Советского Союза, или менять действующее оборудование. Первый вариант предпочтительнее, поскольку вырабатываемой мощности будет больше.



Мнение железнодорожников

Забайкальская дирекция по энергообеспечению – филиал «Трансэнерго» сообщает, что потребление электрической мощности возрастет на 8‑10 % с 2019 по 2023 г. Дорога сегодня является основным крупным промышленным потребителем мощности, ее доля в общем потреблении по Забайкальскому краю составляет от 30 до 60 % от всей генерируемой и заимствованной мощности.

В связи с ростом грузоперевозок дополнительно к существующим объектам энерго­снабжения магистрали планируется установка фильтр-компенсирующих установок, устройств продольной компенсации реактивной мощности, раскатка усиливающего провода и замена высоковольтных выключателей класса 220 кВ с ошиновкой и трансформаторами тока.

«Электроснабжение тяги поездов осуществляется в соответствии с проектными решениями 1974‑1992 годов, которые были согласованы со всеми заинтересованными сторонами и со стороны МПС (ОАО «РЖД») выполнены в полном объеме, – говорится в сообщении. – Несимметричность тяговой нагрузки заложена в данные проекты».

Электротяга поездов является потребителем с резкопеременной и несимметричной (однофазной на межподстанционной зоне) нагрузкой, величина которой может изменяться в диапазоне от 200 до 500 МВА в течение часа. Турбогенераторы электростанций имеют ограниченный предел регулирования мощности, что негативно влияет на качество электроэнергии, особенно в периоды работы с минимальной генерацией. Коренным решением проблемы передачи электроэнергии из одной энергосистемы в другую станет ввод в работу Забайкальского преобразовательного комплекса (рабочее наименование – Вставка постоянного тока) на районной подстанции Могоча (функциональный заказчик – ПАО ФСК ЕЭС).

Со стороны ОАО «РЖД» влияние однофазной несимметричной тяговой нагрузки на внешнее электроснабжение обусловлено возникновением токов обратной последовательности, что приводит к срабатыванию защит генераторов с возможным их отключением.

Стоит отметить, что протоколом совещания у заместителя министра энергетики и электрификации СССР № 32‑8 / 1‑2 от 12.09.1980 г. до 1988 г. предусматривался ввод в работу шести энергоблоков Харанорской ГРЭС (3 энергоблока на настоящий момент). Кроме того, до 1987 года планировалось строительство линии связи 500 кВ Харанорская ГРЭС – Могоча с подстанцией 500 кВ «Могоча», установка устройств компенсации реактивной мощности на подстанции «Холбон».Требования настоящего протокола со стороны сетевых организаций и генерирующих компаний, как правопреемников, на сегодняшний день не выполнены.

Как добавили в Забайкальском филиале Трансэнерго, ОАО «РЖД» в марте 2016 г., утвержден «План мероприятий по повышению надежности электроснабжения объектов Забайкальской железной дороги», являющийся внутренним документом ОАО «РЖД».

Реализация вышеуказанного плана идет на собственные средства компании без включения в тариф на передачу электрической энергии и проводится после внесения всех строк плана в соответствующую инвестиционную программу. На данный момент реализовано 2 пункта Плана, проводится работа с заинтересованными сторонами по корректировке сроков исполнения на более поздний период.

В ЗабЖД уточняют, что однофазная тяговая нагрузка не оказывает влияния на систему внешнего электроснабжения, в случае если потребление электрической мощности на тягу поездов не превышает 3‑10 % от общего потребления энергосистемы. Снятие ограничений в передаваемой мощности и увеличение надежности в электроснабжении потребителей Забайкальской железной дороги невозможно без развития промышленного потенциала Забайкальского края и Амурской области.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (36) июнь 2018 года:

  • Тепловые насосы – реальная альтернатива газоснабжению
    Тепловые насосы – реальная альтернатива газоснабжению

    26% россиян живут в частных домах. И так как Россия по большей своей части страна северная, всем им приходится задумываться о том, как отапливать свои дома.

  • Мини-энергокомплексы на закрытых шахтах Донбасса
    Мини-энергокомплексы на закрытых шахтах Донбасса

    Развитие биоэнергокомплексов может уменьшить зависимость промышленности Донбасса от импорта энергоносителей, повысит энергетическую безопасность за счет получения жидкого моторного топлива и электричества из возобновляемого сырья – растительной биомассы, твердых бытовых отходов и угольного шлама.

  • На пороге новой энергетики
    На пороге новой энергетики

    В XX веке энергетика развивалась по принципу укрупнения и централизации. Большие электростанции строились, как правило, вдали от потребления, ближе к источникам топлива – угольным и газовым месторождениям.

  • У цехов появятся цифровые двойники
    У цехов появятся цифровые двойники

    Рыбинское ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию ГК «Ростех») проводит работу в рамках цифровизации производственной цепочки по изготовлению газотурбинных двигателей и их компонентов.

  • Забайкалье: пора готовиться к дефициту мощности
    Забайкалье: пора готовиться к дефициту мощности

    Четвертый энергоблок Харанорской ГРЭС, новые линии электропередачи и масштабное обновление читинской генерации понадобятся региону к 2023 г.

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>