16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/25/3063404.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (25) август 2016 года

Тепловые риски оценят не спеша

Оборудование и технологии Ольга МАРИНИЧЕВА
Тепловые риски оценят не спеша

Российское Минэнерго утвердило схему теплоснабжения для Тюмени – одного из немногих российских городов с населением более чем в полмиллиона человек, не принявшего этот стратегически важный документ в предусмотренные законом сроки.

Предыдущий вариант схемы теплоснабжения для нефтегазовой столицы России вызвал серьезные возражения со стороны органов власти и общественности и был отправлен на доработку в связи с высокой стоимостью предложенных решений.

Как сообщил заместитель главы администрации Тюмени Павел Перевалов (на фото), в ходе доработки проекта удалось снизить стоимость схемы теплоснабжения с 19 до 11 миллиардов рублей, что позволит удержать рост тарифов для потребителя на пятнадцать лет действия документа в рамках, установленных ФАС.



Тюмень рассталась с излишками

«В ходе доработки документа были убраны спорные и избыточные на наш взгляд мероприятия – такие, как строительство третьей ТЭЦ либо другого дополнительного теплового источника, – поясняет господин Перевалов. – В результате схема в утвержденном виде, с одной стороны, полностью обеспечивает развитие теплосетевого комплекса областного центра, с другой – не несет чрезмерной нагрузки как с технической точки зрения, так и с финансовой».

Сегодня на территории Тюмени действуют 48 муниципальных и 31 ведомственная котельная, в том числе 10 ведомственных котельных, участвующих в тарифном регулировании. Согласно прогнозам, положенным в основу документа, прирост жилых площадей в 2016‑2031 годах составит более 11 миллионов квадратных метров, прирост площадей общественно-деловой застройки – более 4,5 миллиона квадратных метров, промышленных площадей – около 696 тысяч квадратных метров. Суммарный абсолютный прогноз тепловых нагрузок составит 472 Гкал-ч, при этом наибольший прирост ожидается в Заречном, Патрушевском и Тюменском муниципальных районах.

«В целях оптимизации зон теплоснабжения, повышения надежности, качества и экономичности теплоснабжения предусмотрено переключение потребителей от ряда муниципальных котельных к Тюменской ТЭЦ-1 и Тюменской ТЭЦ-2 (обе входят в состав ОАО «Фортум»), – говорится в тексте документа. – Также предусмотрено переключение потребителей от муниципальной котельной № 34 на муниципальную котельную № 23 и объединение муниципальных котельных № 19 и 20 на базе системы теплоснабжения от муниципальной котельной № 20. Зоны действия других муниципальных и ведомственных котельных в течение расчетного периода преимущественно сохраняются или незначительно увеличиваются при наличии прироста перспективной тепловой нагрузки в зоне действия котельной».
Важным элементом утвержденной схемы, подчеркивает Павел Перевалов, является тридцатипроцентное снижение стоимости подключения новых абонентов с 9 до 6 миллионов рублей за гигакалорию. «В наше непростое время 9 миллионов – это очень дорого для застройщиков, – добавляет он. – Стоимость гигакалории в 6 миллионов делает подключение новых объектов к централизованному теплоснабжению более выгодным, нежели строительство собственных котельных, при этом стоит учитывать, что плата за подключение будет введена не ранее 2020 года».

В начале августа Минэнерго одобрило схему теплоснабжения еще одного крупного областного центра – Кемерово сроком действия до 2031 года и стоимостью более чем в 7 миллиардов рублей.



Кемеровские тепловые сети замкнут по закону

«Теплоснабжение города Кемерово осуществляется от трех источников с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии (ТЭЦ, ГРЭС) Кузбасского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания»; 36 котельных ОАО «Теплоэнерго»; трех котельных ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и 92 котельных различной ведомственной принадлежности, – сообщила пресс-служба администрации города. – При разработке схемы теплоснабжения были использованы прогнозные параметры перспективной застройки, предусмотренные генеральным планом развития города. Базовым сценарием развития системы централизованного теплоснабжения предусмотрены модернизация оборудования теплоснабжающих организаций в 2019‑2031 годах (в том числе вывод турбин), строительство новых газовых котельных для теплоснабжения потребителей микрорайонов перспективной застройки, не обеспеченных централизованными системами теплоснабжения, а также реконструкция и новое строительство магистральных и внутриквартальных тепловых сетей.

Новая схема теплоснабжения предусматривает мероприятия, которые обеспечат не только подключение новых потребителей, но и исполнение требований законодательства о переходе на «закрытую» систему горячего водоснабжения, а также сокращение сетей, превышающих нормативный срок эксплуатации. Сценарий развития систем теплоснабжения города, предусмотренный новой схемой, позволит сохранить рост тарифов для потребителей в пределах индексов дефляторов, рассчитанных Минэкономразвития».



Для красноярского пара просчитают риски


А тем временем в крупнейшем городе Восточной Сибири Красноярске разгорелся спор, связанный с обсуждением схемы теплоснабжения до 2033 года. ООО «ФармЭнерго», «дочка» единственного в регионе производителя фармацевтической продукции ОАО «КрасФарма», опасается, что планируемое закрытие 28 малых или нерентабельных котельных и перераспределение нагрузки в пользу ТЭЦ-2 Сибирской генерирующей компании (СГК) станет роковым для красноярских фармацевтов.


«Согласно первой схеме теплоснабжения «ФармЭнерго» планировалось убрать в 2017 году, что привело бы к закрытию предприятия, – говорит директор ООО «ФармЭнерго» Вадим Павлив, оценивая перспективу подключения потребителей Красноярска к ТЭЦ-2. – По второй схеме, которую разработал Краевой инжиниринговый центр, тепловая нагрузка с «Фарм­Энерго» снимается в 2024 году. Это нас тоже не устраивает, потому что не можем понять, как дальше действовать предприятию, не можем принять инвестиционные программы. Далее, мы опасаемся, что когда будет исключена городская составляющая – население, то все затраты, которые происходят при производстве этого пара, будут переложены на стоимость этого редуцированного пара, что в свою очередь приведет к увеличению затрат на энергоснабжение завода «Красфарма». Это, соответственно, приведет к удорожанию продукции завода «Красфарма», что опять же приведет к его неконкурентоспособности».


Иную позицию занимает разработчик схемы теплоснабжения – ООО «Краевой инжиниринговый центр», подчеркивающий экономическую обоснованность предложенных решений и их соответствие требованиям Федерального закона «О теплоснабжении». «Во главе доработки схемы теплоснабжения стоят экономическая эффективность и экологическая составляющая, – сообщает разработчик. – Основываясь на фундаментальном принципе сравнения конечного прогнозного тарифа для населения в конкретном тепловом районе путем анализа альтернатив с учетом всех затрат на источнике и передаче тепловой энергии был определен наиболее эффективный источник. В данном случае «ФармЭнерго» имеет более высокий (не менее 30‑35 процентов разницы) тариф в сравнении с ТЭЦ-2 даже с учетом стоимости передачи тепла. При этом сама котельная имеет более низкие экологические показатели, тем более что «Фармэнерго» находится, по сути, у основания розы ветров города. При этом технологическая нагрузка котельной остается без изменения. При реализации мероприятий, заложенных в доработанную схему теплоснабжения, повышенный тариф для красноярцев не прогнозируется».


Неоднозначность ситуации заключается еще и в том, что предполагаемые трудности, о которых говорит «Фарм­Энерго», могут отразиться на судьбе трудового коллектива «КрасФармы». «В схеме теплоснабжения, во всех ее вариантах, происходит переключение мощностей «КрасФармы» на ТЭЦ-2, и мне хотелось бы понять, вызовет ли это какое‑то сокращение трудового коллектива, – подчеркнул вице-спикер Красноярского горсовета Александр Глисков. – Если да, то нужно заблаговременно этих людей начать куда‑то трудоустраивать. Хотелось бы понять, каким образом будет дальше функционировать само производство или, может быть, собственник в этом не заинтересован и планирует застроить эту площадку».


Как бы то ни было, принятие решений такого масштаба требует учета всех весомых факторов, подчеркивает председатель постоянной комиссии по безопасности жизнедеятельности и экологии Сергей Толмачев. «Идущая сейчас процедура согласования схемы теплоснабжения как раз рассматривает вопросы о том, будут ли заниматься теплогенерацией мелкие котельные, такие, как «КрасФарма», и другие котельные на предприятиях, ведь по городу много чадящих труб, – напомнил он. – Схема еще не утверждена, и по поводу каждой точки идут серьезные дебаты профессионалов в области теплоэнергетики. Лично я считаю, что здесь должна быть проведена экологическая экспертиза, это очень важно для Красноярска. Больше трети в загрязнении городского воздуха дает генерация тепла, и все эти вопросы нужно рассматривать очень внимательно».



Тепловые нагрузки Ярославля пересмотрели вновь

Принятие схем теплоснабжения предусматривает и их ежегодную актуализацию, которая произошла, в частности, в Ярославле, на территории ответственности ОАО «ТГК-2».

«Для Ярославля особенно важна была актуализация на 2017 год и на период до 2032 года, поскольку в 2017‑2018 годах принципиально меняется схема теплоснабжения города в связи с вводом Хуадянь-Тенинской ПГУ ТЭЦ-450 МВт, – поясняет пресс-служба энергокомпании. – В связи с этим перераспределяются нагрузки между действующими источниками, меняются балансы практически у всех ресурсоснабжающих организаций, что напрямую влияет на тарифно-балансовые решения, которые органу регулирования надо принять в соответствии с текущей ситуацией. Для выдачи тепловой мощности указанного источника принятым документом предусмотрено поэтапное изменение схемы теплоснабжения Дзержинского района города. Кроме того, расширена зона деятельности Единой теплоснабжающей организации-1 (ТГК-2), в нее включена котельная № 311 ОАО «Яргортеплоэнерго» в связи с необходимостью закрытия котельной, ресурс оборудования которой исчерпан. Соответственно, предполагается переключение нагрузок потребителей от данной котельной на источники комбинированной выработки. Таким образом, на источники комбинированной выработки в период 2016‑2018 годы будут переключены нагрузки от 14 локальных котельных, что обеспечит снижение тарифа для сегодняшних потребителей указанных котельных.

Также создана еще одна ЕТО, принято решение о выделении локальной зоны деятельности источника тепловой энергии котельной ООО «Спецторг Плюс» в отдельное ЕТО. Ранее зона деятельности указанной котельной не была описана схемой теплоснабжения. В результате актуализации схемы теплоснабжения вместо 7 ЕТО, действовавших в пределах границ муниципального образования город Ярославль в 2015‑2016 годах, предполагается создание еще одного ЕТО-8 в границах зоны действия локальной котельной ООО «Спецторг Плюс». Статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности ЕТО-8 присваивается ООО «Спецторг Плюс» по решению мэрии города».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (25) август 2016 года:

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>