16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/31/3630167.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (31) август 2017 года

Российскую «коммуналку» избавляют от посредников

Главное Ольга МАРИНИЧЕВА
Художник Игорь Кийко

Российский коммунальный сектор – настоящий черный ящик, в котором исчезают многомиллионные долги, теряются хитроумные комбинаторы-посредники, обводящие вокруг пальца ресурсоснабжающие компании и обманутых граждан, «застревают» полезные инициативы.

В повестке дня – создание системы, позволяющей навести порядок в сфере оплаты ЖКХ. Привычная схема, предусматривающая взаимодействие граждан с ресурсоснабжающими организациями через посредничество управляющих компаний, создала множество проблем, включая создание питательной почвы для злоупотреблений, накопление неплатежей, которые должны поступать в адрес ресурсоснабжающих организаций, и рост числа инфраструктурных аварий.



Кто соберет платежи

Одно из важнейших «коммунальных» событий лета-2017 – известие о возможности принятия законопроекта о переходе на прямые договоры оплаты коммунальных услуг уже осенью текущего года. Об этом сообщил в начале августа министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, добавив, что позиция министерства «имеет поддержку в парламенте». Альтернатива позиции Минстроя – предложение замкнуть коммунальные платежи на Государственную информационную систему ЖКХ (ГИС ЖКХ), созданную Минстроем совместно с Минкомсвязи и ФГУП «Почта России».

Сегодня ГИС ЖКХ – это крупнейший коммунальный интернет-ресурс, позволяющий гражданам получать достоверную информацию о жилищно-коммунальных услугах и тарифах, проверять корректность начислений и расчетов, вести мониторинг деятельности своих управляющих компаний и так далее. Кроме того, он создает массу привлекательных и необходимых возможностей – от «подключения» органов прокуратуры к отслеживанию нарушений «коммунальных» прав граждан и организаций до возможности оплачивать коммунальные счета. Но из этого не следует необходимости превращения ГИС в платежного монополиста. По крайней мере, так считает Минстрой, указывая на то, что риск создания очередного посредника в цепочке платежей «решает одну задачу, но создает одновременно еще множество проблем».



Энергетики боятся «котла»

Еще одна «развилка» коммунальной реформы – выбор между расщеплением платежей при их внесении потребителем и поступлением средств потребителей на единый счет с последующим равномерным распределением по поставщикам. Презентация второй из этих альтернатив от лица Минстроя и Минкомсвязи вызвала летом этого года резкую критику главы «Интер РАО» Бориса Ковальчука, опасающегося, что введение котлового сбора платежей «ломает» достаточно высокую платежную дисциплину в электроэнергетике, достигающую 95‑98 % против 60‑70 % в коммунальной сфере. Такое предложение на руку «коммунальщикам», получающим возможность «повысить уровень финансирования» за счет энергетиков, считает господин Ковальчук. Отчасти успокоил страсти ответ Минстроя, сообщившего об обсуждениях различных вариантов изменения оплаты. Главная задача – исключение из цепочки управляющих компаний, слишком часто выступающих в роли посредников, на счетах которых зависают средства добросовестных плательщиков.

Обсуждая пути «платежной реформы», следует учитывать, что стопроцентно идеальных решений не бывает и что даже самые продуманные меры не дают продуманного эффекта. К примеру, в нарушениях платежной дисциплины можно упрекнуть не только управляющие компании, но и сами РСО. Переход к расщеплению платежей тоже содержит свои риски. Так, в минувшем году в результате технического сбоя платежи населения за жилищно-коммунальные услуги, внесенные через один из крупнейших в России онлайн-банков, оказались не «расщеплены», а перечислены управляющей компании в качестве платы за содержание и ремонт жилья. В следующей квитанции жители города с изумлением узнали о своей задолженности перед поставщиками всех услуг, кроме «управляйки» – тут люди заплатили за много месяцев вперед, «предоставив УК беспроцентный кредит в преддверии летних отпусков».



Самодеятельности ставят преграду

Пока что единый подход к формированию системы платежей тестируется на местах. О создании единого республиканского расчетного центра, который заработает в полную силу к январю этого года, заявил летом этого года Татарстан. Новая структура будет создана на базе АО «Татэнерго­сбыт», «осуществляющего почти стопроцентный сбор платежей» и уже отработавший два года в пилотном проекте по прямым договорам. В состав ЕРЦ войдут 56 республиканских офисов «Татэнергосбыта» плюс 47 разбросанных по республике расчетных центров.

«Сейчас в Татарстане нет единой структуры, нет единого расчетного центра, – признал начальник Госжилинспекции Татарстана Сергей Крайнов. – В разных расчетных центрах в разных муниципальных образованиях несвоевременно могут вноситься изменения. Много нарушений, связанных с тем, что в платежные документы отдельными ТСЖ включаются оплаты, которые в принципе не должны включаться в эти документы. Отследить всех одновременно невозможно. А если это будет единый расчетный центр, который будет работать по единым формулам, единым принципам работы, то таких нарушений в будущем уже не будет. Причем финансовая нагрузка на собственников не должна вырасти. Наоборот, они от этого должны только выиграть. Сейчас все деньги не покрашены: они поступают за все услуги в сфере ЖКХ в общий мешок – и за управление домом, и за коммунальные, и за жилищные услуги. И уже после управляющая компания решает, кому и за что заплатить. Если же будет реализована казначейская система, то средства, которые были оплачены собственниками по статье «жилищные услуги», не смогут быть получены УК до тех пор, пока не будут ею выполнены. А если услуга не предоставлена, то деньги должны будут вернуться назад к собственникам».

Один из факторов платежной неразберихи, названный главой республиканской Госжилинспекции, – «частая смена федеральных методик для расчета платежей за тепло», которой исправно пользуются «карманные» ЕРЦ. «Отдельными управляющими компаниями Альметьевска расторгнуты договоры с единым расчетным центром города, а взамен созданы собственные ЕРЦ, – поясняет он. – Это позволило скрывать размер платы за поставленные коммунальные услуги. Долги управляющих компаний ООО «ЖЭУ-10», «ЖЭУ-13» и ООО «Русло» перед «ресурсниками» достигли 36 миллионов рублей».

Возможно, что использующие мошеннические схемы ЕРЦ отдельных городов любят делиться профессиональным опытом. Так, ЕРЦ Бугульмы предпочитают хитрые комбинации с начислениями по ОДН, в то время как их коллеги из Казани используют расхождения в методиках при начислении платы за тепло.

Внести порядок в работу уже действующих на местах расчетных центров обещает Минстрой, предлагающий узаконить созданные в регионах ЕРЦ. Сегодня они работают по принципу самоокупаемости и неподконтрольны властям. Новые правила предлагают выбор ЕРЦ на конкурсной основе уполномоченным органом субъекта Федерации или по решению главы региона, города, поселения. При этом местные власти будут нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей ЕИРЦ, а контролировать деятельность расчетных центров поручат госжилинспекции.

Как сообщила весной этого года замдиректора департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Елена Солнцева, предполагается установить, что центры не приобретают право на внесенные в них средства, деньги сразу перечисляются на счета конечных получателей. А в случае предоставления потребителю искаженной информации о размере платы штраф в пользу потребителя будет выплачивать сам расчетный центр.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (31) август 2017 года:

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>