16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/17/277160.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 02 (17) апрель 2015 года

Национализировать нельзя реформировать

Генерация/сети Беседовала Нонна ЦАЙ
Национализировать нельзя реформировать

Пять лет назад российская теплоэнергетика встала на путь либерализации и рыночных преобразований. Но и посередине пути бывает полезным оглянуться назад и переосмыслить сделанное.

Своими взглядами на бурно обсуждаемые в последний год реформы рынка тепла с корреспондентом «ЭПР» поделился бывший замминистра энергетики РФ Виктор Кудрявый, ныне советник президента «Евроцемент Групп». В свое время он являлся главным критиком реформы электроэнергетики Анатолия Чубайса.

– Виктор Васильевич, как вы считаете, решила ли или усугубила приватизация теплоэнергетического сектора проблемы отрасли?

– Не решила и не могла решить. Электроэнергетический комплекс России, а теплоэнергетика его составная часть, относится к классическим большим управляемым системам. К таким системам относятся сложные технологические и биологические комплексы, в подсистемах которых непрерывно происходят взаимозависимые процессы, объединенные общей целью. Большие управляемые системы надо рассматривать только комплексно с учетом всей сложности процессов в подсистемах. Фрагментарное изучение подсистем, их упрощенное или изолированное рассмотрение оказываются бесплодными, а рекомендации – разрушительными по своим последствиям. Такое изначальное понимание энергетики позволяет отвечать на вопросы о целесообразности реформ. Реформы дезинтегрировали электроэнергетику и теплоэнергетику. Вертикально интегрированные компании в субъектах РФ разделили на пять-десять частей. На верхнем уровне управления отраслью ликвидирован центр ответственности за экономику. В генерации полностью упущен основной сектор – ТЭЦ, по потенциалу превосходящий АЭС и ГЭС вместе взятые. Теплоэнергетика, которая вырабатывает соизмеримый объем энергии с электроэнергетикой и неразрывно с ней связана, в законе «Об электроэнергетике» отсутствует. Принятый через семь лет закон «О теплоснабжении» нужного приоритета социально значимого сектора отрасли не обеспечил. Достаточно сказать, что все российские ТЭЦ являются планово-убыточными при продаже электрической и тепловой энергии. В электрических сетях при разработке нормативной базы полностью забыли о крупнейшем комплексе – МРСК, который в десять раз превосходит ФСК. Структуры диспетчерского управления и структуры продажи электроэнергии вывели из состава хозяйствующих структур.

В результате мы полностью потеряли уникальный системный эффект, на который был рассчитан единый энергетический комплекс СССР. Федеральный и региональные центры управления давали возможность реализовать перспективные научно-исследовательские программы, унифицировать для всех энергокомпаний типоразмерный ряд оборудования и технологий, применять типовые проекты, нормировать затраты в эксплуатации и капитальном строительстве на основании передового опыта и формировать долгосрочные заказы по смежным отраслям. Пойдя путем либерализации и ликвидировав всю структуру объединенного энергокомплекса, мы лишились огромного синергетического эффекта.

Приватизация сферы технического обслуживания энергообъектов и выделение его из общей структуры как непрофильного вида бизнеса ни к чему кроме аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, недавней аварии Сургутской ГРЭС и блэкаута в энергосистеме Москвы привести не могла. Только за последний год, по данным Системного оператора, количество аварий системного значения выросло на 64 процента, а количество отключений с мощностью более 100 МВт на 70 процентов (!!!).

Это не что иное, как констатация полного провала реформ, которого разрушенный центр управления отраслью до сих пор даже не видит.

Когда реформаторы отечественной электроэнергетики начинают оценивать и анализировать мероприятия, от реализации которых ожидалось получить глобальные эффекты, как правило, в первую очередь вспоминают о триллионах привлеченных инвестиций. Забывая добавить, что сначала весь энергокомплекс был разделен и продан за бесценок, причем тепловую мощность ТЭЦ вообще как будто никто не продавал – все сравнения продаж в РАО «ЕЭС России» и Мин­энерго приводились только к мегаваттам. Однако тепловая мощность любой ТЭЦ в три-пять раз больше, чем электрическая. С учетом этого приватизация российской электроэнергетики проведена в пятнадцать-двадцать раз дешевле, чем капитализация европейских компаний в момент продаж.

Разделение теплосетевого комплекса и ТЭЦ-генерации явилось непростительной ошибкой: только тот, кто пережил не одну аварию в объединенном теплоэнергетическом комплексе, знает, что невозможно добиться слаженной и надежной работы всех систем без чрезвычайной четкости в управлении и синхронизации режимов ТЭЦ, тепломагистралей и теплоснабжения потребителей.

После такой «либерализации» сколько угодно можно рассуждать об эффективной и надежной энергетике, привлечении инвестиций – ничего этого не будет! Ни один инвестор не пойдет вкладывать средства в «Воробей-Энерго», а вот в «Мосэнерго» образца советских времен, которое было крупнейшей теплоэнергосистемой страны, производившей 10‑12 процентов теплогенерации в стране, он пойдет с закрытыми глазами. Его теперь не заманить крупными проектами, потому что он не поверит в ресурсное обеспечение, не поверит в то, что его проект будет застрахован банками, а вложения будут гарантированы от потерь.

– Тогда по какому пути сегодня следует идти отечественной теплоэнергетике в поисках инвесторов?

– Слияние и поглощение. Именно это и делается во всем мире, чтобы повысить инвестиционную привлекательность и финансовую устойчивость. Организационно целесообразно максимальное приближение к вертикальной интеграции с учетом теплоэнергетического хозяйства муниципалитетов. Именно это выполнено сейчас совместно мэрией и ОАО «Газпром» в Москве. В теории управления производственными комплексами есть очень простая формула: любое дробление чревато кратным увеличением затрат. Объединение простых комплексов дает экономию в 10 процентов от затрат, при объединении сложных комплексов – до 25 процентов. Общеизвестно, что в условиях катастроф и кризисов, в ситуации тяжелых экономических потрясений в любой стране мира процессы слияния-поглощения рассматриваются как спасительный метод сокращения транзакционных издержек, аккумуляции материальных и финансовых активов, человеческих ресурсов. Они всегда были и будут выигрышными стратегиями с точки зрения эффективного решения задач выживания и обретения устойчивости. У нас все наоборот: разделили, приватизировали и продали.

В то же время преимущества централизованной теплофикации быстро поняли в Западной Европе и пошли по тому пути, с которого мы благополучно свернули несколько лет назад. В Германии год от года совершенствуется законодательство в области централизованного теплоснабжения, ими был правильно оценен режим эффективности от единой системы теплофикации. Нам нужно вернуться туда, откуда мы пришли, – создавать крупные объединения теплофикационных систем на территориях.

В советское время в зоне ответственности ТЭЦ не разрешалось строительство и выработка тепла котельными, поскольку комбинированная выработка электрической и тепловой энергии снижает удельный расход топлива в два раза. После первых либеральных подходов к теплоэнергетике промышленники, глядя на тарифы, перешли на собственные котельные – более двадцати тысяч котельных были в очень короткий срок возвращены из резерва и построены новые. По удачному выражению одного из российских теплофикаторов, произошла бешеная «котельнизация» страны. Тепловые нагрузки на ТЭЦ были потеряны на 30‑40 процентов. Вообще вся история про перекрестное субсидирование это всего лишь гримаса популизма со стороны российского правительства – защищать народ нужно не низкими тарифами, а эффективно работающими предприятиями, высокой зарплатой и отсутствием безработицы.

– Но сегодня мы уже находимся в совершенно другой ситуации: реформа стартовала несколько лет назад, и надо думать о том, что нам делать теперь?

– Надо понимать, что, в отличие от ГЭС и АЭС, теплоцентраль производит в три раза больше энергии тепловой, чем электрической, и это тепло на случай возникновения ЧС не резервируется оптовым рынком. Никакой регион, ни одна ГЭС, ни одна атомная станция «по проводам» тепло в Москву не передаст.

ТЭЦ имеет уникальные преимущества перед всеми секторами генерации – они расположены в центрах электрических нагрузок, ближе всех к потребителям, а все тепло и электроэнергия потребляются на месте. Для оптимизации режима ТЭЦ необходимо регулировать тарифы в одном центре на весь годовой баланс энергии, не устраивать конкуренцию на рынке тепла, а по базовым тарифам покупать электроэнергию, вырабатываемую ТЭЦ. Так делают в Германии, где на торгах лейпцигской биржи ТЭЦ гарантируется закупка электроэнергии по ценам базовых электростанций.

Нам нужно создать механизм, который будет учитывать, что дешевая теплофикационная выработка ТЭЦ позволяет снизить удельный расход топлива на 70 г.у.т. / кВт-ч ниже, чем среднегодовой удельный расход топлива на конденсационных электростанциях. Нужно дать реальный приоритет загрузке ТЭЦ и узаконить его на уровне государства. К сожалению, по действующей модели рынка единственный сектор крупной генерации – ТЭЦ стал планово убыточным. Прибыльными являются только ТЭЦ, которые продают мощность по завышенным тарифам ДПМ.

– Сейчас проходит публичное обсуждение инициативы Минэнерго РФ по внедрению новой модели рынка тепла, основанной на принципе «альтернативной котельной». Как вы оцениваете этот законопроект, будет ли он эффективен с точки зрения развития теплоэнергетического комплекса?

– Недопустимо сравнивать ТЭЦ, вырабатывающую два вида продукции – тепло и электроэнергию, с котельной, вырабатывающей только тепло. Есть отработанный механизм учета замещающей мощности, который однозначно подтверждает эффективность теплофикации. Нужно его использовать чтобы снять вопросы.

Знаете, труднее всего совершить переворот в сознании. Современные энергетики буквально пропитаны рыночной идеологией и уверены, что их эффективность должна обязательно обеспечиваться высоким тарифом. Это общая тенденция любого сектора рынка: продавец нацелен на прибыльность, а каждый генератор хочет иметь высокий тариф. Когда говорят об «альтернативной котельной», на мой взгляд, это в чистом виде борьба за высокий тариф – КЭС Холдинг спит и видит, как поднять тариф. В случае перехода на метод альтернативной котельной, по данным Минэнерго РФ, некоторые регионы ожидает повышение тарифов за тепло на 78 процентов. Вообще, альтернативная котельная в период кризиса – это непозволительные игры с социальной стабильностью общества, по масштабам больше чем известная монетизация льгот.

Надо учитывать и такой момент: за тепло мы платим в несколько раз больше, чем за электричество. Но если вся электроэнергия потребляемая гражданами точно измеряется, а электропотребляющие приборы можно отключать или включать ночью, когда тариф в три раза дешевле, то квартирного учета тепла у граждан нет и отключение радиаторов отопления с уменьшение потребляемого тепла сегодня невозможно. Поэтому возмущения граждан при росте тарифов на тепло не избежать. Существует нормальный путь снижения тарифов на тепловую энергию. Тепло на коллекторах ТЭЦ стоит в несколько раз дешевле с учетом коэффициента ценности тепла отборов паровых турбин. Давайте изменим распределение затрат на топливо, предав всю эффективность теплофикации на производство тепла. Конечно, при снижении тарифов на тепло вырастут тарифы на электроэнергию ТЭЦ, но при нормированном уровне рентабельности в 10‑12 процентов это будет значительно меньше, чем сверхприбыль ГЭС, АЭС и ГРЭС. Мы уже десять лет имели эти электростанции сверхприбыльными. Пришло время сделать гарантированно безубыточными ТЭЦ. Предложения о снижении стоимости тепловой энергии от ТЭЦ позволят закрыть тысячи котельных, промышленных предприятий, что даст дополнительный эффект в десятки миллионов тонн условного топлива в год. Впрочем, я бы не ограничился лишь экономическими мерами, а законодательно запретил деятельность по выработке тепла котельными в зоне ТЭЦ.

– Какие первоочередные шаги в этом направлении должно предпринять государство?

– В любом деле должен быть рачительный хозяин – компетентный, учитывающий текущие и перспективные задачи сектора. Что касается теплоэнергетического хозяйства, здесь рачительный хозяин может быть только один – муниципалитеты. Это стопроцентный государственный собственник на уровне муниципалитета. Сегодня контрольные пакеты акций ТЭЦ сосредоточены совсем в других руках. А в Скандинавии и Канаде крупная генерация находится в руках государства. За последние три года по малым городам Германии прошла волна муниципализации – идет выкуп и передача энергоинфраструктуры по различным схемам в ведение муниципалитетов. В Гамбурге в ходе открытого референдума было принято решение о передаче теплогенерации муниципалитету.

– Все понимают, что у наших муниципалитетов не хватит финансовых ресурсов, чтобы выкупить ТЭЦ. Выход один – вернуться к национализации энергосистемы?

– Надо правильно оценить стоимость ТЭЦ и тепловых сетей после их десятилетней хищнической эксплуатации частным бизнесом. Думаю, что сумма средств, которая не использовалась собственниками для поддержания оборудования, позволит предъявить к ним соответствующие санкции. В аналогичных условиях ТЭЦ «Алма-Ата Энерго» вернули в собственность государства по суду от бельгийской компании «Трактебель». Можно обойтись и без национализации, поставив все под жесткий контроль – затраты, прибыль, себестоимость, рентабельность. Я глубоко убежден, что естественные монополии сложились экономически обоснованно и относиться к ним нужно не как к игрушке для экспериментов, а уважая все преимущества и колоссальные системные эффекты, которые они способны нам дать.

Национализировать нельзя реформировать

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 02 (17) апрель 2015 года:

  • Условия созданы – пришло время действовать
    Условия созданы – пришло время действовать

    В конце марта в Москве впервые состоялась бизнес-платформа «BoilerExpo. Реконструкция промышленной котельной: как снизить расходы на теплоснабжение и повысить его эффективность».

  • Между Сциллой и Харибдой
    Между Сциллой и Харибдой

    С начала года на дискуссионных площадках различных уровней проходят публичные обсуждения инициативы Минэнерго РФ по внедрению новой модели рынка тепла, основанной на методе «альтернативной котельной».

  • В тренде – собственная генерация
    В тренде – собственная генерация

    Распределенная генерация станет одной из основных тенденций российской энергетики в ближайшие десять лет. Несмотря на многие сдерживающие факторы и препятствия, которые предстоит преодолеть, собственная генерация способна смягчить энергетическую обстановку в стране и позволит предприятиям-потребителям существенно экономить средства.

  • Национализировать нельзя реформировать
    Национализировать нельзя реформировать

    Пять лет назад российская теплоэнергетика встала на путь либерализации и рыночных преобразований. Но и посередине пути бывает полезным оглянуться назад и переосмыслить сделанное.

  • Много информации, много контактов, много планов
    Много информации, много контактов, много планов

    В Институте комплексного развития и обучения «КРОНА» состоялись школа теплоэнергетика и конференция «Повышение эффективности энергетических хозяйств предприятий».

    << | < 1
  • 1
  • > | >>