16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/1/1.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01 (01) май 2012

Закон о теплоснабжении: революция задерживается

Главное Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА
Закон о теплоснабжении: революция задерживается

Без малого два года Россия живет с долгожданным Федеральным законом о теплоснабжении, вступившим в действие 30 июля 2010 года, который должен был восполнить дефицит правового регулирования в этой сфере.

ОТ ЗАКОНА ЖДАЛИ, что он решит множество проблем, включая наведение порядка с неплатежами, повышение инвестиционной привлекательности тепловой энергетики, обуздание роста тарифов. Правда, полноценное вступление в силу нового закона требовало принятия большого числа подзаконных актов, за подготовку которых отвечали Министерство регионального развития, Минэнерго, Министерство экономического развития и Федеральная служба по тарифам. «Работа над Законом о теплоснабжении только начинается», – подчеркивали законо­творцы.

На какой стадии находится решение этой задачи сейчас? На вопросы «Энергетики и промышленности России» отвечают специалисты ОАО «ТГК-2», одной из крупнейших теплоэнергетических компаний Севера и Северо-Запада РФ, и ОАО «ТГК-11», объединяющей генерирующие мощности Томской и Омской областей.

– К числу важнейших положений нового закона относятся пункты, которые касаются обязательной разработки городских схем теплоснабжения – программных документов, определяющих развитие теплового хозяйства муниципальных образований на годы вперед. Как продвигается выполнение этой задачи?

Валерий Маковский, директор по энрегосбытовой деятельности ТГК-2:
– Срок разработки схем теплоснабжения, согласно п. 3 ст. 29 Закона «О теплоснабжении», должен был наступить 31 декабря 2011 года. Но по состоянию на 1 мая 2012 года схемы теплоснабжения органами местного самоуправления ни в одном регионе присутствия ОАО «ТГК-2» не утверждены. Не утверждены до сих пор и Правила организации теплоснабжения, включающие в себя критерии определения Единой теплоснабжающей организации (ЕТО), что также затрудняет процесс разработки схем теплоснабжения.

– Новый закон капитально меняет правила, согласно которым рассчитывается плата за подключение, и сам порядок подключения новых потребителей. Как оценивают специалисты вашей компании данные изменения?

Маковский:
– Начиная с 1 мая 2012 года вступили в действие Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением правительства РФ. Некоторые положения Правил ссылаются на схемы теплоснабжения, которые еще не разработаны и не утверждены. Соответственно, не выбраны и единые теплоснабжающие организации в городах присутствия компании. Кроме того, новые Правила в соответствии со 190 ФЗ устанавливают сроки (восемнадцать месяцев) выполнения мероприятий до границы земельного участка или до границы инженерно-технических сетей многоквартирного дома. При этом 35 процентов платы за подключение вносится после подписания акта о подключении, иными словами, после выполнения всех мероприятий. Необходимые для реализации данных мероприятий средства должны быть учтены в инвестиционных программах развития теплоснабжения, которые, опять же, разрабатываются на основании утвержденных схем теплоснабжения. Но этих схем, как было сказано выше, еще нет.

Андрей Кирсанов, заместитель начальника департамента энергосбытовой деятельности ТГК-11:
С 1 мая 2012 года вступило в силу постановление правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». В частности, в этом постановлении описан порядок уступки мощности от одних потребителей другим.

При этом, на наш взгляд, при подходе, предусмотренном в постановлении, не исключена возможность возникновения конфликтных ситуаций на рынке тепловой мощности.

Например, появление посредников на рынке тепловой мощности (передача мощности может происходить от одного юридического лица к другому, потом другому и так далее) либо недобросовестных действий потребителей: продажи мощности при наличии долгов, появления новых потребителей-неплательщиков, уступки (продажи) мощности без реального снижения потребления и тому подобное.

По нашему мнению, необходимо создание некоммерческой (экспертной) организации с участием теплоснабжающих, теплосетевых организаций, представителей местных органов власти и так далее, которая бы решала возникающие конфликтные ситуации.

– Решает ли данный закон проблему задолженности потребителей, столь актуальную для теплоснабжающих компаний?

Маковский:
– Федеральный закон «О теплоснабжении» регламентирует общие положения о взаимоотношениях теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей энергии. В частности, закон определяет порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии. Согласно вышеназванному Федеральному закону, теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются правительством Российской Федерации и должны содержать все основные принципы взаимоотношений между потребителем и теплоснабжающими организациями.

Вышеназванные правила до настоящего времени не утверждены, а действующие нормативные акты существенно ограничивают возможности теплоснабжающих организаций по оперативному воздействию на неплательщиков путем ввода в отношении данных потребителей ограничений и отключений. В связи с этим основным способом взыскания задолженности является ее взыскание в судебном порядке.

К сожалению, ни сам Федеральный закон, ни вышедшие в последнее время нормативные акты не гарантируют от появления на розничном рынке недобросовестных управляющих компаний и не снижают риски работы теплоснабжающих организаций.

В сложившейся ситуации переход на «прямые расчеты» с населением становится единственно эффективным средством гарантированного получения платежей от населения в счет оплаты поставленных ресурсов.

Кирсанов:
Каких либо существенных изменений в решении проблемы неплательщиков не произошло. Порядок ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя при несвоевременной оплате должен быть установлен правилами организации теплоснабжения, которые на настоящий момент не утверждены.

С другой стороны, не все отношения с потребителями регулируются Законом «О теплоснабжении». Взаимоотношения с физическими лицами регулируются Жилищным кодексом и Правилами оказания коммунальных услуг, а там предусмотрены более лояльные меры воздействия, чем для юридических лиц.

Переход жителей на прямые расчеты с теплоснабжающими организациями, как правило, приводит к увеличению процента сбора денежных средств. Но, с другой стороны, возникают дополнительные расходы на ведение сбытовой деятельности. Вместо работы с одним юридическим лицом (ТСЖ, управляющая компания) требуется взаимодействовать с десятками абонентов (квартир). Затраты на организацию такой деятельности не предусмотрены при установлении тарифов на теплоэнергию.

Что касается «отсеивания» недобросовестных управляющих компаний, то на данный момент, насколько нам известно, нет нормативных актов, согласно которым ресурсоснабжающая организация могла бы инициировать отстранение управляющих компаний.

Также необходимо отметить, что проблема неплатежей кроется не только в Законе «О теплоснабжении», но и в существующей в России системе принудительного взыскания задолженности (исполнительном производстве).

По сути, у теплоснабжающих организаций имеется два рычага воздействия на юридических лиц: отключение и судебная процедура. При этом существует значительное количество потребителей, отключить которых технически невозможно (например, первые этажи жилых домов), и по ним остается только один путь взыскания долгов – судебный. Учитывая значительную загрузку судей и судебных приставов, процесс взыскания затягивается, что приводит к обесцениванию задолженности либо и вовсе к невозможности ее взыскания.

– Как ваша компания оценивает новации, связанные с надежностью теплоснабжения?

Маковский:
– С принятием 190 ФЗ вводится понятие надежности теплоснабжения. Определены обязанности теплоснабжающих организаций при подготовке к отопительному периоду, а также порядок взаимодействия с органами местного самоуправления. Установлено требование обеспечения десятилетней гарантии качества в отношении работ по строительству и примененных материалов. Все это положительно влияет на повышение надежности работы систем теплоснабжения. Результат – повышение ответственности при подготовке к отопительному периоду.

– Насколько существенны для вашей компании такие новации, как введение договора на оказание услуг по поддержанию резервной мощности, порядок выявления и передачи бесхозных сетей, изменения, внесенные в порядок регулирования тарифов, новые правила утверждения инвестиционных программ?

Маковский:
– Новация на услуги по поддержанию резервной тепловой мощности потребителей в целом положительна, так как позволяет более тщательно планировать развитие системы теплоснабжения и гарантировать потребителю подключение тепловой нагрузки. Однако следует отметить, что для заключения договоров на резервирование необходимо установление регулятором специального тарифа. Данный тариф не установлен.

Кроме того, Законом «О теплоснабжении» определен порядок выявления и передачи бесхозных сетей в эксплуатацию теплоснабжающим организациям. При этом с выходом постановления правительства РФ № 154 решения по бесхозным сетям должны являться частью схемы теплоснабжения. Пока что эти схемы не разработаны. Однако в целом это новшество оценивается положительно как наведение элементарного порядка в теплоснабжении. В сфере теплоснабжения предусматривается долгосрочное регулирование по методу доходности инвестированного капитала (RAB), применение которого позволяет инвестировать средства на развитие теплосетевого хозяйства. Но в связи с тем, что до настоящего времени не приняты подзаконные акты, в частности. Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и иные документы, необходимые для полного внедрения данного метода регулирования, не представляется возможным его применение на практике.

Кроме того, вероятно, на первый долгосрочный период рост тарифов, рассчитанных по методу RAB, будет ограничен индексами роста, утверждаемыми Министерством экономического развития РФ, что делает применение данного метода неактуальным, так как темпы роста тарифов для организаций будут ниже необходимого уровня для возмещения затрат на финансирование инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения.

– Новый закон предусматривает возможность поставки тепловой энергии от теплоисточников, введенных в действие после 1 января 2010 года, на основе долгосрочных договоров по договорным ценам. Как оценивает эту новацию ваша компания?

Кирсанов:
– В настоящий момент порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения не утвержден правительством, что не позволяет заключать такие договоры. Но при этом даже после утверждения порядка он коснется небольшого количества объектов (вновь построенные здания и сооружения), а теплоснабжающие организации заинтересованы в долгосрочном сохранении договорных отношений и с ранее введенными в эксплуатацию крупными потребителями.

– Как обстоят дела с принятием подзаконных актов к Закону «О теплоснабжении»? Около года назад говорилось о том, что многие из этих документов до сих пор не приняты, что вносит сложности как в практику реализации закона, так и в решение многих проблем, насущных для энергетиков, потребителей и органов местного самоуправления.

Маковский:
Федеральный закон №190-ФЗ действительно предполагает возможность применения договорных цен на объемы тепловой энергии от теплоисточников, введенных в эксплуатацию после 1 января 2010 года. При этом, заключение нерегулируемого долгосрочного договора теплоснабжения возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является отсутствие отрицательных тарифных последствий для потребителей, объекты которых введены в эксплуатацию до 1 января 2010 года (статья 10 пункт 9 190-ФЗ).

На сегодняшний момент отсутствует ряд подзаконных актов, регламентирующих применение на практике отдельных норм 190-ФЗ. В связи с этим, дать объективную оценку применения нерегулируемых цен не представляется возможным.

– Распоряжением правительства РФ от 30 декабря 2010 года № 2485 р утвержден План первоочередных мероприятий по реализации положений ФЗ «О теплоснабжении». Согласно данному распоряжению, большинство основных подзаконных актов должно быть разработано в первом-втором кварталах 2011 года. Общее число их составляет тридцать один, включая двадцать два постановления правительства и девять ведомственных нормативно-правовых актов. По состоянию на 2 мая 2012 года принято шесть постановлений правительства РФ. До сих пор не приняты следующие нормативные акты: во первых, постановление правительства о порядке вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, в том числе о порядке компенсации убытков теплоснабжающим организациям в случае требования местного самоуправления о приостановке вывода источника из эксплуатации. Отсутствие данного нормативного акта создает риск невозмещения теплоснабжающей организацией убытков, возникающих при эксплуатации убыточного источника теплоты.

Во-вторых, это постановление правительства об утверждении Правил организации теплоснабжения, о которых уже говорилось. Данным актом определяются критерии по присвоению статуса Единой теплоснабжающей организации, что является важным и существенным для ОАО «ТГК-2».

Наконец, в-третьих, не хватает ведомственных нормативных актов, таких, как Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и Правила оценки готовности к отопительному периоду. Отсутствие Правил учета способствует безучетному потреблению тепловой энергии и, как следствие, неоплате энергии потребителями. Отсутствие Правил оценки готовности к отопительному сезону приводит к риску неподготовки систем теплоснабжения потребителями энергии и, соответственно, затруднит бесперебойное и качественное обеспечение тепловой энергией.

Кирсанов:
– Для обеспечения надежного теплоснабжения высокую важность имеет долгосрочное и краткосрочное планирование. Причем при планировании энергетические предприятия ориентируются на законодательство, а также планируемые изменения в нем.

К сожалению, процесс нормо­творчества в большинстве случаев затягивается.

Кроме того, необходимо отметить отсутствие «синхронизации» законодательства для юридических и физических лиц: в настоящий момент отсутствует единый подход для определения объема начислений без приборов учета (в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и в Правилах предоставления коммунальных услуг подходы отличаются). Проблемой является отсутствие в Правилах коммунальных услуг понятия «теплоноситель»: это приводит к разногласиям, связанным с применением тарифов при различных схемах отопления и горячего водоснабжения.

Кроме того, существенную проблему для энергетиков создает вступление законов в действие в пределах периода регулирования (календарного года). Для электроэнергетики и теплоэнергетики период регулирования равен календарному году, поскольку именно при таком подходе учитываются все особенности сезонного характера потребления. Изменение законодательства в пределах периода регулирования может приводить к осложнению деятельности по сбыту теплоэнергии.

Например, новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вступают в силу с 1 сентября 2012 года. С 1 сентября 2012 года должен существенно измениться порядок начисления жителям (к примеру, норматив на отопления будет устанавливаться только для отопительного периода). При этом новые Правила не содержат каких либо переходных положений, позволяющих осуществить «плавный» переход с одной схемы начислений на другую. Скорее всего, у теплоснабжающих организаций возникнут разногласия с жителями, надзорными органами и местными властями.

Существенной проблемой является и то, что практически отсутствует ответственность потребителей теплоэнергии за нарушение законодательства. Процесс поставки, транспортировки и потребления тепловой энергии непрерывен, поэтому каждый участник этого процесса может своими действиями влиять на режимы тепловой сети. При этом ни в одном законодательном акте не предусмотрены четко прописанные штрафные санкции за нарушение действующего законодательства в части соблюдения режимов потребления. Соответственно, недобросовестные потребители или теплосетевые организации имеют возможность оспаривать действия ресурсоснабжающих организаций, направленные на пресечение нарушений условий договоров.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01 (01) май 2012:

  • Цены в нагрузку
    Цены в нагрузку

    Прокуратура Гаврилов-Ямского района Ярославской области выявила нарушения при расчете платы за тепловую энергию. <br>

  • «Атомэнергомаш» поставит оборудование для Южноуральской ГРЭС-2
    «Атомэнергомаш» поставит оборудование для Южноуральской ГРЭС-2

    В мае 2012 года началось строительство второго энергоблока энергетического комплекса Южноуральской ГРЭС-2 мощностью 400 МВт. <br>

  • Тариф… на инвестиции
    Тариф… на инвестиции

    Цены на тепло в Перми завышены почти вполовину – с таким громким заявлением выступили представители ТСЖ «Компрос-77». <br>

  • 360-тонники для Балтийской АЭС
    360-тонники для Балтийской АЭС

    Компания «Балткран» выиграла тендер, проводимый ГК «Росатом», на поставку двух сложных кранов с длительным циклом изготовления для первого и второго энергоблоков Балтийской атомной электростанции. <br>

  • Сверхстойкие водотопливные эмульсии
    Сверхстойкие водотопливные эмульсии

    Автором подтверждена на практике актуальность применения в теплоэнергетике новой системы подготовки топлив. <br>