16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/26/7709231.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (26) октябрь 2016 года

Новый год с новым рынком

Генерация/сети Ольга МАРИНИЧЕВА
Новый год с новым рынком

Российские энергетики могут встретить новый, 2017 год с новой моделью рынка теплоснабжения, предполагающей утверждение долгосрочных правил игры для инвесторов.

Кроме того, планируется создание единых теплоснабжающих организаций, отвечающих за качество и надежность теплоснабжения перед потребителями и властью и обладающих полномочиями по оптимизации и развитию системы теплоснабжения, переход от государственного регулирования тарифов к установлению предельной цены на тепловую энергию. Об этом сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак в ходе сессии «Новая модель рынка тепла», организованной в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016».

Главное условие начала реформ – утверждение законопроекта о целевой модели рынка тепловой энергии на осенней сессии Государственной Думы. В таком случае «пилотные» территории смогут перейти на новую модель рынка тепла начиная с 1 января 2017 года, другие регионы, власти которых наделены правом принимать решения о либерализации рынка, – начиная с 1 января 2019 года.



Регионы просятся в «пилоты»

О том, что переход к новой модели рынка тепла, действующей на основе «альтернативной котельной», будет осуществляться не повсеместно, как предлагали генерирующие компании, но лишь в пилотных городах и регионах, от позиции которых зависит продвижение реформ, стало известно весной этого года. Сегодня на статус «пилотов» претендуют Красноярский край, город Рубцовск (Алтайский край), Республика Татарстан, «руководство которых активно поддерживает необходимость внедрения соответствующих изменений». Как поясняет Александр Новак, два года работы «пилотов» – срок, достаточный для того, чтобы оценить эффективность реализации новой модели и предложить присоединиться к реформе большему количеству субъектов и муниципалитетов РФ.

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский надеется, что получение пилотного статуса позволит нормализовать тарифы, поскольку сегодня стоимость услуг отдельных котельных Красноярска втрое выше, чем у единого оператора. Руководство Рубцовска, города, который то и дело оказывается на грани срыва отопительного сезона из‑за высокой степени износа теплового хозяйства, надеется, что переход на модель регулирования по принципу альтернативной котельной позволит привлечь долгожданные инвестиции, которые по большому счету требовались еще вчера.

Генеральный директор Сибирской угольной энергетической компании (ОАО «СУЭК») Владимир Рашевский, выступающий за оперативное принятие закона и максимальное распространение новой практики по регионам страны, утверждает, что запуск инвестиционной модели в теплоснабжении позволит обеспечить дополнительный рост ВВП на 0,3 процента в год.

«Принятие новой модели могло бы эффективно решить проблему недофинансирования в регионах нашего присутствия, – подчеркивает Екатерина Косогова, директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания». – Для некоторых городов, таких, как Рубцовск, это практически единственная возможность привлечения инвестиций и налаживания разрушенной системы. Преимущество новой модели состоит в том, что она закрепляет долгосрочное регулирование тарифа, которое не пересматривается в угоду политическим амбициям. Это как раз то, что нужно инвестору. Минус законопроекта – в том, что он предусматривает переход на новую модель в пилотных регионах, которые определяются по решению региональных и местных властей. Как показывает практика, местные власти нередко опасаются поддерживать проекты такого рода, так как не смотрят на долгосрочную перспективу и, стараясь не волновать население, не рискнут принимать решения, которые могут вызвать рост тарифов. Но тем, кто придет после них, придется принимать непопулярные решения, чтобы спасти разрушающуюся систему, и тогда рост тарифов может быть более серьезным».



Минэнерго обещает сдержать цены

Именно переход к договорным ценам, предельный уровень которых ограничен с целью защиты конечного потребителя ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной») – одна из самых обсуждаемых и самых уязвимых составляющих обещанной реформы.

«Мы надеемся, что это решение не приведет к росту совокупного платежа граждан, в особенности за тепло, доля которого в сегодняшних платежках в зависимости от региона составляет от 30 до 60 процентов, – уверяет заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко. – При этом в отдельных случаях мы предполагаем, что вес платежки снизится, а в целом ожидаем более умеренного и, главное, прогнозируемого роста, который будет, возможно, даже ниже уровня инфляции».

Главный аргумент сторонников перехода к модели «альтернативной котельной» – отсутствие видимых альтернатив, позволяющих привлечь долгосрочные инвестиции, плюс возможность оптимизации тарифов путем устранение теплопотерь и постепенного вывода из эксплуатации неэффективных теплоисточников.

«Нет необходимости доказывать, что комбинированная выработка является сегодня наиболее эффективным и надежным способом теплоснабжения, – подчеркивает Александр Новак. – К сожалению, у нас с 1990 года фактически снизилась доля комбинированной выработки, и отпуск в системы централизованного теплоснабжения упал практически в два раза. Фактически в стране идет котельнизация, за десять лет количество котельных, в том числе и малых, выросло на 20 процентов. Как следствие – износ оборудования, пережег топлива, потери тепла в три раза выше, чем в странах с комбинированной выработкой. Инвестиции в отрасль составляют порядка 40 миллиардов рублей в год при том, что потребность – в шесть раз больше. Мы должны за десять лет привлечь в отрасль около 2,5 триллиона рублей, чтобы исправить ситуацию и повысить эффективность. В последнее время в этой сфере было сделано многое – так, было принято решение о переходе на долгосрочное тарифообразование, однако всех проблем это не решает, потому что фактически тарифы могут корректироваться ежегодно.

На наш взгляд, новая модель взаимоотношений должна стимулировать развитие эффективных теплоисточников с понятными источниками инвестиций на долгосрочной основе, подобно тому, что было сделано в электроэнергетике. Для внедрения новой модели федеральными органами исполнительной власти предложен комплекс мер, ключевые из которых – обозначение единой теплоснабжающей организации и изменение подхода к ценообразованию».

«Принятие закона о реформе теплоснабжения – ключевое решение для развития отрасли, – считает крупнейшая частная теплоснабжающая компания «Т Плюс». – Теплоэнергетика относится к одной из самых недоинвестируемых отраслей экономики, инвестиции в нее едва ли не на порядок меньше, чем в электроэнергетику, где есть четкие правила игры и рыночное ценообразование на конечную продукцию. Нехватка средств в тепловой энергетике достигла критического уровня. В условиях России, где традиционно развиты централизованные системы теплоснабжения, такая ситуация просто опасна. При этом потребители вынуждены платить по тарифам, которые отличаются даже в пределах одного города иногда на порядки: где‑то гигакалория стоит 500 рублей, а где‑то цена доходит до 20 тысяч. Такой разброс стал возможен из‑за использования нынешнего подхода к тарифообразованию – «затраты плюс». Метод альтернативной котельной не допустит такого разброса и обеспечит экономические преимущества наиболее эффективным поставщикам тепла.

Опасения, что переход на новый метод ценообразования в теплоснабжении приведет к резкому росту тарифов для населения, сейчас куда менее актуальны, чем четыре года назад, когда начиналась дискуссия по законопроекту. С тех пор тарифы росли, догоняя уровень альткотельной. Первыми на эту методику будут переходить те регионы, в которых цены уже близки к уровню альткотельной. При этом темп роста предельных цен будет, скорее всего, совпадать с темпами индексации регулируемых тарифов. В регионах, где переход может оказаться ощутимым для населения, есть возможность растянуть этот процесс, сделать его менее болезненным для потребителей. Но, скорее всего, именно там необходимость в такой реформе является наивысшей. Десятилетия недофинансирования не проходят бесследно. Беда может случиться в любой момент, и цена, которую заплатят после этого и население, и власти, может оказаться очень высокой. Появление средств на модернизацию объектов генерации и тепловых сетей сделает теплоснабжение более надежным, количество аварий снизится, а вложения в повышение эффективности производства будут сдерживать рост тарифов в будущем.

Чтобы этого не произошло, в сектор должны прийти коммерческие инвестиции. У бюджетов всех уровней, а тем более муниципальных, таких средств нет. Серьезным инвесторам нужны четкие, прозрачные, понятные и долгосрочные правила игры. Именно их создает метод альткотельной».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (26) октябрь 2016 года:

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>