16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/34/7159852.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01 (34) январь 2018 года

Управляющие компании отключат от искушения

Художник Виталий Подвицкий

Российский сектор ЖКХ ждет принятия революционного закона, позволяющего потребителям заключать прямые договоры на оплату коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (РСО), минуя посредников в лице управляющих компаний (УК).

С новым законом связывают надежды на обуздание роста тарифов, очистку рынка от недобросовестных управляющих компаний, а также на повышение прозрачности коммунальных платежей.

Именно взлет тарифов плюс своеволие УК, которые распоряжаются собранными с населения деньгами в корыстных целях, стали главными «жилищными» темами декабрьской пресс-конференции Владимира Путина, потребовавшего ускорить работу над принятием закона о прямых договорах. О том, что рост коммунальных тарифов в 2017 г. вдвое опередил официальный уровень инфляции, сообщил в январе 2018 г. и Росстат. Тарифы на горячее и холодное водоснабжение выросли на 5,5 % при заявленном уровне инфляции в 2,5 %, тарифы на газо- и электроснабжение – на 4,1 %, на отопление – на 3,8 %.

Одной из причин опережающего роста тарифов считаются неплатежи УК, побуждающие энергетиков включать данный риск в инвестиционные программы. «Сегодня долги управляющих многоквартирными домами компаний превышают 250 миллиардов рублей, при этом уровень собираемости платежей за ЖКХ с населения составляет более 95 %», – сообщил осенью минувшего года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак. «Мы провоцируем управляющие компании много лет, – признает министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. – Получив на свой счет гигантские суммы, даже честная компания испытывает соблазн перевести их на депозит и получить проценты».

По прогнозам Минстроя, принятие нового закона может привести к уходу с рынка до 30 % УК, «привыкших зарабатывать не на управлении жильем, а на управлении деньгами». С другой стороны, переход к прямым договорным отношениям в ЖКХ позволит избавить «управленцев» от обременительных задач, связанных с положением посредников между потребителями и РСО. «Речь идет о сборе показаний приборов учета, изготовлении и распространении платежных документов, работе с должниками – работах, которые ведутся практически без дополнительного вознаграждения, – поясняет исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – Отдельной проблемой сегодня является обязанность УК оплачивать из своих бюджетов сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов, предназначенных на обслуживание общедомового имущества. В ряде регионов «ресурсникам» очень удобно ни за что не отвечать, перевешивая свои недоимки и претензии на управляющую компанию».

С тем, что существующее положение дел невыгодно добросовестным УК, согласна и Галина Хованская, председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ, предлагавшая ввести возможность заключать прямые договоры с РСО без малого десять лет назад. «Ресурсник всегда хочет получить стопроцентную оплату за услуги, которые он предоставил или не предоставил или предоставил не в нужном объеме или не нужного качества», – пояснила она осенью 2017 г., представляя законопроект коллегам в Думе. Крайними же оказываются добросовестные УК, которые волей-неволей гасят долг граждан перед РСО, «чтобы не оставить дом без коммунальных услуг». В результате такого перераспределения средств они теряют возможность оказывать населению качественные жилищные услуги или подвергаются риску банкротства.

Ранее предполагалось, что законопроект будет принят до конца 2017 г., но по регламенту Госдумы второе чтение документа должно пройти через месяц после первого, которое состоялось в декабре. В процессе доработки в текст законопроекта был внесен ряд существенных изменений. Так, в первоначальной версии переход на прямые договоры по решению общего собрания собственников жилья требовал согласия РСО. Право вето давало РСО «странный приоритет», учитывая, что она имеет статус монополиста, и собственники не имеют возможности выбирать, у кого потреблять ресурсы, считает Светлана Разворотнева. Теперь перечень оснований для отказа установит правительство, что сократит число необоснованных отказов.

Еще одно нововведение 2018 г., позволяющее обуздать своеволие УК, – предоставленная Жилищным кодексом возможность штрафовать «управленцев», которые выставляют гражданам завышенные платежи. Для того чтобы отстоять свои права, пострадавший потребитель должен направить в адрес УК письменное заявление о выплате штрафа. Если факт завышения подтвердится, УК обязана выплатить внимательному потребителю половину от сверхначисленной суммы в течение двух месяцев. Избежать этого компания может, устранив нарушение до обращения потребителя или же доказав, что неправильная сумма появилась в платежке по вине владельца жилья.

Такое решение выглядит скорее эффективным, чем реалистичным, считает депутат Госдумы, куратор общественной организации «За справедливое ЖКХ» в Екатеринбурге Дмитрий Ионин. «Понятно, что юридический отдел «управляшки» гораздо сильнее в борьбе с отдельно взятым жителем, поэтому они найдут кучу легальных способов обойти эту норму, – поясняет он. – При этом сама идея о наказании управляющей компании за ошибки в квитанциях является правильной. Практика показывает, что они всегда ошибаются только в свою пользу. Просто механизм привлечения к ответственности должен быть другим, вплоть до того, что потребитель имеет право не оплачивать квитанцию с завышенными платежами по умолчанию. Если управляющая компания считает, что была права, пусть пытается защитить свои права в суде, а не заставляет это делать жителей».

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.