16+
Регистрация
РУС ENG

Назад

Снижение нетехнических потерь превышает 10 млрд кВт-ч в год

27.09.2019 03:42:41

«В настоящее время в нормативно-правовом поле уже созданы условия для запуска эффективной работы сетевых компаний по снижению потерь – говорит Александр Коротенко, заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации, комментируя итоги рейтинга.

В текущем рейтинге сетевых организаций сделан акцент на результаты компаний по распределительным сетям напряжением 20‑0,4 кВ. Причина – высокая доля фактических потерь в сетях среднего и низкого напряжения.
Рейтинг сформирован на основе данных сетевых организаций за 2017 и 2018 годы, представленных в порядке, предусмотренном приказом Минэнерго России от 23.07.2012 № 340.

Анализ структуры технических потерь и объемов фактических потерь многих сетевых организаций позволяет оценочно определить потенциал снижения нетехнических потерь в распределительных сетях напряжением 20‑0,4 кВ в России на уровне, превышающем 10 млрд кВт-ч в год.

Сегодня сетевые организации постепенно уходят от практики формирования мероприятий по снижению потерь «вслепую» и определяют основные параметры финансово-экономических моделей проектов, направленных на снижение потерь, в рамках предпроектного обследования. При этом используются, в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 326, наиболее точные методы расчетов, которые позволяют оценить реальный объем и структуру технических потерь в сетях.

Эфективная работа над снижением потерь позволила большинству компаний снизить уровень фактических потерь ниже нормативных значений, утвержденных приказом Минэнерго от 26.09. 2017 г. № 887. Улучшение этого показателя позволяет говорить о перспективе, в которой будут условия для проведения сравнительного анализа потерь на основании новых, улучшенных результатов.

В декабре прошлого года Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» (от 27.12.2018 № 522‑ФЗ), которым, в частности, предусмотрен механизм снижения нетехнических потерь электрической энергии.

Так, Закон предусматривает перенос ответственности за организацию коммерческого учета электрической энергии (мощности) начиная с 1 июля 2020 года с потребителей электрической энергии на сетевые организации и гарантирующих поставщиков, а с 1 января 2022 года предусматривает обязательное внедрение интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), что позволит полностью обновить парк приборов учета к 2035 году. Все мероприятия в совокупности позволят снизить потери электрической энергии вплоть до технического уровня.

Законом также предусмотрено сохранение экономии, полученной от снижения потерь электрической энергии, за сетевыми организациями на десять лет. Полученные дополнительные доходы могут быть использованы сетевыми организациями для выплат по энергосервисным контрактам, на расходы по приобретению и установке приборов учета электрической энергии, формированию интеллектуальной системы учета электрической энергии.
В настоящее время Мин­энерго совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона, причем ключевые документы будут приняты уже в 4-м квартале 2019 года.

Внедрение интеллектуальных систем учета электрической энергии даст возможность решить еще одну давнюю проблему – обеспечить сбор и анализ информации о значениях фактического коэффициента реактивной мощности, о длительности отклонения соотношения потребления активной и реактивной мощности от предельных значений, а также иной информации, определяемой на основании данных профилей нагрузки. Все эти данные остро необходимы как для оптимизации нагрузочных потерь электрической энергии в электрических сетях, так и для урегулирования отношения сетевых организаций и потребителей электрической энергии.

Перспектива формирования интеллектуальных систем учета электрической энергии, в свою очередь, требует совершенствования положений нормативных правовых актов с точки зрения определения методологии расчета и порядка учета соотношения потребления активной и реактивной мощности при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии. Учет этого фактора позволит создать устойчивую систему стимулов по компенсации реактивной мощности потребителями электрической энергии как при двухставочном, так и при одноставочном тарифах на услуги по передаче электрической энергии и, как следствие – обеспечить дополнительное снижение технических потерь и увеличение пропускной способности электрических сетей.

Относительно методологии еще один важный момент: в настоящее время Минэнерго России разработан проект приказа, направленный на совершенствование Методики определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго от 07.08.2014 № 506. Проект предусматривает «укрупнение» нормативов потерь Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) на напряжении «220 кВ и ниже» с уровня субъекта Российской Федерации до уровня МЭС. Предполагается, что норматив потерь ЕНЭС на уровне напряжения «220 кВ и ниже» будет определяться по МЭС «одной цифрой» с указанием субъектов Российской Федерации, в которых расположены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС.

Сложившаяся на сегодня практика дифференциации нормативов потерь электрической энергии по субъектам Российской Федерации приводит к значительному их колебанию в разные периоды регулирования по одному и тому же региону. В пример можно привести Мурманскую, Архангельскую области, Хабаровской край и Республику Саха (Якутия), где это связано с зависимостью от режимной обстановки и изменением перетоков электрической энергии, что приводит к сложности прогнозирования затрат на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС потребителями.

«Укрупнение» нормативов потерь ЕНЭС напряжением «220 кВ и ниже» с уровня субъекта Российской Федерации до уровня МЭС позволит обеспечить их предсказуемость и стабильные значения в соответствующей энергозоне, что создаст условия для перехода от ежегодного установления нормативов потерь ЕНЭС к их утверждению на долгосрочный период регулирования.

В последние годы организация по управлению ЕНЭС обеспечивает положительную динамику по снижению нормативных потерь, так, в 2019 году норматив потерь в целом по ЕНЭС составил 3,94 % от отпуска электрической энергии, что на 0,55 п.п. ниже, чем в 2012 году. При этом плановое значение норматива потерь в целом по ЕНЭС на 2020 год составляет 3,88 %.