16+
Регистрация
РУС ENG

Назад

Снижение потерь – результат работы всего коллектива

02.10.2017 08:54:36 Беседовала Елена ВОСКАНЯН
Снижение потерь –  результат работы  всего коллектива

По итогам восьми месяцев 2017 года потери в сетях МОЭСК снижены на 110,4 млн кВт-ч

Потери в сетях остаются не только одной из наиболее острых проблем для энергетиков, но и являются своеобразным показателем их работы в области энергоэффективности. Борьба с потерями – одно из стратегических направлений деятельности ПАО «МОЭСК».

О том, к каким мерам приходится прибегать московским энергетикам для минимизации потерь, журналисту ЭПР рассказал заместитель генерального директора по передаче и учету электрической энергии ПАО «МОЭСК» Сергей Салтыков.

– Сергей Владимирович, какова сейчас ситуация с потерями в сетях ПАО «МОЭСК»?

– ПАО «МОЭСК» – одна из крупнейших межрегиональных распределительных компаний РФ и крупнейшая в Московском регионе. Оказание услуг по передаче электрической энергии юридическим и физическим лицам на территории Москвы и Московской области – один из основных видов деятельности компании.

Сокращение потерь электроэнергии – стратегическое направление работы всех сетевых компаний. Без повышения энергоэффективности процесса передачи электроэнергии невозможно обеспечить надежное и бесперебойное электроснабжение, сдерживать рост тарифов на электроэнергию и, следовательно, обеспечить повышение благосостояния общества.

По итогам восьми месяцев текущего года мы добились снижения уровня потерь до 7,19 % от отпуска в сеть, что ниже потерь аналогичного периода прошлого года на 110,4 миллиона кВт-ч. Это результат целенаправленной работы всего коллектива предприятия, от электромонтера района электрических сетей до руководства. Но впереди четыре холодных месяца, когда потери наиболее высокие, поэтому работа по сдерживанию уровня потерь электроэнергии не прекращается ни на минуту.

Для достижения планового уровня потерь электроэнергии, как по итогам года, так и на долгосрочную перспективу, в МОЭСК разработана комплексная программа мероприятий по снижению потерь электроэнергии, охватывающая все направления деятельности компании. Программа направлена как на снижение потерь, так и на их недопущение. Среди основных мероприятий: совершенствование учета электрической энергии, модернизация электрических сетей, выявление и предотвращение недоучета и хищения электрической энергии и т. д.

– Каковы основные причины потерь в сетях?

– Потери электроэнергии в зависимости от причин их возникновения делятся на технические, обусловленные объективными факторами (физические процессы при передаче электроэнергии), и коммерческие (нетехнические), возникающие по субъективным причинам.

Несмотря на то что технические потери – неотъемлемая часть процесса передачи электроэнергии, их объем можно и нужно снижать до оптимального уровня. Основные мероприятия, проводимые в МОЭСК: новое строительство и модернизация сетей в рамках Инвестиционной Программы, обеспечивающие разгрузку перегруженного оборудования; замена изношенного оборудования на новое; проведение организационных мероприятий, направленных на оптимальные режимы работы сетевого комплекса.

Кроме того, ежегодно в компании проводится реконструкция распределительных сетей 0,4‑10 кВ, замена провода на самонесущий изолированный провод (СИП).

Но наибольшие проблемы энергетикам, в том числе нашей компании, создают именно нетехнические потери. Причины их разно­образны, как и методы борьбы с ними. Основная причина – энерговоровство или потребление электроэнергии в отсутствие договора энергоснабжения. Только за восемь месяцев текущего года работники МОЭСК выявили 369 фактов несанкционированного (бездоговорного) электропотребления, по всем случаям составлены акты. Объем бездоговорного потребления, предъявленного юридическим и физическим лицам, составил 336,0 миллиона кВт-ч, или 1840 миллиона рублей, из которых 1525 миллиона рублей уже поступило на расчетный счет МОЭСК.

Другая серьезная причина – недоучет электроэнергии, вызванный либо умышленным вмешательством в работу приборов учета с целью безучетного потребления электроэнергии, либо неисправностью прибора учета, возникшей в ходе его эксплуатации. За восемь месяцев 2017 года выявлено 2133 факта безучетного электропотребления. Объем электроэнергии, включенный в полезный отпуск, составил 206,6 миллиона кВт-ч.

Кроме вышеуказанных, существует много других причин, приводящих к нетехническим потерям электроэнергии, например ошибки при осуществлении энергосбытовой деятельности: несоответствие показаний прибора потребителей фактическим значениям, несвоевременная передача показаний приборов в энергосбытовую организацию, длительная процедура оформления договоров энерго­снабжения и т. д.

В зависимости от причин и характера потерь в МОЭСК разработаны различные механизмы борьбы с ними. Так, для выявления и предотвращения безучетного и бездоговорного электропотребления персонал специализированного филиала «Энергоучет» совместно с работниками районов электрических сетей ежедневно проводят совместные рейды в населенных пунктах с наиболее высоким уровнем потерь, определенным по результатам расчета баланса электроэнергии по фидерам 6 / 10 кВ.

– В этом году в МОЭСК начали проводить массовые рейды по снятию показаний приборов учета потребителей, к которым привлекаются все сотрудники компании. Насколько эффективны подобные мероприятия, приводят ли они к снижению потерь?

– Массовые рейды с участием всего персонала компании по снятию показаний приборов учета у потребителей – физических лиц стали проводиться в компании с июня. Пока сложно оценить эффективность проведенной работы, но можно отметить некоторые положительные тенденции.

До настоящего времени потребители электроэнергии с халатностью относились к обязанности по ежемесячной передаче показаний приборов учета в адрес ПАО «Мосэнергосбыт». В такой ситуации сложно говорить о корректном формировании полезного отпуска по бытовым потребителям. Развернутая агитационная кампания по извещению потребителей о необходимости своевременной передачи показаний в комплексе с проводимыми рейдами по снятию контрольных показаний привели к увеличению доли реальных показаний представляемых ПАО «Мосэнергосбыт» в адрес ПАО «МОЭСК».

Массовый съем показаний также предупреждает возможность воровства со стороны потребителей. До настоящего времени бытовые потребители были практически бесконтрольны, а проводимые рейды показывают, что русскому человеку необходим контроль и надзор.

В настоящий момент снятие показаний проводится по районам с наибольшей величиной потерь электроэнергии, что не позволяет оценить эффект от проведенных мероприятий по компании в целом. Однако стоит отметить, что по итогам августа МОЭСК выполнила плановый показатель по потерям электроэнергии. Это еще одно подтверждение, что мы движемся в правильном направлении.

– Какой вклад вносят бытовые и промышленные потребители в общую ситуацию с потерями?

– В общей величине потерь мы выделяем потери, которые нам несут бытовые и промышленные потребители. И те и другие допускают несанкционированное электропотребление, что приводит к росту потерь. Для борьбы с недобросовестными потребителями с 2016 года, в рамках программы по снижению потерь, активизировалась и вышла на более качественный уровень работа по выявлению и устранению очагов потерь, разработаны соответствующие рекомендации и регламенты. Результат – увеличение практически вдвое, по сравнению с предыдущими годами, выявленных фактов безучетного и бездоговорного потребления, как у юридических лиц, так и у бытовых потребителей.

– Год назад вы рассказывали, что в Москве и Подмосковье стали все чаще попадаться «заряженные» счетчики – как сейчас обстоит ситуация с выявлением подобных приборов? Как наказываете таких потребителей?

– В ходе проверок узлов учета у потребителей случаи использования так называемых «заряженных» приборов учета, предполагающих непосредственное вмешательство в схему счетчика с подделкой заводских пломб, фиксируются все чаще. За истекший период специалисты МОЭСК обнаружили более 44 случаев использования «заряженных» счетчиков. Учитывая, что «заряженные» электросчетчики набирают все большую популярность, МОЭСК уделяет пристальное внимание способам их обнаружения. Создана рабочая группа, разрабатывается регламент работы по поиску «умных» приборов учета. Все это позволит эффективно выявлять «неправильные» счетчики и привлекать их владельцев к административной и уголовной ответственности.

При выявлении энерговоровства, в том числе использования «заряженных» счетчиков, составляется акт, а недобросовестный потребитель попадает под действие ограничения электроснабжения. Объем неучтенного потребления рассчитывается, согласно постановлению правительства № 442 от 4 мая 2012 года, как произведение максимальной токовой нагрузки, которая может пройти через вводной кабель, и количества часов несанкционированного потребления. По такой методике объем, а следовательно, и стоимость, в разы превосходит объем фактического потребления электроэнергии за тот же период. В итоге предприимчивому потребителю приходится оплачивать немалые суммы.

– Сергей Владимирович, какие убытки несут энергетики из‑за потерь в сетях?

– Сверхнормативные потери электроэнергии оплачиваются электросетевой компанией по рыночным ценам оптового рынка электроэнергии и мощности. Эти затраты не заложены в бюджете и оплачиваются из прибыли. То есть средства, которые планировались на развитие сетевого комплекса, будут использованы крайне неэффективно. Кроме того, энерговоровство оборачивается повышенной нагрузкой на распределительные сети, увеличивая их изношенность и снижая надежность и качество электроснабжения добросовестных потребителей, а также приводит к росту тарифов. Поэтому борьба с потерями электроэнергии – это общая задача как сетевой и сбытовой компаний, так и самих потребителей.

Если вам стало известно о несанкционированном электропотреблении или сосед хвалится, что после замены прибора учета платит за электроэнергию в разы меньше, прошу обращаться на горячую линию ПАО «МОЭСК» по телефону 8 (499) 951‑06‑49.



Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.