16+
Регистрация
РУС ENG

Назад

Сетевые компании комментируют

04.10.2017 09:35:52

ВОПРОСЫ

1. Изменило ли Минэнерго методику составления рейтинга в соответствии с Вашими замечаниями?

2. Позволили ли изменения, внесенные в методику, более корректно оценить работу Вашей компании? Почему?

3. Новый рейтинг базируется на данных, которые Ваша компания предоставила в ответ на специальный опросник Минэнерго РФ. Это лучше, чем использование цифр из стандартных отчетов, или же это лишняя бумажная работа?

4. Насколько велика вероятность предоставления компаниями искаженной информации?

5. На Ваш взгляд, закономерно, справедливо ли место Вашего предприятия в новом рейтинге? Возможно, Вы не согласны с оценкой? Почему?

6. Привела ли реализация планов компании по повышению энергоэффективности в 2016 г. к ожидаемому результату, в частности, к улучшению места Вашей компании в рейтинге? Почему?

7. Достаточно ли средств, выделенных в Вашей компании на работы по снижению потерь в 2017 г., для успешного снижения энергоемкости в рамках перспективного плана, рассчитанного до 2035 г.? Почему?

8. Каково Ваше мнение о рейтинге в целом, насколько он нужен и полезен? Есть ли у Вас пожелания, рекомендации к составителям рейтинга из Мин­энерго по его совершенствованию?




ПАО «МОЭСК»


Вадим Шомесов.jpg

Вадим Шомесов, первый заместитель главного инженера по эксплуатации оборудования

– В первую очередь, наша программа направлена на оптимизацию потребления энергетических ресурсов в производственной деятельности компании и снижение потерь электрической энергии при передаче. Кроме того, в МОЭСК разработана и реализуется политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в которой продекларированы основные принципы деятельности компании для достижения наилучших показателей энергоэффективности. В результате принятых мер потери электроэнергии снизились с 8,55 % от отпуска в сеть в 2015 году до 8,33 % в 2016 году. Пристальное внимание уделяется повышению эффективности расходования ресурсов на хозяйственные нужды. Удельный расход электроэнергии на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения снизился в 2016 году по отношению к 2015 году на 3,5 %.

Для достижения наилучших показателей – к работе по повышению энергоэффективности вовлекается персонал компании на всех уровнях управления, внедрена система энергоменеджмента в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 50001. Для мотивации персонала введена система материального поощрения за достигаемую экономию энергоресурсов.

Для снижения расхода электрической энергии на собственные нужды подстанций МОЭСК ведет планомерную работу по реконструкции систем отопления, освещения и утепления зданий подстанций 35‑220 кВ. Применяются современные электроконвекторы с автоматическими терморегуляторами, обеспечивающими точное поддержание температуры в помещении вне зависимости от температуры наружного воздуха, энергосберегающие лампы и светильники. При реконструкции и новом строительстве подстанций с 2013 года устанавливаются только светодиодные светильники и лампы наружного и внутреннего освещения, которые имеют длительный срок службы (до 30 000 часов непрерывной работы) и малое электропотребление.

Для снижения потерь электроэнергии реализуется целый комплекс мероприятий, среди которых оптимизация мест размыкания линий электропередачи, оптимизация установившихся режимов электрических сетей, оптимизация распределения нагрузки между подстанциями и многие другие. Дополнительный эффект снижения потерь электроэнергии достигается в результате реконструкции и строительства электросетевых объектов.

А чтобы сократить тепловые потери зданий подстанций при ремонте и реконструкции, применяются современные системы утепления стен, деревянные окна заменяются на пластиковые со стеклопакетами. За счет этого значительно снижаются затраты на электроотопление. Повсеместная автоматизация с применением сумеречных датчиков сократила время работы уличного освещения.

Замена неизолированных проводов на провода марок СИП-2, СИП-3 на ВЛ 0,4‑10 кВ позволила снизить аварийность на участках распределительных сетей, проходящих по лесным массивам в 5‑6 раз. Кстати, в 2017 году в ПАО «МОЭСК» будет полностью произведена замена ВЛ-6‑10 кВ с неизолированными проводами, проходящих по лесной местности, на ВЛ-6‑10 кВ с проводом марки СИП-3. Снижение аварийности, в свою очередь, позволит снизить недоотпуск электрической энергии и увеличить полезный отпуск.




ПАО «Якутскэнерго»


Нина Пименова.jpg

Нина Пименова, начальник производственно-технического управления ПАО «Якутскэнерго»

1. Не предоставляли замечаний в методику составления рейтинга.

3. Оцифровка показателей в соответствии с установленными формами отчетности является обязательной и неотъемлемой частью мониторинга и анализа показателей энергоэффективности, и именно отчетность служит базой для заполнения и формирования любого рода запросов, справок и аналитических материалов. Таким образом, формирование специального опросника, в любом случае, будет являться дополнительной задачей.

4. Вероятность существует, так как у каждой компании существует определенная специфика, которую не учитывает формат опросника. В частности, для ПАО «Якутскэнерго» таким фактором является отсутствие / присутствие в показателе «поступление электрической энергии в сеть» объемов передачи электрической энергии от ОАО «Вилюйская ГЭС-3», принадлежащей АК «АЛРОСА» ПАО, что зависит от договорных условий, применяемых в том или ином фактическом периоде. Данный фактор чисто математически значительно влияет на относительный уровень потерь в электрических сетях компании и не позволяет корректно анализировать отклонения показателя относительно прошлых периодов без исключения данного фактора.

5. Считаем, что место, определенное в рейтинге для компании ПАО «Якутскэнерго», является закономерным и отражает действительное положение, исходя из специфических условий функционирования и с учетом применения обществом значительных мер в обеспечении эффективности работы электросетевого хозяйства общества и в работе по снижению потерь в электрических сетях.

6. ПАО «Якутскэнерго» не имеет информации о своей позиции в рейтинге за прошлые периоды.

7. В связи с отсутствием отдельного источника финансирования мероприятий, направленных на снижение потерь электрической энергии и с учетом дефицита финансовых возможностей общества основной эффект достигается за счет выполнения организационных мероприятий по снижению потерь, а также при реализации мероприятий Ремонтной программы и Программы техперевооружения и реконструкции Общества. Считаем, что в таких условиях результативность данного направления не может являться достаточной.

8. Рейтинг сравнительной оценки электросетевых компаний, безусловно, полезен, поскольку позволяет оценить достаточность реализации политики повышения энергетической эффективности общества с уровня российских компаний, сравнить результаты собственной деятельности с достижениями передовых компаний, расставить ориентиры по достижению результативности в данной сфере.

Именно с этих позиций было бы полезно в указанных рейтингах приводить информацию о примененных способах и методах снижения энергоемкости транспортировки электрической энергии компаниями, занимающими верхние позиции рейтинга, в особенности, «передовиков», повысивших свою результативность относительно предшествующего периода.




ПАО «Сахалинэнерго»


Павел Яковлев.jpg

Павел Яковлев, первый заместитель генерального директора – главный инженер

1. Частично изменило, однако ПАО «Сахалин­энерго» предлагает внести дополнительные изменения в части расчета индексов:

1.1. В сводном индексе деятельности в области снижения потерь в электрических сетях:
• По п. 1 и п. 2 снизить вес по уровню напряжения ВН и СН1 с 20 % до 10 %, а также увеличить вес с 30 до 50 % по уровню напряжения НН. Схемы ВН и СН сложились исторически, и затраты на их изменения неокупаемы, в то же время весь центр потерь концентрируется в классе НН, в том числе и коммерческие потери;
• По п. 3 снизить вес с 20 % до 10 %, поскольку в общих потерях доля невысока и малоуправляема;
• По п. 5 поднять вес с 15 % до 25 %, так как это основной метод снижения коммерческих потерь.

1.2 Сводный индекс внедрения мероприятий в области энергоэффективности поднять с 20 % до 30 %. Реально выполненные мероприятия больше говорят о деятельности компании в области энергоэффективности, нежели документальное сопровождение и популяризация процесса энергосбережения.

1.3. Сводный индекс реализации государственной политики в области энергосбережения снизить с 20 % до 10 %.

2. Да, позволили.

3. Считаю, что рейтинг должен базироваться на данных из стандартных отчетов. Это исключит возможность использования искаженной информации.

4. Такая вероятность присутствует. Считаю, что она может достигать 50 %.

5. ПАО «Сахалинэнерго» занимает достаточно высокое место в рейтинге, поскольку компания ведет планомерную работу по повышению энергетической эффективности уже многие годы.

6. Благодаря реализации планов по повышению энергетической эффективности в 2016 году ПАО «Сахалинэнерго» удалось удержать высокую позицию в рейтинге по строке «Потери».

7. В ПАО «Сахалинэнерго» достаточно средств для выполнения тактических мероприятий, но недостаточно для выполнения стратегических.

8. Рейтинг, безусловно, полезен. Он позволяет оценить насколько эффективно та или иная компания работает по указанному направлению, а также увидеть лидеров в этой сфере.




МРСК Центра


Наталья Якшина.jpg

Наталья Якшина, начальник департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности

1. Нет, замечания не направлялись.

2. Расширение спектра анализа уровня энергетической эффективности позволит выполнить оценку более объективно.

3. Специальные опросные листы без приложения методики их формирования сетевые компании заполняют на свое усмотрение, а значит, по‑разному.

4. Именно для исключения возможности искажения информации предлагаю все‑таки выстраивать рейтинг, используя информацию с официальных сайтов. В ином случае вероятность фальсификации данных будет достаточно велика.

5. Специалисты МРСК Центра постоянно работают над поиском оптимальных технологических решений, направленных на повышение энергетической эффективности деятельности компании. Начиная с 2015 года разработан и постоянно дополняется реестр энергоэффективных технологий, обязательных к применению в текущей деятельности компании. Любое новое технологическое решение проходит этап предварительной оценки, тестирования или опытной эксплуатации, и после получения положительного технико-экономического обоснования рекомендуется для применения на объектах филиалов.

Помимо мероприятий по улучшению собственной деятельности, МРСК Центра ежегодно реализует Программу популяризации энергосбережения. Так, например, за 2016 год на территории МРСК Центра проведено более 300 мероприятий для различных категорий потребителей: от воспитанников детских садов и школьников до потребителей – юридических лиц.

Данные усилия, безусловно, оказывают непосредственное влияние на выполнение итоговых показателей компании. Так, один из наиболее объективных показателей энергоэффективности, также вошедший в рейтинг Минэнерго, – удельный расход энергетических ресурсов на хозяйственные нужды (тонн условного топлива на кв. метр) – в 2016 году снижен на 8 % по сравнению с 2015 годом. Благодаря реализации мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности снижение потерь составило 37 млн кВт-ч (79 млн руб.), снижение расхода энергетических ресурсов на хозяйственные нужды – 414 тонн условного топлива (10 млн руб.).

6. Учитывая крайнюю неоднородность структуры потерь и сложность определения этой самой структуры, логичнее было бы оперировать понятием «управление потерями». Не «снижение» и даже не «оптимизация», а именно «управление» – планирование, организация, мотивация и контроль, необходимые для достижения определенных целей. Цели для распределительных сетевых компаний определены Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации.

7. Рейтинг сетевых компаний, безусловно, нужен и полезен как для Минэнерго и «Россетей», так и для самих сетевых компаний.




АО «ЛОЭСК»


АО «ЛОЭСК».jpg

Жанна Айгильдина, заместитель генерального директора по экономике и финансам

1. Компания АО «ЛОЭСК» не принимала участия в формировании предложений (замечаний) по методике составления рейтинга.

2. Совершенствование методики позволило приблизиться к иному уровню объективности измерения и оценки факторов, оказывающих влияние на изменение показателей, отражающих развитие производственных процессов компании.

3. На практике далеко не сразу удается найти формат сбора информации, не вызывающий возражений и одинаково приемлемый для всех опрашиваемых. Однако опросник Минэнерго РФ имеет все группы объектов, необходимые в качестве предмета анализа.

4. Для нашей компании такая вероятность отсутствует. В процессе подготовки информации компания уделяет значительную роль самоаудиту, и это позволяет говорить о высоком уровне качества, полноте и обоснованности информации.

5. Стремление к совершенству – процесс долгий и трудоемкий. Компания АО «ЛОЭСК» в своей стратегии планирования развития видит не базу «от достигнутого», а исследование наиболее успешных примеров как в области электроэнергетики, так и в других отраслях, и ориентируется на сокращение разрыва с лидерами.

6. В этом направлении компанией запланированы поступательные действия, направленные на получение наивысшего эффекта от новаций, непрерывно осуществляется сканирование рынка технологий. Утвержден достаточный план финансовых затрат.

7. Совершенствование методики оценки и составление рейтинга, безусловно, нужны и полезны: стратегический анализ позволяет взять на вооружению новую идеологию оценки конкурентоспособности бизнеса, когда наивысший ее уровень связан с постоянным улучшением лучшего, с умением работать на опережение.




«Крымэнерго»

ГУП РК «Крымэнерго» было создано в апреле 2014 года на базе существующих объектов магистральных энергосетей. На тот момент это была единственная компания топливно-энергетического комплекса РФ, работающим по пяти одновременно по тарифам и совмещающая деятельность по оказанию услуг оперативно-диспетчерского управления в энергосистеме, услуг по передаче электрической энергии магистральными и распределительными сетями и поставке электрической энергии потребителям.

В 2015 году впервые была разработана «Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ГУП РК «Крымэнерго» на 2016-2018 годы», основной задачей которой стало сокращение фактических потерь в электрических сетях 0,4-330 кВ и снижение потребления ТЭР на хозяйственные нужды. В результате реализации программы в 2016 году экономия составила 2 миллиона рублей.

Аутсайдерская позиция «Крымэнерго» в рейтинге по ряду параметров («Снижение фактических потерь электроэнергии за счет внедрения организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности»; «Доля трансформаторов со сроком службы более 30 лет в общем количестве трансформаторов») объясняется многолетним недофинансированием компании до вхождения Крыма в состав России. Это не позволяло комплексно решить проблему замены физически и морально устаревших сетей и оборудования, износ которого к 2015 году составлял около 68%.

Первые шаги в рамках системной модернизации сетей и оборудования «Крымэнерго» уже сделаны. Однако все средства предприятия, предназначенные, в том числе на замену устаревшего оборудования, были экстренно перенаправлены на устранение последствий системной аварии, которая привела к введению чрезвычайной ситуации техногенного характера с ноября 2015 по май 2016 года. Последствия столь значительного перераспределения финансовых потоков предприятие ощущает до сих пор.

При этом «Крымэнерго» в 2015–2016 годах удалось за счет технических мероприятий и меры по пресечению неучтенного потребления энергии привести фактические потери в сетях в соответствие с нормами РФ.

В 2016 году только в результате реализации организационных мероприятий эффект снижения потерь составил 3,2 млн кВт-ч (0,34%), в том числе: снижение расхода электрической энергии на собственные нужды подстанций – 2,65 млн кВт-ч, оптимизация установившихся режимов электрических сетей по реактивной мощности – 0,55 млн кВт-ч.

«Крымэнерго» продолжает системную работу по реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Уверены, что через несколько лет наше предприятие займет более высокие позиции в рейтинге.



МРСК Волги

В январе – июне 2017 года энергетики МРСК Волги выполнили ремонт 1958 км линий электропередачи напряжением 35‑110 кВ и 5780 км линий электропередачи напряжением 0,4‑10 кВ.

В прошедшем году специалисты МРСК Волги продолжили профилактические обследования электросетевого оборудования с помощью тепловизоров. Всего за год испытано около 15 тысяч единиц электросетевого оборудования. Благодаря использованию тепловизоров техническое состояние электросетевого оборудования оценивается без вывода из работы и перерывов в электроснабжении потребителей.

Продолжается работа по диагностике трансформаторного масла в маслонаполненном оборудовании, что позволяет выявить дефекты различных трансформаторов, высоковольтных вводов, выключателей на ранней стадии их развития, предлагаемый характер и степень повреждения. За прошлый год было выполнено 14 156 профилактических анализов. Диагностика ведется без прекращения электроснабжения и изменения его режимов.

Перспективное направление диагностики – проверка состояния фарфоровых покрышек выключателей с использованием ультразвука. Всего за прошедший год специалистами МРСК Волги было протестировано 798 покрышек на 133 выключателях ВМТ-110. Обследования ведутся с помощью прибора и соответствующих методик отечественной разработки. Выключатели ВМТ-110 получили широкое распространение и используются в электрических сетях всех регионов присутствия МРСК Волги.



МРСК Урала

С 2010 года компания реализует Программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности. По программе учитываются цифры потерь электроэнергии, расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций и на хозяйственные нужды, а также потребление тепловой энергии, природного газа и горячей и холодной воды на хозяйственные нужды.

Кроме того, в 2012 году было завершено обязательное энергетическое обследование электросетевых объектов и объектов производственных и хозяйственных нужд ОАО «МРСК Урала». По его результатам был разработан и утвержден энергопаспорт компании, зарегистрированный в реестре принятых энергетических паспортов Министерства энергетики Российской Федерации под номером 102836 / Э-095 / О / 2011.

С 2014 года компания разрабатывает корпоративную систему энергетического менеджмента и участвует в ряде энергоэффективных проектов с другими компаниями.

Один из совместных проектов энергетиков и ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» реализован в Пермском крае на Ильичевском нефтяном месторождении. Первый этап проекта включал в себя строительство газотурбинной электростанции суммарной мощностью 16 МВт, которая использует в качестве топлива попутный нефтяной газа. Второй этап строительства заключался в строительстве подстанции «Юрман» 35 / 10 кВ.

Часть энергии, вырабатываемой объектом распределенной генерации, используется для разработки самого месторождения. Часть отправляется во внешнюю сеть филиала ОАО «МРСК Урала» – «Перм­энерго».

Компании готова тиражировать проект в другие регионы России.



МРСК Юга

Объем оказанных услуг по передаче электроэнергии в 2016 году составил 25,3 млрд кВт-ч, фактические потери электрической энергии в сетях – 2,9 млрд кВт-ч, или 10 % от отпуска в сеть. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года при росте отпуска в сеть на 0,68 % снижение потерь электрической энергии составило 64 млн кВт-ч, или 0,29 процентных пункта.

Большую долю в структуре потерь занимают безучетное и бездоговорное потребление, а также искажение потребителями показаний приборов учета. Для уменьшения потерь в сетях МРСК Юга устанавливает приборы автоматизированной системы учета электрической энергии.

Особенностью «умных» приборов учета электроэнергии является наличие двух составных частей: измерительного блока и устройства отображения. Измерительный блок устанавливается на опоре линии электропередачи, а устройство отображения передается потребителю и показывает информацию о потребленной электроэнергии в режиме реального времени. Сам счетчик устанавливается на границе балансовой принадлежности – на вводном проводе к домовладению абонента. У потребителя остается только дисплей с текущими показаниями расхода электроэнергии. Интеллектуальная система учета интегрирована в программное обеспечение энергокомпании и сама передает данные в режиме реального времени. Потребитель лишается возможности воздействия на работу прибора, энергетикам для снятия показаний не нужно больше осуществлять обходы потребителей и преодолевать сопротивление по предоставлению данных.

В июле этого года МРСК Юга заключила первый энергосервисный контракт по снижению непроизводственных потерь электроэнергии. Исполнитель энергосервисного контракта обязуется на вверенных участках электрических сетей свести к нулю потери электроэнергии и организовать автоматический сбор показаний при помощи автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии. Для этого он установит современные счетчики у 19,4 тысяч потребителей в четырех районах Астраханской области, которые характеризуются высоким уровнем потерь в сети, а попросту говоря – в очагах хищений электроэнергии.


Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.