16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/16/997908.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01 (16) февраль 2015 года

Проблемы тепловой энергетики методом альтернативной котельной не решить

Главное Николай ХРЕНКОВ, независимый эксперт в области энергетики
Проблемы тепловой энергетики методом альтернативной котельной не решить

В конце минувшего года прошло очередное заседание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по электро- и теплоэнергетике, темой которого стало обсуждение реформирования рынков тепловой энергии.

Большинство экспертов, участвовавших в мероприятии, включая представителей ФАС, Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Министерства экономического развития РФ и представителей энергокомпаний, согласились, что продвигаемая Министерством энергетики РФ реформа, основанная на использовании модели альтернативной котельной, нуждается как минимум в доработке, а по большому счету – она и вовсе ни к чему. Эксперты отметили, что расчет цены альтернативной котельной произведен некорректно как с точки зрения производителя, так и без учета возможности потребителя оплачивать по таким тарифам, что чревато его уходом на собственные источники теплоснабжения. В итоге это приведет к сокращению тех, кто пользуется услугами централизованного теплоснабжения, что, в свою очередь, чревато снижением энергоэффективности и надежности систем теплоснабжения.

Дело, впрочем, не только в расчетах. Сама по себе модель альтернативной котельной, по мнению экспертов, носит абстрактный характер, не учитывающий стоимостных и технологических ограничений и факторов. Такой идеальной котельной в нашей стране в принципе быть не может ввиду кардинальных географических, инфраструктурных, экономических и ресурсных различий между регионами. В итоге вердикт экспертов был таков: введение альтернативной котельной как единственно верного метода представляется необоснованным и что в целом предложенный Минэнерго вариант реформирования отрасли не решает ее проблем.

Самая первоочередная из них – износ инфраструктуры. В настоящее время 31 процент источников тепловой энергии и 68 процентов тепловых сетей эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. Аварийность в тепловых сетях в отопительный период выросла за последние пять лет на 45 процентов. По другим данным, износ теплосетей уже вышел за отметку в 80 процентов.

Обращает на себя внимание и разрыв между степенью износа инфраструктуры по выработке тепла и по его передаче. Условно говоря, потенциальный инвестор может построить идеальную котельную с максимально высоким КПД, но весь полученный экономический эффект будет нивелирован потерями в сетях, составляющими в среднем по стране 25‑30 процентов (в ряде случаев этот показатель может достигать и 70 процентов). То есть инвестор, кроме строительства котельной, вынужден будет перекладывать и сети, что потребует уже значительно больших затрат и существенно снизит привлекательность таких инвестиций. Этот фактор практически не учтен в модели альткотельной. Решение же этой задачи только за счет тарифов, которые правительство надеется «подтянуть» до экономически привлекательного для инвесторов уровня лишь после 2020 года, выглядит проблематичным. Состояние теплосетей в стране к тому времени, за исключением отдельных «оазисов благополучия», будет уже совсем плачевным, а включение всех расходов на их реконструкцию в тариф не найдет понимания ни у потребителей, ни у местных и федеральных властей. То есть необходимость модернизации тепловых сетей является более приоритетной задачей, нежели источников генерации тепловой энергии. Но в предлагаемой Минэнерго модели именно этот наиболее болезненный вопрос оказывается практически неучтенным, а акцент сделан на привлечение инвестиций в источники теплоснабжения. Расчет, ориентирующийся именно на стоимость альткотельной, но игнорирующий вопросы передачи, оказывается изначально ущербным.

Залогом решения задачи развития и модернизации инфраструктуры теплоснабжения является не принятие новых законопроектов, а усиление взаимодействия бизнеса с органами власти. Если для большинства предпринимателей реконструкция в одиночку и сетей, и котельных – задача непосильная, а бюджетам большинства регионов тоже с ней не справиться, значит, уместно развивать совместное финансирование проектов, когда из региональных бюджетов осуществляются компенсации инвесторам на строительство, к примеру, сетей.

Кстати, успешным примером взаимодействия бизнеса и регионов по реализации масштабных инфраструктурных проектов является реализуемая «Газпромом» программа газификации регионов РФ, в рамках которой с российскими субъектами подписываются графики синхронизации работ. В соответствии с ними «Газпром» строит межпоселковые газопроводы, а прокладка внутрипоселковых сетей и подготовка потребителей к приходу газа находятся в зоне ответственности региональных властей. Программа успешно работает и позволила за десять лет повысить уровень газификации страны на 10 процентов. Масштабная реконструкция систем теплоснабжения – задача не менее актуальная.

Другая актуальная проблема теплоэнергетики, решение которой также зависит от тесного взаимодействия и взаимопонимания между инвесторами, – это перманентная и масштабная задолженность со стороны потребителей, которая в целом по стране исчисляется сотнями миллиардов рублей (точные цифры в разных источниках разнятся), имеющая склонность к непрерывному росту. Неплательщиками номер один являются управляющие организации коммунального комплекса, выступающие посредниками между бытовыми потребителями и теплоснабжающими организациями (ТСО); у этих управляющих компаний уже вошло в привычку средства, предназначенные для ТСО (а это, как правило, превышает половину «стоимости» всех коммунальных платежей), использовать нецелевым образом, не неся за это никакой ответственности. При этом сами теплоэнергетики также накопили огромные долги перед ресурсоснабжающими организациями, но, что интересно, согласно проведенным исследованиям, в 90 процентах случаев задолженность потребителей (через управляющие компании) за тепловую энергию превышает задолженность теплоснабжающих организаций за энергоресурсы, в том числе за природный газ. То есть, как бы ни было плохо газоснабжающим организациям, у ТСО ситуация складывается еще хуже. Возникает вопрос: какой «частник» захочет вой­ти в тепловой бизнес, заведомо зная, что на стабильную оплату реализуемых им тепловой энергии и горячей воды рассчитывать не приходится?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от региональных и местных властей, которые, однако, не торопятся помогать ТСО в борьбе с неплатежами. Задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями и попытки последних вернуть причитающиеся им средства местными властями обычно квалифицируются как спор хозяйствующих субъектов, хотя жертвами этого «спора» становятся жители региона. Какое‑либо существенное содействие региональных и муниципальных чиновников, например, в виде административного воздействия на управляющие компании – явление достаточно редкое. В лучшем случае все ограничивается обещаниями и увещеваниями. Зато нередко распространена обратная ситуация, когда газовики и ТСО вынужденно ограничивают поставки, местные власти встают на сторону неплательщиков. Это при том, что у региональных властей достаточно полномочий для более активного вмешательства в ситуацию с неплатежами.

Более того, сейчас правительством РФ рассматриваются меры, призванные облегчить ресурсникам переход на прямые расчеты с потребителями. В некоторых регионах, в частности в Вологодской области, эта мера уже активно поддерживается региональными и муниципальными властями.

Можно также отметить еще несколько «болевых точек» теплоэнергетики, таких, как отсутствие в населенных пунктах утвержденных схем теплоснабжения, что, по сути, останавливает весь инвестиционный процесс, препятствуя утверждению долгосрочных параметров регулирования. Зачастую это связано с отсутствием необходимых специалистов для разработки такой схемы, поэтому нередки случаи, когда на помощь муниципалитетам приходят теплоснабжающие организации. Дополнительными препятствиями для нормального функционирования отрасли являются неисполнение потребителями законодательства в части установления приборов учета тепловой энергии. Сложности возникают и в связи с неразвитостью у нас в стране практики заключения концессионных соглашений, хотя по распоряжению правительства РФ уже к 2016 году предприятия ЖКХ с неэффективным управлением должны быть переданы в концессию частным инвесторам.

Все эти, равно как и другие, проблемы теплоэнергетики методом альткотельной не решить. Как справедливо отметили участники Экспертного совета ФАС, более рациональным представляется доведение реформы теплоснабжения до ее логического завершения путем совершенствования имеющейся нормативно-правовой базы, а не создания принципиально новой. К этому же, похоже, склоняются и в правительстве. В частности, на Сочинском экономическом форуме в сентябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак призвал закончить дискуссии по поводу реформы ЖКХ и сосредоточиться на практическом исполнении ранее принятых решений по модернизации коммунального хозяйства.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01 (16) февраль 2015 года:

  • Установка проверки релейных защит и автоматики «Крона-603»
    Установка проверки релейных защит и автоматики «Крона-603»

    НПК «КРОНА», являющаяся разработчиком и изготовителем приборов для проверки различного электротехнического оборудования, представляет новую разработку.<br><br>

  • Убыточная генерация
    Убыточная генерация

    Окончательное разгосударствление теплогенерирующего комплекса и передача бывшей монополии в частные руки ОГК и ТГК в начале 2000‑х не принесли ожидаемых результатов. Эти активы как были низколиквидны, так и остались безнадежно убыточным бизнесом.

  • Проблемы тепловой энергетики методом альтернативной котельной не решить
    Проблемы тепловой энергетики методом альтернативной котельной не решить

    В конце минувшего года прошло очередное заседание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по электро- и теплоэнергетике, темой которого стало обсуждение реформирования рынков тепловой энергии.

  • Трудности автоматизации: история одного энергоблока
    Трудности автоматизации: история одного энергоблока

    ОАО «ТГК-13» («Енисейская ТГК», входит в состав Сибирской генерирующей компании) завершила крупный инвестпроект по строительству нового энергоблока Абаканской ТЭЦ, снабжающей теплом более 80 процентов жилищно-коммунального сектора, а также крупнейшие предприятия Абакана.

  • Разноцветная изоляция охлаждает печи
    Разноцветная изоляция охлаждает печи

    Может ли лакокрасочное покрытие наряду с декоративными свойствами обладать теплозоляционными? Да, утверждают специалисты!

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>