16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/28/7816859.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01 (28) февраль 2017 года

Минобороны поставили на счетчик

Генерация/сети Ольга МАРИНИЧЕВА
Минобороны поставили на счетчик

АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», обеспечивающее водой и теплом объекты Мин­обороны, погасило значительную часть задолженности перед энергокомпаниями Забайкалья и Дальнего Востока.

Ранее энергетики, ставшие кредиторами поневоле, доказали свою готовность прибегать к самым жестким способам воздействия на должника, вплоть до прекращения подачи тепла и электроэнергии. В доказательство своей позиции они напоминали о том, что ГУ ЖКХ не относится к такой категории потребителей, как воинские части, следовательно, ограничение и прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов не содержит угрозы обороноспособности страны. Иной точки зрения придерживаются военные коммунальщики, которые готовы обращаться в ФАС и прокуратуру за подтверждением своей правоты и надеются, что антимонопольные органы предоставят в ближайшее время окончательное разъяснение на этот счет.



Бремя долгов

АО «ГУ ЖКХ» – единственный исполнитель государственных контрактов на поставку и передачу тепловой энергии, оказание услуг водоснабжения и водоотведения, обслуживание казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны РФ. Начиная с 1 ноября 2015 года ГУ ЖКХ приняло на обслуживание объекты, которые ранее обслуживались печально известными компаниями-банкротами АО «РЭУ» и АО «Славянка».

Идея наделения ГУ ЖКХ статусом единственного поставщика коммунальных ресурсов принадлежит главе оборонного ведомства Сергею Шойгу, неоднократно выступавшему с жесткой критикой жилищно-коммунальных служб Минобороны. Цели создания новой структуры, по словам главы Минобороны, – объединение функций энерго- и ресурсоснабжения, а также обслуживания казарменно-жилищного фонда, сокращение накладных расходов и издержек на содержание административно-управленческого аппарата, доведение зарплаты производственного персонала до среднерыночных значений в РФ.

Но приход единого оператора не положил конец накоплению задолженности. Начиная с весны 2016 года энергокомпании страны сообщают о готовности ограничить или прекратить подачу энергоресурсов на объекты ГУ ЖКХ. Особенно жарким стал первый месяц 2017 года, когда энергетики Сибири и Дальнего Востока сообщили о задолженности, достигшей 890 миллионов рублей.

«Наибольшая задолженность сформирована в Камчатском, Хабаровском и Приморском краях, Забайкалье и Бурятии, – сообщили энергокомпании. – Крупнейшие поставщики электроэнергии (ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», АО «Читаэнергосбыт») и тепла (ПАО «ТГК-14» и ПАО «Камчатскэнерго») через суд и ограничения пытаются вернуть в свои бюджеты 180 и 390 миллионов рублей, 75,8 и 83,3 миллиона рублей долга соответственно».

«Именно ГУ ЖКХ является крупнейшим должником нашей компании, – напоминает Юрий Дорфман, заместитель генерального директора по сбыту ПАО «ТГК-14». – Даже после совершившейся в начале февраля выплаты 40,9 из 75,8 миллиона долга речь идет о сумме, которая более чем существенна для нашего кредитного портфеля. Достаточно напомнить, что годовой оборот нашей компании по тепловой энергетике в двух регионах присутствия составляет 8,5 миллиарда рублей в год. Поэтому мы применяем все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты, позволяющие воздействовать на упорных должников и предотвращать дальнейшее накопление долгов. В частности, мы пользуемся возможностью заключения прямых договоров на поставку услуг теплоснабжения. Данные соглашения заключаются с Мин­обороны РФ, следовательно, в случае проблем с оплатой наших услуг у нас появляется возможность обращаться не к посреднику в лице ГУ ЖКХ, а непосредственно к министерству».

«В течение января-февраля в адрес ПАО «ДЭК» за отпущенную электроэнергию поступило 70 миллионов рублей, что составляет всего 24 процента от объема задолженности, имеющейся на сегодняшний день у ГУ ЖКХ перед энергокомпанией, – сообщает ПАО «ДЭК». – По состоянию на 10 февраля задолженность коммунального предприятия составляет 221 миллион рублей. Сумма задолженности сопоставима с ежемесячным объемом электропотребления населением Амурской области, входящей в зону обслуживания нашей компании».

«С 1 января по факту поступления денежных средств от Минобороны России за оказанные услуги нам удалось погасить более 450 миллионов рублей задолженности перед поставщиками энергоресурсов в Забайкалье и на Дальнем Востоке, – отвечает ГУ ЖКХ. – В настоящее время задолженность четырех энергокомпаний, сообщивших в конце января о своих многомиллионных долгах, снизилась более чем вдвое, до 370 миллионов рублей. Оплата выставленных ресурсоснабжающими организациями счетов – динамичный процесс, который порой затягивается по вине самих организаций (несвоевременное выставление счетов, некорректные объемы начислений и так далее), порой из‑за несвоевременной оплаты сторонними потребителями. Задолженность прочих потребителей перед АО «ГУ ЖКХ» ресурсов на территории Восточного военного округа составляет 314,5 миллиона рублей. В арбитражный суд подано более 1600 исков. Таким образом, погашение кредиторской задолженности перед поставщиками будет осуществляться по факту поступления денежных средств за оказанные услуги от Минобороны России и сторонних потребителей».



Сделано недостаточно

Несмотря на погашение существенной части долга, проблему взаимных претензий ГУ ЖКХ и энергокомпаний рано исключать из повестки дня. «По имеющейся на сегодня информации, ГУ ЖКХ с апреля 2017 года прекратит деятельность, связанную с поставками тепловой энергии для нужд Минобороны РФ, – сообщает ПАО «ДЭК». – При этом непогашенную задолженность (в нашем случае это задолженность с ноября 2016 года по март 2017 года) при отсутствии платежей со стороны предприятия придется взыскивать в принудительном порядке».

Кроме того, энергетики уверены в своем праве вводить ограничения поставок энергоресурсов на объекты ГУ ЖКХ или вовсе «замораживать» энергоснабжение до уплаты долгов. «Действия энергетиков противоречат положениям указа президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства», – сообщает АО «ГУ ЖКХ», цитируя определения судебных органов и УФАС. – Пункт первый указа не предусматривает никаких исключений либо оснований, при которых допустимо введение ограничения либо прекращения поставки топливно-энергетических ресурсов в отношении объектов, в которых предусмотрена военная служба. Этот пункт включает все объекты Минобороны России. Запрет на ограничение и прекращение отпуска электрической энергии на обозначенные объекты является безусловным и не допускает исключения и в случаях неоплаты поставленных ресурсов».

«Ограничения, вводимые в отношении ГУ ЖКХ, осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством и не нарушают положения указа президента № 1173, – возражают энергетики. – В нем говорится о недопущении ограничения объектов, непосредственно участвующих в несении воинской службы. Объекты ГУ ЖКХ, которые обслуживаются гражданским персоналом, не относятся к их числу».

«Точку в данном вопросе поставить может ФАС России, – поясняют специалисты АО «ГУ ЖКХ». – На сегодняшний день у нас есть прецедент по Забайкальскому краю, где УФАС 20 декабря 2016 года вынесло решение в отношении АО «Читаэнергосбыт», которое в мае 2016 года ограничило поставку электроэнергии на объекты Минобороны России. В настоящее время мы ожидаем назначения слушания по заявлению в УФАС Хабаровского края. Как сообщалось ранее, ПАО «ДЭК» является единственным поставщиком электроэнергии на территории трех обособленных подразделений АО «ГУ ЖКХ» (Уссурийского, Амурского и Хабаровского), заключить договор с другой компанией не представляется возможным. Поэтому ограничение объектов со стороны единственного поставщика нарушает Федеральный закон «О защите конкуренции».



Оптовики тоже жалуются

Проблема задолженности предприятий Минобороны остается существенной и для оптового рынка электроэнергии, подтверждает директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. «На 1 января 2017 года дебиторская задолженность потребителей за поставленную тепловую энергию составила более 206 миллиардов рублей, – сообщает он. – При этом задолженность предприятий Минобороны составила 6,2 миллиарда рублей. Уровень расчетов АО «Оборонэнергосбыт» на ОРЭМе в 2016 году составил 70 процентов, задолженность за поставленную электроэнергию – 1,451 миллиарда рублей, в связи с чем «Оборонэнергосбыт» был лишен статуса субъекта ОРЭМа начиная с 1 января 2017 года.

Меры по улучшению платежной дисциплины, действующие в настоящее время как в теплоснабжении, так и в электроэнергетике, не позволяют существенно улучшить ситуацию. На наш взгляд, необходимо повысить ответственность потребителей за нецелевое использование средств энергокомпаний, проработав весь комплекс проблем и определив направления для целостного регулирования отрасли, при котором все решения с оценкой последствий увязывались бы между собой.

На рассмотрении в аппарате правительства России находится проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов». Этот документ предусматривает введение финансовых гарантий для потребителей, которые в течение нескольких периодов не оплатили поставленное им тепло.

Помимо этого, в сентябре Совет производителей энергии направил письмо на имя вице-премьера Дмитрия Козака с предложением обязать органы местного самоуправления предоставлять бюджетные гарантии в отношении неотключаемых потребителей, предоставить возможность генерирующим компаниям ограничивать потребление и полностью отключать неплательщиков, ограничивать поставку электроэнергии для жителей многоквартирного дома, если они задолжали за любой вид коммунального ресурса, а также другие инициативы, призванные снизить объем задолженности.

В качестве основной причины возникновения дебиторской задолженности генерирующие компании выделяют лояльность законодательства к должникам и нецелевое использование потребителями денежных средств, предназначенных для оплаты энергии.

В качестве наиболее действенных мер по взысканию дебиторской задолженности генерирующие компании отмечают введение ограничений и взыскание долга в судебном порядке. В некоторых случаях помогает досудебное взыскание: переход на прямые расчеты с населением, реструктуризация задолженности, введение финансовых гарантий там, где это возможно».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01 (28) февраль 2017 года:

  • Вокруг острых углов
    Вокруг острых углов

    Комитет Государственной Думы по энергетике 6 февраля провел парламентские слушания, посвященные реформе теплоснабжения в России.

  • Асинхронные генераторы для локомобильных ТЭЦ
    Асинхронные генераторы для локомобильных ТЭЦ

    В статье «Грядет возрождение локомобильных ТЭЦ» («ТЭ», № 06 за 2016 год) автор рассказал о ТЭЦ электрической мощностью до 100 кВт, т. е. микромощного класса, в виде единого агрегата с паровой поршневой машиной и котлом.

  • Минобороны поставили на счетчик
    Минобороны поставили на счетчик

    АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», обеспечивающее водой и теплом объекты Мин­обороны, погасило значительную часть задолженности перед энергокомпаниями Забайкалья и Дальнего Востока.

  • Создателей ледникового периода призовут к ответу
    Создателей ледникового периода призовут к ответу

    Высокий износ основных фондов, позволяющий с высокой степенью вероятности прогнозировать новые коммунальные ЧП, и поиск ответственных за уже свершившиеся аварии, которым предстоит устранять последствия коммунальных бедствий за свой счет.

  • Реформа теплоснабжения: вопросов больше, чем ответов
    Реформа теплоснабжения: вопросов больше, чем ответов

    Реформа рынка теплоснабжения, запущенная российским правительством три года назад, уже приняла форму законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»…», прошедшего первое чтение в Государственной Думе.

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>