16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Ригу завалили российским углем

07.04.2005 RBCdaily Владислав Серегин

РЖД на два дня запретили отгрузку угля в адрес Рижского порта, не справляющегося с его перевалкой

Активные действия портов Латвии по привлечению российских грузов обернулись для них значительной проблемой. Как стало известно RBC daily, Латвийские железные дороги (Latvijas dzelzcels) в начале апреля обратились к своим российским коллегам с просьбой временно приостановить отгрузку угля в адрес Рижского торгового порта, крупнейшего в Латвии. Российские железные дороги (РЖД) 5 апреля даже издали приказ о приостановке отгрузки угля сроком на пять дней, но вчера поздно вечером отменили его. Представители Рижского порта связывают заминку с перевалкой топлива с неритмичными поставками, но не исключено, что инфраструктура порта просто не рассчитана на возрастающий год от года поток российского угля.

В 2004 г. Рижский порт увеличил перевалку грузов на 10,3% - почти до 24 млн т. По данным порта, прирост грузооборота в прошлом году был обеспечен ростом объемов насыпных грузов на 32,3% - почти до 13 млн т, тогда как почти по всем остальным грузам произошло сокращение перевалки. Наибольшую долю среди насыпных грузов - 9,4 млн т - составил уголь (40% всего грузооборота). Рост его перевалки в 2004 г. составил почти 80% к уровню 2003 г. По данным Латвийских железных дорог, в 2004 г. через территорию республики было перевезено 13,3 млн т российского угля (26% грузооборота ЛЖД), преимущественно на экспорт. В прошлом году Россия экспортировала 76,1 млн т угля.

Как рассказал RBC daily один из участников угольного рынка, во вторник РЖД распространили телеграмму за подписью первого вице-президента компании Хасяна Зябирова. В телеграмме, которая имеется в распоряжении RBC daily, РЖД вводит запрет на отгрузку угля "назначением на ст. Болдерая (Рижского торгового порта) в адрес получателя ООО "Евроинвест-Л" сроком на 5 суток - с 5 по 10 апреля". Причиной временной приостановки отгрузки в телеграмме указывается "накопление вагонов в ожидании выгрузки". В пресс-службе РЖД RBC daily подтвердили наличие запрета, но пообещали его отменить уже с вечера 6 апреля, поскольку латвийские железнодорожники и Рижский порт уже ликвидировали проблему.

"Было такое обращение в начале месяца, - подтвердил RBC daily обращение в РЖД Альгирдас Дичмонс, замдиректора управления грузовых перевозок ЛЖД. - Только мы просили ввести ограничения с 1 по 5 апреля, а не с 5 по 10 апреля". По словам латвийского железнодорожника, Рижский порт не справляется с перегрузкой угля по вине угольщиков, а поэтому попросил временно приостановить поставки. "Клиент полмесяца ничего не делает, а потом за несколько дней отгружает половину месячной нормы, - объясняет проблемы порта г-н Дичмонс. - Но у порта нет возможности переваливать в один день, например, 10 вагонов, а в другой 150. В среднем в сутки Болдерая обрабатывает 80-100 вагонов, но если прибыло 500 вагонов, то начинается их накопление".

Аналогичную причину в затоваривании станции Болдерая RBC daily сообщили и в "Евроинвест-Л". "Это не столько проблема порта, сколько неритмичная отгрузка угля и не более того", - заявил газете представитель стивидорной компании Геннадий Яновский. При этом он отказался называть контрагентов компании, экспортирующих через нее уголь. По информации RBC daily, клиентами "Евроинвест-Л" является СУЭК и холдинговая компания "Сибирский деловой союз" (СДС).

Получить комментарии в СДС RBC daily вчера не удалось. В СУЭК газете заявили, что ритмичность транспортных потоков определяют не только угольные компании, но и другие факторы. "Даже погода в районе портов, определяющая условия судоходства, играет свою роль", - отметили в СУЭК. Ситуацию в целом в угольных компаниях оценивают достаточно спокойно. "Российские угольщики существенно укрепили свои позиции на внешнем рынке, и транспортное обеспечение возросшего угольного экспорта при дефиците портовых мощностей стало более сложной проблемой, - считают в СУЭК. - Тем не менее все встающие вопросы решаемы. В первой половине марта нас просили притормозить отгрузку, и мы с пониманием отнеслись к этой просьбе, хотя потом, во второй половине марта, пришлось работать более напряженно. Сейчас тоже есть решения в виде перераспределения объемов на другие, менее загруженные направления".

Впрочем, проблемы Болдерая коснулись не всех угольных компаний России. Степан Дубков, пресс-секретарь ведущего российского экспортера угля - холдинга "Кузбассразрезуголь" (КРУ), заявил RBC daily, что компания не пользуется услугами "Евроинвест-Л" в Рижском порту. По его словам, в КРУ ничего не известно о приказе РЖД о приостановке отгрузки угля в адрес станции Болдерая. "Может быть, такая просьба и была, но пока никаких санкций не последовало - как грузили уголь, так и грузим", - сообщил г-н Дубков газете.

Среди главных причин затоваривания Рижского порта российским углем могут быть не только неритмичные действия угольщиков, но и быстрый рост перевалки угля. По данным ЛЖД, в 2002-04 гг. перевозки угля по железным дорогам республики возросли в 3,3 раза - с 4 млн т до 13,26 млн т. Рост угольного грузооборота Рижского порта за это время еще более впечатляет - с 2,2 млн т в 2002 г. до 9,4 млн т по итогам прошлого года (в 4,3 раза). Столь стремительное увеличение перевалки угля могло вызвать проблемы с инфраструктурой в порту, что и стало причиной нынешнего затоваривания. Местные стивидорные компании, впрочем, такую причину отрицают. "У нас такой проблемы нет, - заявил RBC daily Михаил Ганев, гендиректор стивидорной компании Strek, являющейся крупнейшей по перевалке угля в Рижском порту. - Мы согласовываем каждую партию с собственными возможностями, чтобы никакого затоваривания не возникало". А представитель Латвийских железных дорог Альгирдас Дичмонс говорит, что подобные ситуации в республике бывают "довольно редко".

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку