16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/20/6142446.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (20) октябрь 2015 года

По новым правилам

Генерация/сети Елена ВОСКАНЯН
По новым правилам

Учет и регулирование тепловой энергии, теплоносителя – для энергетиков вопрос наболевший. Не случайно ему посвятили отдельную секцию на отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение 2015: Антикризисное реагирование».

Конференция состоялась в Москве в сентябре и собрала несколько сотен участников со всей России.




В этот раз будем настаивать

Первым взял слово вице-президент НП «Российское теплоснабжение» Юрий Яровой. Он доложил о результатах работы по разработке предложений для внесения изменений в Правила и Методику коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

– В конце декабря прошлого года мы получили письмо-поручение от Минстроя России, в котором говорилось, что в ведомство регулярно поступают многочисленные предложения в части необходимости внесения изменений в Методику коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, – рассказал господин Яровой. – Учитывая большой опыт НП «Российское теплоснабжение» и НП «ЖКХ Развитие» в организации разработки нормативно-правовых документов по учету тепловой энергии, теплоносителя, нас попросили сформировать и направить в ведомство консолидированную позицию экспертного сообщества с проектом необходимых изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с поручением Минстроя была организована рабочая группа, в которую вошли специалисты теплоснабжающих и проектных организаций, компаний – производителей приборов учета, Росстандарта РФ, НП «Российское теплоснабжение», НП «ЖКХ Развитие» и другие – всего 29 человек.

– Мы обработали предложения, которые ранее поступали нам по этому вопросу, и те, что переслали из ведомства, заново направили запросы в основные организации с просьбой сформулировать замечания и предложения. В общей сложности их поступило около полутысячи. Конечно, далеко не все мы приняли, но без внимания не осталось ни одно, – заверил вице-президент НП «Российское теплоснабжение», председатель рабочей группы. – В результате сформирован перечень предлагаемых изменений в правила коммерческого учета. Когда они будут утверждены, под них и будем корректировать методику, чтобы не делать двойную работу.

Юрий Яровой упомянул об основных предлагаемых изменениях. Так, например, удален пункт 42 действующих правил, который предусматривал, что если теплоснабжающая организация не выдала технические условия, то заявитель вправе выполнить проект без них.

– Невозможно выполнить проект узла учета без технических условий, ведь теплоснабжающая организация при согласовании проекта проверяет соответствие техническим условиям. Как она может согласовывать, если таких условий вообще не было? – недоумевает эксперт.

Кроме того, в пунктах 60 и 73 действующих правил удалены требования о необходимости проведения обязательных ежегодных мероприятий по проверке готовности узлов учета к эксплуатации перед началом отопительного сезона, поскольку они, по мнению рабочей группы, являются избыточными и приводят к дополнительным затратам участников коммерческих отношений. При этом сохраняется право любой стороны Договора беспрепятственного доступа к приборам учета в согласованное время.

– Это было настойчивое предложение ОАО «Фортум», и мы с ними согласились по двум причинам. Во-первых, непосредственно перед началом отопительного периода невозможно единовременно проверить несколько тысяч узлов учета, а во‑вторых, в правилах предусмотрено право теплоснабжающей организации в течение года сколько угодно раз посещать эти узлы с целью проверки. Так зачем все усложнять? – заметил господин Яровой.

Удалены пункты 97‑101 и 128‑130 действующих правил – их положения повторяют позиции методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, где они раскрыты подробнее и подтверждаются схемами и расчетными формулами.

Исключены пункты 112, 113 в связи с их несоответствием положениям Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

– В этот раз мы намерены добиться исключения из расчетов теплосодержания холодной воды, которое используется для подпитки тепловых сетей. И раньше пытались это сделать, когда только обсуждали правила коммерческого учета, но тогда в силу обстоятельств наше предложение не учли. Что ж, будем в этот раз настаивать, – подчеркнул Юрий Яровой, уточнив, что предлагаемые изменения переданы в Минстрой еще в конце июня.



Результатами довольны, работа продолжается

Большой интерес собравшихся вызвал доклад начальника отдела договоров и сбыта энергоресурсов ОАО «Мытищинская теплосеть» Константина Давыдова, который поделился опытом эксплуатации приборов и систем учета, а также внедрения систем регулирования и диспетчеризации тепловой энергии на объектах теплопотребления.

Спикер напомнил, что в представляемом им районе проживают около 200 тысяч человек. Здесь 1147 многоквартирных домов и более 100 зданий социальной сферы. Сегодня в Мытищах работает 50 котельных суммарной установленной мощностью 916 Гкал-ч. Центральных тепловых пунктов осталось всего 22, хотя еще десять лет назад было 57. В нынешнем году дополнительно установлено 44 индивидуальных тепловых пункта, всего их на данный момент – 1163. Протяженность тепловых сетей составляет 308 километров в двухтрубном исчислении.

Вместе с администрацией района была разработана программа реконструкции, модернизации системы теплоснабжения Мытищ, которую начали реализовывать в 2003 году. Главные цели программы заключались в том, чтобы повысить надежность и безопасность системы теплоснабжения, улучшить качество представляемых услуг, снизить потери в тепловых сетях, сократить удельные затраты и, что немаловажно, расходы потребителей.

– В определенной степени наша программа помогает реализовать закон 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности». Мы организовали учет потребления тепловой энергии на объектах теплопотребления – многоквартирных домах, зданиях и сооружениях производственного и социального значения, а также учет потребления коммунальных услуг у конечных потребителей – собственников помещений в квартирах и многоквартирных домах, – сообщил представитель предприятия. – Однако сам по себе учет не дает должного эффекта по энергосбережению: если подача тепла в здании не регулируется, эффективности ждать не стоит, получим просто констатацию факта – в каком объеме данное здание получает тепловую энергию. Поэтому в долгосрочной программе реконструкции и модернизации системы теплоснабжения Мытищинского района в 2003‑2020 годах было принято решение о необходимости установки на каждом отдельно стоящем объекте теплопотребления и, прежде всего, в многоквартирных домах, автоматизированных индивидуальных тепловых пункта (ИТП) с комплексом приборов учета, позволяющих регулировать и контролировать основные параметры теплоснабжения и вести расчеты с потребителями.

Для финансирования строительства и установки ИТП с 2003 по 2015 год привлечены ресурсы Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации (IFC), средства областного и местного бюджетов по планам реконструкции, кредитные ресурсы российских банков, а также ресурсы за счет инвестиционной надбавки к тарифу по утвержденной инвестпрограмме.

Всего за четыре первых года заменили 54,2 километра сетей, установили 184 ИТП.

Докладчик отметил, что, помимо прочего, с 2003 по 2006 год в районе реализовали проект Всемирного банка «Городское теплоснабжение». Правда, включенные в эту программу объекты составляли только пятую часть всего объема оборудования, подлежащего реконструкции, поскольку Мытищинский район и Мытищинская теплосеть при определении объемов займа были вынуждены ориентироваться на реальные возможности последующего возврата заемных средств.

– Тем не менее уже к 2006 году за счет ликвидации большого количества ЦТП удалось снизить удельный расход топлива. ИТП – это уже общедомовое имущество и расход электроэнергии в ИТП перекладывается на собственников многоквартирных домов, – напомнил Константин Давыдов. – Также упал удельный расход теплофикационной воды и удельный расход условного топлива. К слову, средняя стоимость ИТП в тот период составляла почти 870 тысяч рублей, а средняя стоимость замены 1 километра тепловых сетей – 4691,6 тысячи рублей.

Сегодня по всем поселениям Московской области, где ОАО «Мытищинская теплосеть» осуществляет поставку коммунальных ресурсов теплоснабжения (Мытищи, Пироговский, Федоскинское, Щелково, Дмитров и Запрудня), установлено 1163 ИТП.

Спикер акцентировал внимание на том, что установка ИТП позволила сократить удельные затраты на производство единицы тепловой энергии и горячей воды (сокращение затрат на электроэнергию и холодную воду), осуществлять подачу на объекты теплопотребления только один коммунальный ресурс – «тепловая энергия», необходимость подачи коммунального ресурса – «горячая вода» отпала, поскольку она подготавливается на оборудовании ИТП.

В то же время снизилось потребление коммунального ресурса у потребителей и повысилось качество предоставляемых коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за счет автоматической регулировки подачи теплоносителя в дом в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и автоматической регулировки температуры горячей воды при ее приготовлении на оборудовании ИТП. Снизились потери в тепловых сетях, повысилась надежность системы теплоснабжения за счет ликвидации наружных сетей горячего водоснабжения.

Несмотря на хорошие результаты, при реализации программы пришлось столкнуться с проблемами, которые не учли на начальном этапе строительства ИТП.

– Для оптимизации стоимости ИТП в нем была предусмотрена установка только одного прибора учета, по которому ведется коммерческий учет потребления тепловой энергии, – это узел учета тепловой энергии, установленной в первом контуре ИТП на вводе в дом. Данный прибор является общедомовым и участвует в расчетах с потребителем. Понятно, что узел учета тепловой энергии в ИТП измеряет общее количество тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом на нужды отопления и горячего водоснабжения. В этой ситуации управляющие организации, не зная, как распределить в счетах тепловую энергию по отоплению и ГВС, отказывались в полном объеме принимать по данному узлу учета поставленный на дом коммунальный ресурс – тепловая энергия, – сообщил спикер.

Пришлось решать и проблемы, возникающие при установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в жилом фонде муниципальных образований. Дело в том, что механизм установки таких приборов не отработан законодательно в достаточной мере, да и его установка осуществляется за счет средств ресурсоснабжающей организации, которая в итоге несет убытки из‑за отказов собственников в добровольном порядке возместить доходы по установке приборов учета. Даже взыскание расходов в принудительном порядке не гарантирует стопроцентного возмещения затрат ресурсоснабжающих организаций (РСО). Помимо всего прочего, из‑за отсутствия свободных денежных средств на установку приборов учета РСО были вынуждены привлекать заемные средства, а разница между ставкой по кредитам коммерческих банков и ставкой рефинансирования Центрального банка России является некомпенсируемыми убытками РСО.

– Сегодня мы не без гордости можем подвести итоги модернизации системы теплоснабжения Мытищинского района. Установка ИТП обеспечила повышение надежности системы теплоснабжения, сокращение удельных затрат, снижение потерь в тепловых сетях, повышение качества предоставляемых услуг, получение автономной регулировки систем отопления и ГВС у каждого потребителя – рассказал господин Давыдов. – В результате внедрения энергоэффективных мероприятий в 2014 году, по сравнению с 2010‑м, в пять раз уменьшилось количество обращений граждан, в 3,2 раза снизилось количество инцидентов, в 1,2 раза уменьшился удельный расход условного топлива (на отпуск), удельный расход электроэнергии – в 1,5 раза, удельный расход теплофикационной воды – в пять раз. Потери в тепловых сетях сократились в 3,5 раза. Однако на этом работа не окончена: в 2015‑2017 годы Министерство энергетики администрации Мытищинского района и ОАО «Мытищинская теплосеть» запланировали полностью обеспечить всех потребителей района ИТП.

В настоящий момент более 700 жилых домов района оборудованы автоматизированными ИТП, в составе которых установлены приборы учета тепловой энергии холодной и горячей воды. ИТП установлены в 136 объектах бюджетной сферы – школах, детских садах, медучреждениях, объектах культуры и спорта. Подавляющее большинство потребителей промышленных объектов, коммерческие предприятия также оснащены приборами учета воды и тепловой энергии. Всего у таких категорий потребителей находится в эксплуатации 1237 узлов учета, у 252 потребителей установлены ИТП. Более 20 жилых домов последних 10‑15 лет застройки (свыше 50 тысяч квартир) полностью оборудованы квартирными счетчиками холодной и горячей воды.



Умный город – реальность

Опытом внедрения автоматизированной системы контроля и учета ЖКУ «Умный город» поделились представители Тольятти. Инженер отдела нагрузок ООО «Департамент ЖКХ города Тольятти» Сергей Шаулов рассказал, что сегодня под их управлением находятся 835 домов – почти 89 тысяч квартир.

С 2008 года в городе на базе жилых домов в управлении ООО «Департамент ЖКХ города Тольятти» внедряется аппаратно-программный комплекс «Умный город» – автоматизированная система контроля и учета потребления энергоресурсов, диспетчеризации и управления инженерным оборудованием жилых домов. Эта система позволяет в режиме реального времени, с использованием сети интернет, контролировать поставку коммунальных услуг в жилые дома, объективно формировать данные для расчетов за коммунальные услуги, а также определять параметры и качество поставляемых услуг.

– АСКУЭ «Умный город» предназначена как для управляющих организаций и поставщиков энергоресурсов, так и для потребителей – жителей многоквартирных домов, – пояснил спикер. – На сайте «Умного города» жители могут самостоятельно посмотреть текущие показания и параметры тепло-, водо- и электропотребления дома, ознакомиться с отчетами по использованию средств, полученных от населения на ремонт многоквартирных домов, узнать о том, какие виды работ планируется провести в их доме и оценить работу управляющей организации.

Чтобы система работала четко и без сбоев, Департамент ЖКХ Тольятти разработал и утвердил порядок действий персонала при возникновении отклонений параметров ресурса от нормы. Это позволяет персоналу оперативно реагировать на нестандартные ситуации, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Одна из ключевых обязанностей диспетчера – прием заявок от населения по устранению неисправностей и отслеживание их состояния до полного исполнения. Кроме того, сотрудник осуществляет централизованный сбор информации и предоставляет в единый диспетчерский пункт статистические данные о потреблении ресурсов, контролирует состояние и управление такими инженерными системами, как лифт, водоснабжение, и другими.

Интересно, что АСКУЭ «Умный город» способна контролировать несанкционированное проникновение в подвальные помещения, машинное помещение лифта, на кровлю.

– Мы уже оценили эффективность использования системы. Ее применение позволяет сократить расходы на содержание объектов и улучшить качество услуг, предоставляемых населению, – подчеркнул докладчик. – Нельзя не учитывать и экономические преимущества ее внедрения. Значительно сократилось использование ручного труда, затрачиваемого на сбор, накопление, передачу учетных данных, следовательно, оптимизировалась численно персонала. Уменьшилось общее потребление энергоресурсов – нам удается экономить энергоресурсы, организовать их оптимальное использование, получая достоверную информацию о потреблении. Снизилась и стоимость содержания объекта.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (20) октябрь 2015 года:

  • Схема теплоснабжения: «Вам рассчитать или нарисовать?
    Схема теплоснабжения: «Вам рассчитать или нарисовать?

  • По новым правилам
    По новым правилам

    Учет и регулирование тепловой энергии, теплоносителя – для энергетиков вопрос наболевший. Не случайно ему посвятили отдельную секцию на отраслевой научно-практической конференции «Теплоснабжение 2015: Антикризисное реагирование».

  • Тепловые долги: взыскать нельзя помиловать
    Тепловые долги: взыскать нельзя помиловать

    Энергетикам ОАО «ТГК-2» не придется обращаться к крайним мерам воздействия на упорных должников, ограничивая за долги по тепловой энергии объекты Минобороны в Архангельске и в городе корабелов – Северодвинске.

  • Российская энергетика входит в зиму
    Российская энергетика входит в зиму

    Российские регионы сдают экзамен на готовность к холодам, окончательные итоги которого будут подведены в середине ноября, в день предоставления контрольного доклада Ростехнадзора председателю правительства РФ.

  • Альтернативные источники энергии – экологическое будущее планеты
    Альтернативные источники энергии – экологическое будущее планеты

    В недрах Земли скрывается большой потенциал для развития современной энергетики. Например, в некоторых географических районах использование геотермальных источников может решить вопрос теплоэлектроснабжения целых регионов.

    << | < 1
  • 1
  • > | >>