16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

На Украине ждут новый бензиновый кризис

01.04.2005 RBCdaily Дмитрий Коптюбенко

Министр аграрной политики Украины обвинил местные НПЗ, большая часть которых контролируется российскими нефтяными компаниями, в тайном сговоре с целью поднять цены на топливо. Эксперты предрекают рост цен на топливо в стране на 20-30%

Руководители украинских НПЗ вступили в сговор с целью поднять цены на нефтепродукты в стране. Об этом заявил вчера министр аграрной политики Украины Александр Баранивский, отметив, что нефтепереработчики уже начали создавать искусственный дефицит топлива. Обвинения в свой адрес представители НПЗ отвергают, хотя и признают, что на днях повысили отпускные цены на горючее для сельхозпроизводителей. Опасения участников рынка вызвала и остановка для ремонта Лисичанского НПЗ, контролируемого ТНК-BP. В компании заверяют, что готовы компенсировать нехватку топлива из накопленных ранее запасов, однако эксперты не исключают, что заявленного резерва в объеме 320 тыс. т может не хватить. Удорожанию топлива могут поспособствовать и законодательные инициативы нового правительства в налоговой сфере. Поэтому, по оценкам специалистов, даже при хорошем раскладе Украине не избежать повышения цен на бензин на 20-30% уже в течение ближайших двух месяцев.

По состоянию на конец марта розничные цены на нефтепродукты на Украине составили 2,52 гривны за литр бензина марки А-76, 2,68 гривны за литр дизельного топлива, 2,89 гривны за литр бензина марки А-95. В целом с начала года цены на дизтопливо в рознице снизились на 2,9%, бензин А-76 – на 3,1%, бензин А-95 – на 1,4%. Однако уже в ближайшее время ситуация на топливном рынке страны может измениться. Министр аграрной политики Украины Александр Баранивский заявил вчера, что в среду, 30 марта, состоялось тайное заседание руководителей местных НПЗ, где была достигнута договоренность консолидированно поднять цены на топливо. По его словам, производители уже начали придерживать топливо и отказались заключать соглашения с сельскохозяйственными производителями. «Мы будем принимать определенные меры», – заверил он.

Нефтяники опровергают обвинения в сговоре. «Не знаю, о чем идет речь. Это непонятная информация, направленная на дестабилизацию ситуации», – заявил RBC daily Валерий Рясик, руководитель управления общественных связей компании «ЛУКОЙЛ-Украина» («ЛУКОЙЛ» на Украине контролирует Одесский НПЗ). Пресс-секретарь торгового дома «ТНК-Украина» (контролирует Лисичанский НПЗ) Ирина Ковальчук поясняет, что о повышении цен на горючее топливо был уведомлен министр топлива и энергетики Иван Плачков. «Мы опровергаем обвинения в тайном сговоре. Господин министр, вероятно, не знает, что встреча, о которой он говорит, была открытой, – сказала г-жа Ковальчук RBC daily. – Это были не «картельные сборы», а совещание производителей в профильном министерстве с участием министра топлива и энергетики Ивана Плачкова. Нефтепереработчики озвучили свою просьбу о необходимости пересмотра стоимости топлива для сельскохозяйственных потребителей с 2400 до 2800 гривен за тонну из-за экономической неоправданности установленных сейчас цен. Однако, к сожалению, ответа из министерства получено не было. С четверга остановлена отгрузка топлива аграриям по 2400 гривен, а по 2800 гривен оно продается без каких-либо ограничений. При этом новый уровень цен остается льготным, ведь на рынке стоимость топлива в настоящее время составляет 3250 гривен за тонну. Хотелось бы отметить, что возможность пересмотра льготных цен предусмотрена меморандумом, который был несколько месяцев назад подписан нефтяниками и аграриями. Уровень цен в 2400 гривен фиксировался при условии стабильного валютного курса и изменения цен на нефть не более 20%. Однако с марта по апрель цена на нефть увеличилась больше – с 240 до 300 долл. за тонну».

Эксперты полагают, что отсутствие договоренности между нефтепереработчиками и аграриями и повышение цен на топливо перед посевной может стать одной из причин полномасштабного роста цен на бензин. «Для полевых работ требуется порядка 600 тыс. т нефтепродуктов. Если аграрии в отсутствие договора с НПЗ будут компенсировать недостаток топлива на розничном рынке, это подстегнет цены на бензин в стране», – сказал RBC daily директор украинского научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. По его словам, росту цен на бензин может способствовать и остановка для ремонта Лисичанского НПЗ, намеченная на 9 апреля. Напомним, что в мае прошлого года он также останавливался на ремонт. По мнению ряда экспертов, тогда это привело к недостатку топлива на Украине и стало одной из причин бензинового кризиса, который удалось преодолеть только после введения ограничений на экспорт и начала регулирования цен правительством.

Представители ТНК-BP говорят, что остановка НПЗ на ремонт оказывает по большей части психологическое, а не экономическое воздействие на рынок. «Ажиотаж создает распространение не имеющих под собой основания слухов о том, что это может привести к топливному кризису», – комментирует Ирина Ковальчук. По ее словам, в прошлом году завод останавливался на ремонт в мае, а в нынешнем году его руководители учли негативные последствия выбора такой даты, хотя они были минимальны, и перенесли сроки на начало апреля. «В этот период спрос на топливо еще не достигает максимума, рынок только начинает просыпаться после зимы. Планировать ремонт на другое время года также нельзя, поскольку летом и осенью спрос еще выше, чем в начале весны, а зимой часть работ производить нельзя из-за минусовых температур».

Собеседница RBC daily заверяет, что ремонт НПЗ не станет причиной роста цен. «Мы предупредили участников рынка о дате ремонта за три месяца, чтобы они успели накопить достаточные запасы светлых нефтепродуктов. Всего на нефтебазах НПЗ и джобберов запасено 320 тыс. т нефтепродуктов, что позволит выполнить все ранее заключенные контракты. Накоплению дополнительных запасов способствовало и то, что в начале года спрос на нефтепродукты был ниже, чем обычно в это время года», – говорит Ирина Ковальчук. Впрочем, специалисты не исключают, что этих запасов может не хватить. «По заявлениям представителей завода, они имеют достаточные запасы, чтобы удовлетворить спрос. Однако в этой связи нужно учитывать два обстоятельства, – отмечает Сергей Сапегин. – Во-первых, на Украине наблюдается отложенный спрос на нефтепродукты. Из-за затяжных холодов до последнего времени бензин покупался вяло, но теперь объемы реализации могут увеличиться. Не исключена нехватка топлива. Во-вторых, нефтепереработчики не учли возможный спрос со стороны аграриев».

По мнению специалистов, ожидаемый рост цен на бензин на Украине может быть связан и с другими факторами. «Объективно влияют на повышение цен следующие факторы: рост цен на сырье на мировых рынках (украинский рынок очень сильно реагирует на такие изменения), появление с 1 марта требования об оплате НДС на сырье при оформлении таможенных процедур, ожидаемое повышение тарифов на железнодорожные перевозки и ожидаемое изменение в расчете акцизов по гибкой схеме», – рассуждает Сергей Сапегин. По оценкам исполнительного директора украинской консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, цена на топливо в ближайшее время может увеличиться на 10% по сравнению с мартовским уровнем. Сергей Сапегин считает, что цены будут расти по одному из двух сценариев. «Если не произойдет нарушения баланса спроса и предложения, в ближайшую пару месяцев топливо может подорожать на 20-30%, но не более того. Но если баланс будет нарушен, прогнозировать рост цен в процентах вообще станет тяжело, – заключает эксперт. – Беспокоит, что предпосылки к этому есть».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку