16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/26/7695027.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (26) октябрь 2016 года

Нет главного – доверия: эксперты выяснили, почему хромает сфера теплоснабжения

Главное Елена ВОСКАНЯН
Фото Евгений Асмолов ТАСС

Проблем в теплоснабжении, безусловно, немало, а решаются они не так быстро, как хотелось бы игрокам отрасли, но определенные сдвиги в данной сфере, разумеется, есть.

Текущее положение дел в тепловой энергетике обсуждали в сентябре на отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение-2016: приоритеты стратегического развития», организованной НП «Российское теплоснабжение» при поддержке НП по содействию внедрению энергоэффективных технологий «Энергоэффективный город».



Шлифовка законодательной базы

Юрий ЛипатовОдной из основных задач, которую необходимо решать в ближайшее время, по мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Юрия Липатова является обеспечение качественной и стабильной работы отрасли ЖКХ.

– Граждане, живущие в многоквартирных домах, должны чувствовать себя комфортно как с точки зрения получения качественных услуг, так и с точки зрения понимания справедливости их цены, – убежден член Комитета по энергетике. —Для этого необходимо, чтобы большая энергетика комплексно работала в тесном взаимодействии со всеми субъектами коммунального хозяйства над эффективным решением насущных проблем жителей каждого многоквартирного дома. Должна быть четкая координация со стороны муниципальных образований.

Упомянул спикер и о работе, проведенной Государственной Думой в части энергетики. Прежде всего, напомнил о принятии значимых для отрасли документов: № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике», № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…», № 190‑ФЗ «О теплоснабжении», № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», № 255‑ФЗ «О лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ».

– Еще один важный итог нашей работы – завершение формирования федеральной законодательной базы для системной работы всех отраслевых субъектов на благо жителей. Между тем, время вносит свои коррективы, и одной из задач Государственной Думы седьмого созыва станет шлифовка данной законодательной базы для более результативной и слаженной работы коммунальных компаний, – резюмировал Юрий Липатов.



Задача не одного дня

Парвиз АбдушукуровНа текущие проблемы отрасли – такие, как отсутствие единого владельца, отвечающего за сферу теплоснабжения, отсутствие единой цепи и видения стратегии развития теплоснабжения, разобщенность и отсутствие консолидированной позиции участников отрасли и потребителей, обратил внимание коллег заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров. Ко всему прочему, заметил он, в тепле до сих пор нет организаций, подобных Совету рынка в электроэнергетике, которые обладали бы достаточным статусом для участия в процессе принятия системных решений, и это в некоторой степени замедляет функционирование отрасли, тормозит решение актуальных проблем. Назрела необходимость создания структуры для выработки единой стратегии развития теплоснабжения, консолидации позиции всех участников рынка тепла и поддержки функционирования отрасли.

По мнению господина Абдушукурова, пришло время задуматься о создании Совета по теплоснабжению, который представлял бы собой ассоциацию в виде некоммерческого партнерства, а базой для его создания могло бы стать НП «Российское теплоснабжение». Совет по теплоснабжению взял бы на себя решение многих текущих задач: разработку стратегии развития теплоснабжения, выработку консолидированной позиции участников рынка, проведение экспертной разработки нормативных документов, участие в формировании рыночной среды в теплоснабжении, привлечение инвестиций в проблемную сегодня сферу.

Спикер также внес предложения по составу и структуре Совета по теплоснабжению, отметив, что в наблюдательный совет должны войти представители от теплоснабжающих и теплосетевых организаций, федеральных органов власти (Министерства энергетики, Министерства строительства и ЖКХ, Министерства экономического развития, Федеральной антимонопольной службы), Федерального Собрания, органов исполнительной власти субъектов России и муниципальных образований и, безусловно, потребители. При этом представителей бизнеса в наблюдательном совете должно быть не менее двух третей от общего числа участников. Аппарат Совета, считает Парвиз Абдушукуров, должен быть представлен комитетами по разным направлениям: модель рынка тепла, новые технологии, раскрытие информации, техническое регулирование, проектная аналитика, схемы теплоснабжения и другие.

Говоря о задачах Совета по теплоснабжению, представитель ОАО «Фортум» упомянул о повышении энергетической эффективности теплоснабжения, сравнительном анализе показателей функционирования систем и предприятий и последующей выработке рекомендаций, обеспечении баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей, в том числе путем проведения экспертизы тарифных решений, их соответствия уровню качества и надежности теплоснабжения. При этом в случае успешного внедрения и функционирования данного органа у федеральных органов исполнительной власти постепенно останутся только функции необходимого контроля и надзора, в частности установление минимальных требований по безопасности и экологичности, и контроль их исполнения, а также функции антимонопольного контроля.

Понятно, что создание Совета по теплоснабжению – задача не одного дня, и, чтобы реализовать ее, в первую очередь придется внести изменения в ФЗ «О теплоснабжении» относительно создания Совета, его целей, задач, структуры, состава и полномочий.



Камень преткновения

Во второй день работа велась в формате секций, каждая из которых вызвала большой интерес участников конференции. На повестке дня были вопросы обеспечения развития региональных систем теплоснабжения, проблематика организации работы с Минстроем России и Минэнерго России по созданию общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях в сфере теплоснабжения и разработке Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Горячие обсуждения происходили на секции, где обсуждалась система технического регулирования в сфере теплоснабжения.

Руководитель Комитета по тепловым сетям НП «Российское теплоснабжение» Юрий Бурдин затронул актуальную для нашей страны тему импортозамещения. Он отметил: хотя в каждом регионе России этому направлению работы уделяется повышенное внимание, на практике «камнем преткновения» становится отсутствие конкретных требований к той или иной продукции – ни для кого не секрет, что разработка нормативной документации в этом направлении серьезно хромает. В результате в каждом субъекте свои требования к подобной продукции и ее испытаниям, из‑за чего в первую очередь страдают производители, вынужденные подстраиваться под эти требования.



Рекомендация дорогого стоит

Рашид АртиковЗаместитель генерального директора НП «Российское теплоснабжение» Рашид Артиков сообщил, что накануне получено подтверждение Росстандарта о создании подкомитета, который будет заниматься вопросами теплоснабжения, отстаивать и продвигать интересы теплоснабжающих организаций. В числе прочего подкомитету предстоит заниматься национальной системой стандартов в теплоснабжении. По словам господина Артикова, это наиболее важная задача на ближайшее время, поскольку для успешной реализации политики импортозамещения, подразумевающей поддержку и продвижение отечественного производителя и вытеснение импортных товаров с российского рынка, не обойтись без национального стандарта, на который можно было бы опереться в этом вопросе.

– Сегодня мы не можем без оснований запретить поставку оборудования из Китая, Польши, Румынии, но имеем право выставить свои требования, стандарты, по которым это оборудование будет закупаться и устанавливаться. Если у нас появятся национальные стандарты, другим производителям будет труднее попасть на российский рынок, – говорит спикер. – Нам, например, перекрывают пути выхода на мировой рынок путем придумывания разных систем сертификации и стандартов. Чтобы продать какую‑либо оте­чественную деталь в Европу, для начала нужно предоставить десяток экспертных заключений о ее соответствии стандарту. Кто мешает России пойти тем же путем?

Господин Артиков напомнил коллегам, что на сайте НП «РТ» имеется реестр отраслевой системы качества Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение», куда входят только проверенные и зарекомендовавшие себя теплоснабжающие организации, производители и поставщики. На данный момент реестр носит, скорее, рекомендательный характер, но такая рекомендация, согласились участники отрасли, дорогого стоит.

– Вопрос надежности и безопасности систем теплоснабжения в текущих реалиях является одним из приоритетных, ведь, как известно, оборудование, эксплуатируемое в сфере теплоснабжения, устарело, нуждается в замене, модернизации, ремонте. Самое главное – требуются инвестиции, но бюджетных денег нет, – развел руками заместитель гендиректора НП «РТ». – Нас призывают заниматься концессиями, вкладывать частные деньги, искать возможности, создавать инвестиционно привлекательную среду. Однако чтобы инвесторы и производители пришли на рынок, у них должно появиться доверие к местным властям. Считаю, нам нужно сделать акцент на системе качества, дополнить реестр надежными производителями оборудования, которых мы могли бы рекомендовать региональным властям, поддерживать на конференциях, лоббировать их интересы в регионе. Мы должны стремиться к тому, чтобы производители вошли в региональные программы, чтобы в схемах теплоснабжения отражалось технологическое оборудование, которое они производят и которое прошло систему качества и соответствует стандартам.

Еще одна непростая задача для подкомитета – оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность по эксплуатации систем коммунального теплоснабжения и разработке схем теплоснабжения. Сегодня, заметил спикер, проблемой непрофессионализма чиновников обеспокоены на самом высоком уровне, поскольку нередки случаи, когда новый глава региона, муниципалитета, города назначает на руководящие должности людей, не обладающих достаточными компетенциями для выполнения конкретных обязанностей, и ответственным за энергетику всего региона вполне может стать даже школьный электрик. О каком профессионализме в таком случае может идти речь?
В связи с этим, чтобы понять, соответствует ли конкретный специалист, принимающий системно значимые отраслевые решения, занимаемой им должности, необходимо, прежде всего, оценить его опыт и деловую репутацию. Возможно, благодаря этой мере в теплоснабжении будет меньше случайных людей и, следовательно, в разы сократится число спорных ситуаций.

– В нашей сфере должны работать профессионалы, соответствующие требованиям, стандартам и обладающие определенными знаниями в теплоснабжении – тогда мы сдвинемся с мертвой точки, – резюмировал Артиков.



Не от хорошей жизни

Главный государственный инспектор отдела котлонадзора Ростехнадзора Александр Васильев, выслушав коллег, отметил, что некоммерческие партнерства и различные реестры создаются игроками отрасли не от хорошей жизни, а от полного недоверия к существующей системе сертификации и технического регулирования.
Господин Васильев отметил: мало того, что оте­чественные производители и так находятся под прессом – одними из первых принимают «удар» от внедрения новой нормативной документации, так еще и несут убытки от деятельности недобросовестных коллег, без зазрения совести поставляющих некачественную или контрафактную продукцию, которая из‑за низкой стоимости расходится быстрее, чем надежное и сертифицированное оборудование.

– Хотя мы являемся органом надзора, наших сил недостаточно, чтобы переломить эту ситуацию, да и привлечение таких производителей к ответственности – процесс сложный, – признал спикер.



Недобросовестным поставщикам – бой

Александр ОлейникГенеральный директор ООО «Купавинские тепловые сети» (город Старая Купавна Московской области) Александр Олейник посетовал, что в настоящее время отраслевые компании вынуждены работать не на опережение – жизнь заставляет их заниматься другими вопросами.

– Организационно-правовая форма нашего предприятия – общество с ограниченной ответственностью дает более широкие возможности по сравнению с ГУПами, МУПами. Например, мы обладаем большей свободой в выборе поставщика того или иного оборудования, ведь, по сути дела, тратим свои деньги, – говорит господин Олейник.

Еще в недалеком прошлом выбор поставщика, по его словам, происходил просто – часто решающую роль играли рекомендации коллег. Однако после принятия № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ситуация изменилась.

– Начав проводить конкурсные процедуры, мы столкнулись с необходимостью указания технических требований – каких‑то числовых параметров того или иного оборудования или продукции. Но где их взять, на что опереться? Носящие рекомендательный характер нормативные документы упоминать можно, но после результат конкурса может быть оспорен антимонопольной службой, – отмечает спикер. – В нашей практике было два случая, когда полностью соответствовавшая всем формальным требованиям продукция поступала на предприятие, и только по истечении шести месяцев или года эксплуатации оборудования мы понимали, что нам подсунули что‑то не то, несмотря на наличие сертификатов. Как быть в подобной ситуации? Мы понимаем, что достаточно сложная технология производства компенсаторов не позволяет сделать эту продукцию в гараже, но какое‑то предприятие, которое только начинает искать свою нишу на рынке, решив заняться производством компенсаторов, выпустило данную продукцию, не обладая достаточным опытом. В результате некачественное оборудование быстро выходит из строя, его приходится менять, вновь нести финансовые затраты.

Многие участники круглого стола поддержали коллегу, согласившись с актуальностью обозначенной проблемы, а некоторые признались, что вынуждены проводить предварительные испытания каждого приобретаемого компенсатора – это говорит, прежде всего, о недоверии к производителям. В таком случае, возможно, пришло время задуматься о создании отраслевой системы качества?

– Каждый год мы встречаемся, обсуждаем наши проблемы и вполне можем рекомендовать друг другу производителей, чья продукция достойна применяться на наших предприятиях. Я, например, никогда не буду рекомендовать продукцию, в качестве которой не уверен на сто процентов. Мне кажется, подобная система рекомендаций могла бы стать серьезным рычагом по отсеиванию недобросовестных поставщиков и производителей контрафактной продукции. Безусловно, понимаю, что нельзя полностью перейти на предлагаемый способ отсеивания, но он мог бы стать одним из механизмов, облегчающих нашу работу с поставщиками, – считает Александр Олейник.

Гендиректор Купавинских тепловых сетей заметил: те же межгосударственные стандарты Таможенного союза являются плодом компромисса между странами-участницами, поскольку зачастую сформулированы в общих чертах, что, надо сказать, устраивает всех. Да и представители Ростехнадзора согласились: чтобы внести в нормативный документ одну поправку, иногда приходится две убрать, что стимулирует обобщать требования.

Руководители некоторых предприятий признались, что вынуждены прибегать к небольшой хитрости: составляя техническое задание, включают в него требования, разработанные под конкретных производителей, что позволяет им уже на этапе конкурса отсеивать недобросовестных поставщиков. Разумеется, не всегда все проходит гладко: бывает, через пару недель в адрес компании, по заявлению не прошедшего конкурс участника поступает претензия со стороны надзорного органа. По мнению экспертов, усилить позиции в борьбе с некачественной продукцией помогло бы указание в техническом задании пункта о том, что производитель обязательно должен входить в систему качества НП «Российское теплоснабжение».



Абсурдные требования

Денис РысенкоВ то же время, согласитесь, интересна и другая сторона медали. О ней рассказал генеральный директор компании «АЛСО» Денис Рысенко. Он подчеркнул, что из‑за несовершенства нормативной базы, отсутствия требований как к арматуре, так и к производителю производителям приходится нелегко: часто переговоры с теплосетевыми компаниями заходят в тупик, длятся неделями и даже месяцами только из‑за отсутствия документа, регламентирующего качество продукции. Более того – между производителями и покупателями нет самого главного компонента, необходимого для успешного и взаимовыгодного сотрудничества – доверия друг к другу.

Ко всему прочему, теплосетевые компании, пользуясь своим правом, часто предъявляют индивидуальные, нередко абсурдные, требования. Одно из самых минимальных и на первый взгляд безобидных – покрасить арматуру в другой цвет. Однако, когда продукция выпускается серийно, подобное пожелание вносит определенный сбой в технологический процесс, приводит к автоматическому удорожанию всей партии.

– Бывают и более специфические требования, например, относительно проведения индивидуальных испытаний. Так, одна теплосетевая компания сказала нам: «Мы будем разговаривать с вами только после того, как вы проведете гидравлические испытания до полного разрыва корпуса арматуры в аккредитованных лабораториях и когда у вас на руках будет сертификат, подтверждающий, что при таком давлении ваша арматура просто дала течь». Несмотря на подобные требования, мы все равно вынуждены биться за клиента, делать продукцию под запрашиваемые им порой нелогичные требования. При этом наш производственный процесс тормозится, мы не можем переключиться на разработку и модернизацию своего оборудования под общие требования, потому что их до сих пор нет, – говорит Денис Рысенко. – Хотя работаем на рынке не один год, прошли опытную эксплуатацию и подтвердили качество своей продукции, даже имея официальный отзыв за подписью главного инженера конкретного предприятия, где она эксплуатируется, приходя на другое предприятие, вынуждены вновь начинать с опытной эксплуатации – теплосетевая компания не смотрит на имеющийся отзыв. Причем подобные случаи происходят и в компаниях одного холдинга. Это большая проблема, потому что в результате мы начинаем выпускать не качественную серийную продукцию, а специ­фические изделия, что тормозит как нас, так и потребителей.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (26) октябрь 2016 года:

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>