16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Россия построит транснациональный трубопровод

12.04.2005 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Эксперты сомневаются в перспективности проекта строительства нефтепровода Бургас – Александруполис

Сегодня в Софии после 13 лет переговоров представители Болгарии, Греции и России подпишут меморандум о строительстве трубопровода Бургас – Александруполис. По замыслу его проектировщиков, он должен стать альтернативой морскому маршруту транспортировки российской и казахской нефти через перегруженные турецкие проливы. Как ранее заявлял глава Минпромэнерго России Виктор Христенко, прокачка нефти по нефтепроводу по цене должна быть как минимум сопоставима с морским транзитом. Впрочем, российские нефтяники, за исключением ТНК-BP, не торопятся поддерживать инициативу правительств трех стран. По мнению экспертов, в ближайшие годы они будут стараться воздерживаться от масштабных инвестиций в инфраструктурные проекты, тем более что российская монополия «Транснефть» обещает уже в этом году увеличить пропускную способность существующих трубопроводов на 16%.

Проект строительства нефтепровода Бургас – Александруполис был инициирован российскими и греческими компаниями в середине 90-х годов. Согласно проекту, протяженность нефтепровода составит около 312 км при мощности 35-50 млн тонн в год. Стоимость проекта оценивается более чем в 700 млн долл. После ввода его в строй нефть будет доставляться по морю из Новороссийска в болгарский порт Бургас, оттуда по новому нефтепроводу в греческий город Александруполис, а затем в страны Западной Европы. Этот проект представляет собой альтернативу перевозке нефти через черноморские проливы, которые в настоящее время существенно перегружены.

Представители властей стран – участниц проекта оптимистичны в оценках его перспектив. Глава Минпромэнерго России Виктор Христенко считает, что подписание меморандума о строительстве нефтепровода, которое должно состояться сегодня в столице Болгарии, даст политический старт конкретным переговорам. «Для инвесторов, в том числе частных, важно, чтобы меморандум дал некую стартовую политическую рамку для этого процесса. Поэтому подписание меморандума – это лишь начало переговоров», – сказал г-н Христенко. «Это исторический момент, подводящий итог 13-летним переговорам», – вторит ему министр развития Греции Димитрис Сиуфас. «Данный проект укрепит сотрудничество трех стран и будет способствовать стратегическому развитию региона», – говорит он.

Впрочем, эксперты сомневаются, что нефтяные компании, в первую очередь российские, захотят инвестировать сотни миллионов долларов в новый инфраструктурный проект сразу после того, как правительства подпишут меморандум. Они напоминают, что, когда Виктор Христенко попросил их дать гарантии загрузки этой трубы, на его просьбу откликнулась только ТНК-BP. В беседе с корреспондентом RBC daily начальник управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский заявил тогда, что его компания, которая ранее была одним из инициаторов проекта, не станет делать аналогичных заявлений, и дал понять, что наличие или отсутствие этой трубы не является для «ЛУКОЙЛа» критичным. В результате Виктор Христенко смягчил свою позицию и даже пообещал, что тариф на прокачку нефти по трубопроводу Бургас – Александруполис будет по крайней мере сопоставим с морским транзитом по Босфору.

Специалисты объясняют нерешительность российских нефтяников их нежеланием инвестировать крупные суммы в условиях нестабильного инвестиционного климата. «Нестабильность заставляет нефтяников быть осторожными в вопросе масштабных инвестиций», – сказал RBC daily аналитик ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин. Кроме того, рассуждает эксперт, компании не в восторге потому, что трубопровод будет проходить по территории нескольких стран. «Если участники проекта только 13 лет решали, строить трубопровод или нет, в процессе его строительства могут возникнуть новые сложности, в том числе по тарифам. Гораздо интересней для российской стороны развивать трубопроводные проекты, которые начинаются и оканчиваются в России – Восточный и Северный трубопроводы, – полагает аналитик. – Пример реверсивного использования трубопровода Одесса – Броды показывает, что российские нефтяники не горят желанием качать нефть в любом направлении, лишь бы вывести ее за рубеж. В свое время эксплуатирующая эту трубу ТНК-BP намеревалась привлечь к проекту другие компании, однако ни одна из них пока не изъявила соответствующего намерения».

Дополнительный экспортный маршрут российским компаниям может не понадобиться, не исключают специалисты. «В настоящее время они могут рассчитывать на существующие трубопроводные мощности, тем более что новый режим налогообложения экспорта нефти не способствует его наращиванию», – отметил в беседе с RBC daily аналитик по нефтегазовому сектору одной из инвесткомпаний. Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин напоминает, что мощности трубопроводной системы «Транснефти» в 2005 г. увеличатся на 16% по сравнению с 2004 г. при ожидаемом росте добычи нефти в России на 8%. Этот прогноз вчера подтвердил президент «Транснефти» Семен Вайншток на Экономическом форуме в Лондоне. Он также сообщил, что компания продолжает работу над созданием ТЭО проекта по увеличению мощности Балтийской трубопроводной системы до 60 млн тонн в год и определила схему финансирования нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. «При необходимых инвестициях в 6 млрд долл. на первый этап мы уже нашли финансирование на 8 млрд долл. сроком на 15-20 лет», – подчеркнул г-н Вайншток. По мнению экспертов, все это является свидетельством, что проект строительства трубы из Бургаса в Александруполис ждет тяжелое будущее.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку