16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/3/52.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (03) ноябрь 2012

Зона турбулентности

Генерация/сети Анна МИХАНЧИК
Зона турбулентности

Последние несколько лет отрасль ЖКХ реформируют беспрестанно. Усталость от постоянной включенности в этот процесс, непонимание, что же будет дальше, и сложные условия работы – те реалии, в которых сегодня существует жилищно-коммунальное хозяйство России. И безусловно, один из самых «больных» вопросов – тарифы и их регулирование.

Всероссийский практический семинар «Тарифное регулирование в сфере ЖКХ», пятый по счету, из года в год собирает большое количество участников. На этот раз организаторам, ГК «Открытый диалог», удалось привлечь к обсуждению более трехсот делегатов. Среди них – муниципальные образования, даже из самых отдаленных территорий России, ресурсоснабжающие организации, представители регулирующих органов, управляющие компаний. Их волнует только один вопрос: как жить дальше?



Зарегулированные

С особым нетерпением делегаты подобных мероприятий ждут выступлений чиновников разных ведомств, где рождаются все новые и новые законодательные инициативы. Но модератор основной секции первого дня Андрей Широков (Комитет по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ) заметил:

– Чиновники работают исключительно в своих кабинетах. Выйти на трибуну не каждый из них сможет.

Впрочем, ожидания аудитории оказались удовлетворены: в программе семинара были заявлены представители ключевых министерств и ведомств. Среди них и особо ожидаемые: чиновники Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы по тарифам.

Почву для их выступления подготовили эксперты, чьи мнения сошлись в одном: так дальше работать невозможно. В России по‑прежнему действуют необоснованно заниженные тарифы на услуги ЖКХ. Отрасль социально ориентирована настолько, что изживает сама себя.

– Метод индексации, которым сегодня государство пытается регулировать тарифы, ведет жилищно-коммунальное хозяйство в тупик, – заявил Евгений Яркин, президент Ассоциации региональных энергетических комиссий. Свою задачу эксперты и профессиональное сообщество обозначили так: донести до руководства страны мысль, что при таком подходе к тарифному регулированию развивать жилищно-коммунальный комплекс невозможно.



Долгосрочные перспективы

Государство в лице Павла Азгальдова, начальника отдела Департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития, ответило новостью о том, что с 2014 года отрасль начнет постепенный переход к долгосрочным тарифам. В этом теоретики от ЖКХ видят некий компромисс между теми, кто работает в системе, и потребителями.

Сегодня в правительственных кабинетах идет активная работа над соответствующим законопроектом. Уже сейчас понятны его основные принципы. Так, при расчете тарифов метод «затраты+» будет применяться в ограниченном количестве случаев. Гораздо более актуальным станет метод сравнения аналогов, индексации и метод доходности инвестируемого капитала. После принятия закона правительство определит график перехода тех или иных организаций на долгосрочные тарифы.

– И самая главная новация: если орган регулирования меняет параметры регулирования, то бюджет компенсирует предприятию выпадающие расходы, – заявил господин Азгальдов. – При этом обязательно будет такое понятие, как форс-мажорные обстоятельства, которые будут отделены от регуляторных рисков на региональном уровне. Это означает, что правительство может принимать решение о временном ограничении тарифов – на год-два-три, при форс-мажорных обстоятельствах. Скажем, если случится очередной мировой финансовый кризис.

Предполагается, что к 2016 году вся отрасль ЖКХ должна перейти на долгосрочные тарифы.



Невыгодный компромисс

Очередные изменения ждут отрасль в связи со вступлением в силу закона № 416 «О водоснабжении и водоотведении». Основным докладчиком по теме стала Ольга Никитина, руководитель экономических отделов ООО «Лекс-Инвест-Аудит» и Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Подробный разговор о методах начисления тарифов, которые предусмотрены новым законом, вызвал массу вопросов аудитории. Еще большие опасения спровоцировала новость о том, что с 2014 года в водоснабжении и водоотведении появится новый термин – «соцнорма». Комментируя новшество, госпожа Никитина заявила:

– Введение соцнормы не спасет отрасль от множества проблем, не снизит градус социального напряжения населения. Соцнорма уменьшит сумму получаемых субсидий и дотаций, так как они должны начисляться именно на социальную норму. Сейчас они начисляются по нормам потребления. Предприятиям сферы ЖКХ соцнорма грозит колоссальными убытками.

Совершенно очевидно, что государство ищет компромисс между предприятиями ЖКХ и населением, пытаясь при этом соблюсти баланс интересов. Судя по реакции присутствовавших на семинаре делегатов, этот компромисс им дорого обойдется, хотя большинству специалистов отрасли лишь предстоит разобраться в теме.



Не ждать и не бояться

Июльская индексация тарифов спровоцировала массу проблема в сфере ЖКХ. Одна из ключевых – рост тарифов так и не догнал роста цен на газ. Предприятиям были обеспечены выпадающие расходы. Что делать?

– Говорить о развитии, инвестициях, прежде чем организация добилась экономически обоснованных тарифов, бессмысленно, – считает Лидия Горячева, заместитель начальника управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ.

Она привела статистику, которая служит безоговорочным аргументом в пользу предприятий ЖКХ: если раньше в ФСТ в год рассматривалось десять-пятнадцать дел по разногласиям, то теперь их несколько десятков. Главное, донести до регулятора регионального уровня мысль о том, что «тариф организации с платой не должен иметь ничего общего». Регулятор скрывает от организаций жилищно-коммунального хозяйства тот факт, что его прямая обязанность – думать, как выйти на экономически обоснованный уровень тарифа. Стремление к экономически обоснованному тарифу обоюдно: как со стороны организаций ЖКХ, так и со стороны ФСТ – после выступления Лидии Горячевой это стало вполне очевидно. Индексация тарифов, которую закладывает разработчик, подразумевает экономически обоснованные тарифы. И официальный представитель ФСТ подтвердила: установленный предельный рост – лишь ориентир, который важен для ФСТ как макропараметр.



Год грядущий: перспективы

Кроме комментариев по законодательной базе, госпожа Горячева обозначила параметры роста тарифов на будущий год. Итак, на 2013 год предусмотрен рост тарифов с января – 10 процентов, в июле – 10,5 процента.

Базовые параметры, которые легли в основу расчета индексации тарифов, выглядят следующим образом: по тепловой энергии среднегодовой рост – 10 процентов, июльский – 10,5 процента, по некоторым регионам на несколько процентов выше. В индексной модели учтен рост цен на электроэнергию – 12 процентов, индекс потребительских цен – 7,1 процента. Небольшое отставание от инфляции совершенно точно будет, но оно составит не больше 1 процента. Газ подорожает на 15 процентов (июльский рост на этом уровне будет в 2013, 2014 и 2015 годах), топливо: уголь – 3 процента, мазут – снижение на 6 процентов, железнодорожные грузоперевозки – 7 процентов.



Эффективность № 1

О развитии и переменах к лучшему говорил в своем выступлении Леонид Алексеев (Фонд реформирования ЖКХ). Начав по традиции с цифр угнетающих – износ инфраструктурных объектов в сфере ЖКХ составляет более 60 процентов в среднем по России, – докладчик обнадежил аудиторию. Фонд, чья судьба еще совсем недавно висела на волоске, продолжит работу. В настоящий момент Государственная дума РФ рассматривает пакет документов о деятельности корпорации, в соответствии с которым она продолжит работу еще как минимум пять лет. Основной вектор деятельности – реконструкция инфраструктуры.

– Государство придерживается такой позиции, что необходимо более активно привлекать собственника к процессу капитального ремонта, – пояснил господин Алексеев. – Ожидается, что его участие увеличится значительно. Порядка 21 процента от стоимости ремонта будет оплачивать именно собственник помещения.

Рассказал Алексеев и о других законодательных инициативах, которые существенным образом могут повлиять на работу предприятий ЖКХ. Одно из новшеств, которое чиновники готовятся внести в Жилищный кодекс, – создание саморегулирующих организаций управляющих компаний.

Один из возможных вариантов повышения эффективности предприятий ЖКХ – участие в федеральных целевых программах, которые разработало правительство РФ. В качестве примера Оксана Ионова, генеральный директор ЗАО «Руспромаудит», привела ФЦП «Энергосбережение России», где предприятиям ЖКХ можно и нужно активно участвовать. В программе предусмотрены несколько направлений, в частности: оснащение приборами учета, строительство муниципальных зданий из энергосберегающих материалов, замена устаревших отопительных котлов.

Два напряженных дня работы, более двух десятков докладчиков, обширная повестка и горячие споры. Семинар, посвященный тарифному регулированию в ЖКХ, собрал солидное число участников и стал крупнейшим событием в отрасли в уходящем году.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (03) ноябрь 2012: