16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

У «Транснефти» появились конкуренты

07.04.2005 RBCdaily Елена Забелло

В развитии транспортной инфраструктуры нефтяной отрасли открывается этап реализации новых проектов. Только в ближайшие годы в России начнется строительство нефтепровода Тайшет – Находка (бухта Перевозная). До конца года планируется подготовить ТЭО строительства нефтепровода на Север, в район Мурманска. Подписан меморандум по проекту строительства нефтепровода в обход проливов Босфор и Дарданеллы. И это не говоря о стремительном строительстве в рамках проекта расширения БТС. Еще в 2004 г. мощность системы по прокачке нефти составляла 30 млн т, сейчас 50 млн т, а в первом квартале 2006 г. АК «Транснефть» планирует завершить расширение БТС до 60 млн т в год.

Все вышеперечисленные проекты имеют очень высокую инвестиционную составляющую. Например, только проект строительства нефтепровода на Восток, по разным оценкам, будет стоить от 11 до 16 млрд долл. Неудивительно, что в осуществлении данных проектов, а также в контроле над этим процессом хотят принять участие различные частные и государственные структуры.

Так, на днях сенсационное и совершенно неожиданное заявление сделал министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. По его мнению, контролировать развитие трубопроводной транспортной инфраструктуры нефтянки должен Минтранс РФ. По словам Юрия Трутнева, трубопроводный транспорт тесно связано с общим развитием транспортной составляющей страны, в том числе с морским транспортом, портами, железными дорогами. В этой связи, по мнению министра, логично, если комплексным развитием всех видов транспорта без исключения будет заниматься Минтранс. В Минтрансе, говорит Юрий Трутнев, эту идею поддерживают.

А глава этого ведомства Игорь Левитин 30 марта заявил: "Развитие трубопроводного транспорта не соответствует развитию отрасли в целом". До этого появилось заявление, что МПР РФ считает целесообразным создать федеральное агентство по трубопроводному транспорту, в которое было бы передано управление всей системой нефтепроводов в России.

Комментируя заявление Юрия Трутнева, вице-президент АК "Транснефть" Сергей Григорьев заявил RBC daily, что вопрос об управлении системой нефтепроводов входит в компетенцию Министерства промышленности и энергетики, а не МПР. По словам Сергея Григорьева, в настоящее время государственный контроль за работой трубопроводной инфраструктуры нефтяной отрасли и так находится на высоком уровне. Вице-президент компании отметил, что деятельность "Транснефти" контролируют Федеральное агентство по энергетике и Министерство промышленности и энергетики. Кроме того, в совет директоров компании входят не только представители этих ведомств, но и представители администрации президента, МЭРТ и других госструктур.

Глава МПР РФ в интервью «Ведомостям» также заявил, что проводить тендеры на строительство трубопровода и отбирать его победителей должно государство, которое финансирует эти работы из бюджета.

На этот счет в «Транснефти» не без ехидства заметили, что члену правительства, который, по крайней мере, визирует бюджет, неплохо было бы его и прочесть. В таком случае он бы удивился, не обнаружив там проектов нефтепроводной компании. Все, что построила в последние годы «Транснефть», построено исключительно за счет собственных и заемных средств. «Бухнуть в колокола, не заглянув в святцы, для министра более чем безответственно», – отметил тот же специалист компании.

Напомним, сейчас все магистральные нефтепроводы принадлежат "Транснефти". 75% компании (100% голосующих акций) находятся в собственности государства. Совет директоров компании состоит из госчиновников, его возглавляет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.

Первым возникает вопрос: а кто сейчас управляет «Транснефтью»? Получается, что предложение по сути состоит в том, чтобы передать контроль над трубопроводами из одной госструктуры в другую. А какого положительного эффекта можно ожидать от подобных пертурбаций? По мнению аналитика ИК "Совлинк Секьюритиз" Льва Сныкова, ничего хорошего из этой затеи не выйдет: «Непонятна природа возникшей инициативы. Я буду крайне удивлен, если правительство поддержит данное предложение», – подчеркнул эксперт. По его словам, это предложение в случае его реализации, наоборот, приведет к осложнению процесса управления нефтепроводной инфраструктурой. К тому же оно не будет способствовать усилению эффективности деятельности «Транснефти», которая и так неплохо справляется, резюмировал аналитик ИК. И действительно, зачем создавать для контроля дублирующий орган? Ведь если государство что-то не устраивает в работе «Транснефти», оно может в любой момент повлиять на деятельность компании.

Аналитик ИК «ФИНАМ» Мария Радина полагает, что центр управления нефтепроводной инфраструктуры должен быть один: «Чем больше управленцев и отвечающих, тем меньше прозрачность», – считает эксперт. Строительство магистральных трубопроводов – это очень сложный технологический процесс, который несет в себе определенные риски. Это капиталоемкие и сложные по исполнению проекты. Кроме нефтепровода, одновременно необходимо обеспечить строительство инфраструктуры, компрессорных станций, и т. д. Мария Радина полагает нецелесообразным поручать реализацию проектов, от которых зависит энергетическая безопасность страны, неизвестным подрядчикам, через тендеры. Это несет в себе определенные риски и не снизит себестоимость реализации проектов. По ее мнению, «Транснефть», работающая на этом рынке уже не один год и имеющая опыт строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводов, и в дальнейшем будет хорошо с этим справляться.

Напомним также, что 25% привилегированных акций «Транснефти» торгуются на рынке. Они в том числе являются инструментами «Транснефти» для привлечения кредитов, облигационных займов и пр. Остается открытым и не менее важным, по сравнению с опытом строительства и эксплуатации магистральных нефтепроводов вопрос: а кто, собственно, будет привлекать инвестиции для реализации намеченных проектов в случае создания нового федерального агентства или передачи контроля над развитием нефтепроводов Минтрансу? Похоже, административная реформа, связанная с переустройством властной вертикали, начала приобретать перманентный характер. Если, конечно, высказывания двух министров, не имеют под собой желания «подложить» кое-что третьему.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку