16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/3/50.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (03) ноябрь 2012

Сто рублей на человека: столько стоит схема теплоснабжения российского города

Главное Беседовала Ирина КРИВОШАПКА
Сто рублей на человека: столько стоит схема теплоснабжения российского города

У Москвы нет утвержденной схемы теплоснабжения?
Такое возможно? Оказалось, да. Хотя разработка такой схемы для любого города – дело обязательное.

О том, что такое схема теплоснабжения, для чего она нужна и кто ее делает, мы побеседовали с генеральным директором ОАО «ВНИПИэнергопром» Виктором Семеновым (на фото).

– В соответствии с постановлением правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» есть перечень строгих правил в отношении разработки подобных схем для малых, средних и больших городов, – рассказал Виктор Германович. – Кроме того, Министерство энергетики совместно с Минрегионразвития разработало методический материал по этой теме, и он находится на согласовании в Минюсте.

В советское время схемы делались по руководящему документу, разработанному нашим институтом. При Минэнерго существовало несколько головных институтов, определявших техническую политику по своим направлениям. Они имели крупные подразделения по мониторингу и обработке научно-технической информации, исследовательские лаборатории и нормативно-методические центры. Сегодня аналогичные структуры существуют в энергетике США в виде семи национальных лабораторий. Работники этих лабораторий имеют даже статус государственных служащих, что весьма почетно и выгодно.

В России подобная система была ликвидирована, хотя сложность и количество решаемых задач только увеличились. В рамках плановой системы мы четко понимали перспективы застройки и прироста нагрузок. Соответственно, под эти цели просчитывались три-четыре варианта развития энергоисточников, включая строительство ТЭЦ, котельных и теплосетевого комплекса. В итоге отбирался один вариант, который включался в планы строительства Мин­энерго, республик и областей.

Сегодня в нашей стране реально строят не по градостроительному плану, а по бизнес-планам. Приказать строить нельзя. Соответственно, понадобились совершенно новые требования и к разработке схем теплоснабжения, которые позволяют в электронных моделях просчитывать множество решений и находить оптимальное для обеспечения вариантной застройки территории.

– Надо ли обеспечивать столь глубокую проработку?

– «Требования» к схемам теплоснабжения удивительный документ для современной российской истории. Он определяет требования к полноте и методологии разработки, а не к конкретным техническим решениям. Последних могут быть тысячи, и каждое решение обеспечит надежность, но задача – найти наиболее экономичный вариант и реализовать его. Поэтому в схеме определяется единая теплоснабжающая организация и ежегодное принудительное распределение нагрузки между теплоисточниками, прорабатываются инвестиционные программы теплоснабжающих организаций и рассчитываются тарифные последствия.

– Для каких российских городов ваш институт разрабатывает схемы теплоснабжения и в связи с чем были выбраны именно эти города?

– Сейчас мы разрабатываем схемы теплоснабжения Волгограда, Екатеринбурга, Кемерова Сургута, Ярославля, Челябинска и Тюмени.

В соответствии с законом «О теплоснабжении» такие схемы должны быть у всех населенных пунктов. Но в связи с тем, что «Требования» были приняты только в феврале этого года, а оформление заказов со стороны муниципалитетов городов – довольно длительный процесс, мы ожидаем бума начиная со следующего года. Безусловно, те муниципалитеты, которые стеснены в средствах, будут договариваться на совместное финансирование с энергокомпаниями. Пока поторопились с разработкой схем только «продвинутые» муниципалитеты, желающие быстрее разобраться в сложных проблемах городского хозяйства.

Пока по всей стране разработана только 131 схема теплоснабжения (6 процентов от необходимого), причем в основном это небольшие поселения. К сожалению, уровень разработки большинства этих схем чрезвычайно низок, и муниципалитетам надо активнее пользоваться независимой экспертизой.

– Если схема уже разработана, могут ли быть в ней какие‑то изменения со временем и с чем это связано?

– Что такое схема? Кардинально она разрабатывается один раз. Должна быть создана электронная модель – основа работы со схемой, она позволяет считать реальные режимы, иначе мы ничего планировать на будущее не сможем. Делается глубокий анализ того, что и как в городе функционирует, какие проблемы есть и как их можно решить сегодня и в будущем.

Любой закон всегда кому‑то не нравится. Проблема сегодняшнего закона в том, что очень долго разрабатываются подзаконные акты. А это оттого, что есть много федеральных органов исполнительной власти, которые участвуют в каждом документе. Когда появятся все тридцать нормативных актов, которые должно разработать правительство, совершенствовать закон будет гораздо проще.


Но планы развития городов постоянно изменяются, появляются новые технологии, новые инвестиционные предложения. Чтобы схема не превратилась в «мертвый» документ, законом «О теплоснабжении» предусмотрена ее ежегодная актуализация, с продлением срока ее действия. Таким образом, схема всегда показывает ближнюю и дальнюю перспективу, что позволяет, строя объекты сегодняшнего дня, понимать, как они будут функционировать в будущем.

– Какой срок уходит на разработку схемы теплоснабжения среднего города, сколько она стоит и какой город был для вас самым сложным?

– Если город имеет население порядка 300 тысяч человек, то на разработку схемы теплоснабжения уходит минимум год. Стоимость проекта рассчитывается исходя из соотношения сто рублей на человека, это дешевле, чем спроектировать котельную. Что касается трудных проектов, то в нашей работе, безусловно, не принято разглашать детали выполненных проектов, но могу сказать, что в Екатеринбурге очень сложная схема теплоснабжения, по некоторым вопросам сложнее, чем в Москве.

Известно, что два крупных российских города, прислав свои предложения по схемам в Министерство энергетики, получили отказ в утверждении: один – поскольку там вообще нечего было смотреть, другой – потому, что схема не соответствовала «Требованиям». В ближайшее время ожидается завершение работ в половине городов с населением более 500 тысяч человек (в России их всего 36). Схемы теплоснабжения этих городов утверждаются Министерством энергетики РФ.

– Сколько времени проходит с момента утверждения схемы до начала ее внедрения?

– Если схема утверждена, то внедрение начинается моментально, так как это основа для инвестиционных соглашений с администрацией, долгосрочных тарифов, распределения нагрузки на предстоящий год, определения единой теплоснабжающей организации. В схеме определяется, какие диаметры магистральных трубопроводов надо использовать при замене тепловых сетей в ближайшую ремонтную кампанию. И наконец, в схеме решается, что строить не надо.

– Недавно стало известно о расширении границ Москвы. Учитываются ли такие критерии в схемах теплоснабжения, если, конечно, вы участвовали в разработке подобной схемы для столицы России?

– К проработке вариантов энергоснабжения новых территорий Москвы нас не привлекали. Может, потому, что известна моя позиция – система энергоснабжения Москвы развивается далеко не самым эффективным образом.

В Москве нет схемы теплоснабжения, утвержденной в Министерстве энергетики РФ.

– Существует ли список компаний, которые имеют официальное разрешение разрабатывать такие схемы?

– Нет, такого списка нет. Работы может выполнять кто угодно, и сегодня этим занялось более ста двадцати организаций.

Министерство энергетики в части городов с населением 500 тысяч человек и более имеет право проводить экспертизу схем. Для остальных поселений при некоммерческом партнерстве «Энергоэффективный город» создана система добровольной экспертизы с независимым наблюдательным советом из специалистов, которые сами не разрабатывают схемы теплоснабжения.

– Что влияет на разработку схемы теплоснабжения: финансирование, законодательная база, отношение властей и другие проблемы страны?

– Давайте по порядку. Финансирование. Разработка схемы теплоснабжения стоит относительно больших денег, а привычки тратить такие средства на проработку подобных тем у нас в стране нет. Принято, например, заказывать проекты котельных, а в отношении проекта города целиком почему‑то считается, что он должен стоить дешевле, чем проект котельной.

Очень часто главы регионов не осознают, что требуется серьезная работа, но если ее сделать за небольшие деньги, на выходе получится продукт либо, мягко говоря непригодный к употреблению, либо требующий больших необоснованных финансовых затрат и излишнего строительства. Проблема финансирования не связана только с недостатком денег в бюджете, проблема в том, что администрации считают, что лучше потратить деньги на прокладку куска трубы, чем проработать вопрос «а нужна ли эта труба вообще?».

Вторая проблема в том, что у нас великая страна и каждый отдельный город тоже хочет быть великим. Это сводится к тому, что все показывают градостроительные планы, в которых якобы будет какое‑то фантастическое строительство и, соответственно, увеличение энергетической мощности. В настоящее время нигде в мире не строят больше, чем 1 квадратный метр на человека в год. И такие темпы не могут долго продолжаться – вы же понимаете, что у нас рождаемость гораздо ниже, чем темпы строительства, согласно которым мы за десять-пятнадцать лет рядом со среднестатистическим российским городом можем построить такой же еще один. А как это соотнести со схемой энергоснабжения? Приходится большое количество времени тратить на то, чтобы состыковать реальность с планами застройки, чтобы лишнего не строили.

И третье, что влияет на разработку схемы теплоснабжения, – это выявление огромного количества резервов внутри каждого города по энергоэффективности потребления, снижению потерь, излишков мощности, которые нужно использовать, а не строить новые объекты.

Опять же, если вернуться к опыту по Москве, то, когда мы изучали положение дел в энергетике столицы, выяснили, что там вообще нет дефицита тепла, как это считалось ранее. Когда мы сделали выверку, оказалось, что в Москве есть резерв 20 тысяч Гкал / час – этой мощности достаточно, чтоб обогреть Санкт-Петербург. Когда я впервые доложил столичному правительству об этом, меня посчитали сумасшедшим. Если еще несколько лет назад я говорил, что этой мощности хватит до 2020 года, то сейчас утверждаю, что в пределах МКАД ее хватит навсегда и никогда не понадобится больше.

– При этом такая свободная мощность до сих пор не используется?

– Конечно. Ее надо обслуживать, и она «висит» балластом на котельных. А вообще в Москве подавляющее большинство котельных можно либо закрыть, либо перевести в пиковый режим и получить гигантскую экономию топлива, а пока получается, что жители Москвы этот резерв сами и содержат.

– Вы обращались с какими‑то предложениями к столичным градоначальникам?

– Мы не только обращались, мы разработали программу энергосбережения Москвы до 2012 года, она была всеми согласована, принята – и благополучно провалена.

– Сейчас все здания и сооружения в России должны оснащаться приборами учета. Как это влияет на разработку схемы теплоснабжения или учитывается при ее составлении?

– Установка приборов учета – это задача энергоснабжающей организации, администрации и потребителей либо застройщиков, если речь идет о новом строительстве. Любой субъект может инициировать процесс установки счетчиков. Если в электронную модель, в которой проработана система теплоснабжения, ввести данные с приборов учета, которые могут использоваться не только для расчетов в деньгах, но и для технологических целей (температура, давление), то качество работы этой модели только повысится.

Таким образом, можно создавать единый инструмент, который позволит контролировать текущее состояние, просчитывать разные рабочие режимы, предугадывать жалобы до того, как их выскажут сами жители. Можно совершить массу действий, которые нужны как управляющим компаниям в части контроля, учета за деятельностью поставщиков, так и поставщикам по контролю собственных режимов. Будет только лучше, если все данные приборов учета будут сливаться в единую электронную модель.

– Известно, что вы принимали участие в работе над законом «О теплоснабжении». Считаете ли вы, что он нуждается в дополнениях, как об этом говорят?

– Любой закон всегда кому‑то не нравится. Проблема сегодняшнего закона в том, что очень долго разрабатываются подзаконные нормативные акты правительственного уровня. А это оттого, что есть много федеральных органов исполнительной власти, которые участвуют в каждом документе. Процесс согласования – длительный. Есть сутевые вопросы, в которых надо разбираться, но они практически все пройдены. Когда появятся все тридцать нормативных актов, которые должно разработать правительство, совершенствовать закон будет гораздо проще, чем написать его вновь.

Это настолько большая, сложная система регулирования, которую совершенно невозможно разделить на несвязанные части. Могу сказать, что закон вполне гибкий, за много лет продуманный и по тексту имеющий очень мало принципиальных замечаний. Единственное, с чем я не согласен, то, что горячую воду зачем‑то «воткнули» в закон о водоснабжении. Получилось, что если котельная обеспечивает отопление и горячую воду, то часть котельной регулируется одним законом, часть – другим. Эта несуразица в реальной жизни все равно не приживется – пройдет какое‑то время, и горячая вода «перекочует» в закон «О теплоснабжении».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (03) ноябрь 2012: