16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/34/7141274.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01 (34) январь 2018 года

«Альтернативная котельная» – на старт, модернизации теплоэлектростанций – приготовиться

Главное Антон КАНАРЕЙКИН 3633
«Альтернативная  котельная» – на старт, модернизации теплоэлектростанций – приготовиться

Стартовавшая еще во времена РАО «ЕЭС России» программа по строительству теплоэлектростанций по договорам предоставления мощности (ДПМ) в прошлом году подошла к концу. Возникает вопрос: что делать дальше?

К концу 2017‑го, по данным Министерства энергетики, в России было введено в эксплуатацию 128 энергоблоков, что составляет 94,1 % от общего количества объектов, предполагавшихся к вводу в рамках ДПМ. Так что программа, можно сказать, закончена. Однако это не значит, что все проблемы теплоэнергетики в России решены. Строить теплоэлектростанции все равно надо.

Это понимают и в Минэнерго. Кроме того, после завершения программы строительства мощностей по договорам ДПМ высвобождаются большие средства, которые надо куда‑то вкладывать. Поэтому в конце года был представлен масштабный проект под названием «Модернизация теплоэлектростанций» объемом в 1,5 трлн руб.



Пути модернизации

В ведомстве подсчитали, что необходимо обновить станции, мощность которых составляет около трети всех мощностей России – 76 ГВт. Были определены базовые принципы проекта. Как подчеркивает Минэнерго, отбор проектов для модернизации будет проводиться только на конкурсной основе, а предметом конкурса будет минимизация затрат по проектам. То есть будут отбираться проекты с самой низкой стоимостью модернизации, а также с наилучшими показателями по снижению расхода топлива.

Кроме того, в конкурсах на модернизацию смогут участвовать только тепловые электростанции, говорится в презентации ведомства. Причем и для них вводятся критерии – выработанность нормативного паркового ресурса должна составлять не менее 125 %, при этом востребованность (включенность) за последние два года – не менее 60 %. Среди базовых принципов программы модернизации Минэнерго также называет разработку типовых проектных решений и оценку их стоимости на основе эталонов, рассчитанных независимыми экспертами.

Министерство предполагает, что оплата введенной в рамках модернизации мощности будет производиться только при полном исполнении обязательств энергокомпании. При этом будет предусмотрена ответственность энергетиков за неисполнение обязательств по модернизации. Также не будет ограничений на расширение модернизации, но при условии финансирования со стороны собственника электростанции, а не потребителей.

Возврат инвестиций с рынка энергокомпаниям планируется в течение 15 лет, также в течение 15 лет с даты запуска оборудования после модернизации энергокомпания должна поддерживать его в готовности вырабатывать электроэнергию.

Как заявил глава Минэнерго Александр Новак, нормативную базу необходимо запускать уже в 2018 г. По его словам, в случае поддержки президентом данных предложений Минэнерго в короткие сроки, начиная с февраля-марта, подготовит необходимые корректировки нормативной базы и законодательства, чтобы скорее запустить данную программу.

Президент в целом одобрил представленную Минэнерго программу модернизации отрасли, однако поручил к 1 марту 2018 г. проработать ее с точки зрения обеспечения оптимальной комбинации тепловой генерации с атомной и возобновляемой, а также и соблюдения интересов потребителей. Иными словами, темпы роста цен должны быть минимальными.



Запуск «альтернативной котельной»

Кроме новой программы модернизации теплоэлектростанций на рынке тепла в России в 2017 г. произошло еще одно важнейшее событие: введение определения цены на тепло в рамках закона об «альтернативной котельной».

Летом в России был принят закон об «альтернативной котельной», меняющий систему регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Поправки в закон «О теплоснабжении» предполагают новую модель рынка тепловой энергии, а именно отказ от ежегодного государственного регулирования тарифов организаций, входящих в систему теплоснабжения: производителей и продавцов тепла, а также сетевых компаний.

Если сейчас все тарифы регулирует государство, то новая модель предусматривает: цена на тепло будет устанавливаться по соглашению сторон в рамках предельного уровня, который должен будет гарантировать окупаемость вложений в отрасль и контролируемого государством. Этот предельный уровень будет рассчитываться по тому самому методу «альтернативной котельной»: он позволяет определить такую стоимость гигакалории, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла. Собственно, отсюда и термин «альтернативная котельная».

В рамках реформы в России появятся ценовые зоны, внутри которых за тарифы будет отвечать ЕТО (единая теплоснабжающая организация). Это не означает, что цены уменьшатся, но они будут прозрачно отрегулированы, а средства будут уходить на конкретные действия – модернизацию теплосетей и обеспечение стабильности работы. Проще говоря, платить нужно будет или за строительство нового источника тепла, или за модернизацию старого. Каждый гражданин сможет посчитать для себя тариф по «альтернативной котельной», а бизнес почувствует отдачу от своих инвестиций и сможет их окупить.



Чего ждать потребителям

Конечно, потребителей прежде всего волнует вопрос, вырастут ли цены на тепло и насколько. В Минэнерго заявляют, что не прогнозируют резкого скачка цен на тепло при вводе «альтернативной котельной», но окончательный результат будет определяться особенностями конкретных регионов и объемами инвестирования в каждом из них. Как отметил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, 20 % потребителей вообще не почувствуют разницы, на 40 % скажется инфляция и рост составит 1‑2 %, и лишь 3‑4 % получат повышение более 10 %. Предполагается, что наибольший рост тарифов будет фиксироваться в первые годы после модернизации, после чего снизится. Кстати, на сайте Минэнерго РФ уже существует так называемый «калькулятор», где каждый гражданин может посчитать стоимость конечной цены на тепло в случае перехода на «альтернативную котельную» в своем регионе.
Чиновники ожидают, что потребители в регионах выиграют от введения новой модели рынка тепла: расчеты станут понятными и прозрачными, каждый покупатель сможет прогнозировать свои затраты на тепло на долгосрочный период. А в случае реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению объемов потребления у него появится возможность реальной экономии – при новой системе будет регулироваться только предельный уровень цены, при этом платеж за счет снижения объемов потребления может оказаться ниже, чем при нынешней системе тарифного регулирования.

Зачем вообще понадобилось вводить новый механизм? Дело в том, что действующие нормы не гарантируют инвесторам возможность закладывать вложенные средства в тариф и отбивать их в запланированные сроки. Из-за этого сети изнашиваются, инфраструктура ветшает, а отрасль не приносит прибыль и не работает как бизнес. По современному тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает деньги в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа.

При этом участники системы теплоснабжения подчеркивают, что требуют немного – единожды посчитать тариф и зафиксировать его. Именно такую возможность предоставляет схема «альтернативной котельной». При ней установленный тариф ежегодно будет изменяться только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций. Как говорят чиновники, отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объем вложений в модернизацию, однако существующие механизмы управления делают ее непривлекательной для инвесторов.

В то же время, по словам господина Кравченко, новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры. Ожидается, что «альтернативная котельная» привлечет 2,5 трлн руб. инвестиций в теплоснабжение. Реформа обеспечит увеличение ВВП на 600 млрд руб., более 800 млрд руб. налоговых отчислений и позволит создать 35 тыс. новых рабочих мест.



Решать регионам

Отметим, что государство из новой схемы полностью не уходит: оно будет утверждать правила подключения к системам теплоснабжения и определять предельный уровень цены на тепло. Так, в конце декабря 2017 г. премьер-министр России Дмитрий Медведев даже утвердил правила определения максимальной цены на тепловую энергию в ценовых зонах теплоснабжения. «Правила позволят установить на федеральном уровне единую для всех поселений, городских округов, в которых внедряется целевая модель рынка тепловой энергии (ценовых зонах теплоснабжения), методологию и порядок расчета предельного уровня цены на тепловую энергию», – говорится в пояснительной записке.

Расчет этого уровня будет основан на сопоставлении на основе эталонных показателей со стоимостью альтернативного теплоснабжения, основанного на наилучших доступных технологиях (ценой «альтернативной котельной»). «Предельный уровень цены на тепловую энергию, рассчитанный таким образом, позволит ограничить нерегулируемые цены для конечных потребителей тепловой энергии из общей тепловой сети, с тем чтобы нерегулируемая цена в централизованном теплоснабжении не могла быть выше, чем стоимость альтернативного теплоснабжения, доступного для потребителя», – отмечается в записке.

Стоит подчеркнуть, что переход на «альтернативную котельную» – дело добровольное для каждого региона. Однако еще при обсуждении закона его поддержало более пятидесяти субъектов Федерации. Более того, некоторые из регионов оказались заинтересованы в реализации пилотных проектов «альтернативной котельной» на своей территории; планируется, что они будут запущены уже в этом году.


Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.