16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

«Транснефти» сватают новый трубопровод

01.04.2005 RBCdaily Евгения Гаврилюк

Новый нефтепровод свяжет два крупнейших нефтяных месторождения «Сургутнефтегаза» и «Верхнечонскнефтегаза»

Как заявили на днях в администрации Иркутской области, компании «Сургутнефтегаз» и «Верхнечонскнефтегаз» в следующем году начнут строительство нефтепровода стоимостью около 1 млрд долл. между Талаканским и Верхнечонским нефтяными месторождениями. Предполагается, что этот нефтепровод будет связан с магистральным трубопроводом Восточная Сибирь – Тихий океан. Интересы компаний понять не сложно: «Сургутнефтегаз» явно не намерен ограничиваться одним только Талаканским месторождением, а «Верхнечонскнефтегаз» надеется найти выгодный путь реализации своей нефти. Проект, конечно, может столкнуться с определенными трудностями, но по большей части они носят чисто технический характер. Для начала реализации проекта сторонам остается только договориться с «Транснефтью», которая занимается проектированием магистрального трубопровода. Но, по мнению экспертов, этот вопрос нефтяные компании без труда урегулируют: «Сургутнефтегаз» известен свей лояльностью к властям и имеет хорошие шансы на успешные переговоры с «Транснефтью».

ОАО «Верхнечонскнефтегаз» принадлежит лицензия на право разработки крупнейшего в Восточной Сибири Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения (Иркутская обалсть), утвержденные запасы которого на сегодняшний день составляют 201,6 млн тонн нефти, 95,5 млрд кубометров природного газа и 3,3 млн тонн газового конденсата. 62,71% акций «Верхнечонскнефтегаза» принадлежит ТНК-ВР, 25,94% – «Интерросу», 11,29% – Комитету по управлению государственным имуществом (КУГИ) администрации Иркутской области. ОАО «Сургутнефтегаз» владеет лицензией на разработку Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), извлекаемые запасы которого составляют 124 млн тонн нефти и 47 млрд куб м газа. «Сургутнефтегаз» является одной из крупнейших российских нефтяных компаний: его доля в российской нефтедобыче составляет 13%.

На днях состоялась встреча губернатора Иркутской области Бориса Говорина, гендиректора «Верхнечонскнефтегаза» Максима Безрядина и замгендиректора «Сургутнефтегаза» Александра Оглы. Комментируя итоги встречи, пресс-секретарь иркутского губернатора Станислав Хазагаев сообщил, что «Сургутнефтегаз» и «Верхнечонскнефтегаз» намерены проложить полевой нефтепровод между Талаканским и Верхнечонским месторождениями и далее до станции Лена в городе Усть-Кут Иркутской области. Замгендиректора «Сургутнефтегаза» представил предварительный проект нефтепровода, связывающего Талаканское и Верхнечонское месторождения с выходом на станцию Лена в городе Усть-Кут проектной мощностью 26 млн тонн нефти в год и протяженностью свыше 500 км. Предполагается, что этот нефтепровод будет связан с магистральным трубопроводом Восточная Сибирь – Тихий океан. Завершение изысканий и подготовки необходимых документов и начало строительства намечены на 2006 г., сдача в эксплуатацию – на 2009 г. Проектная стоимость строительства нефтепровода составляет порядка 1 млрд долл.

Опрошенные RBC daily аналитики не удивились появлению данного проекта, утверждая, что его реализация позитивно скажется на деятельности обеих компаний. «Компании разделят затраты и риски при реализации данного проекта и, соответственно, получат возможность в перспективе поставлять восточносибирскую нефть в страны АТР», – пояснил RBC daily аналитик нефтегазового сектора ИБ «ЦентрИнвест Груп» Константин Батунин. В частности, по словам аналитика, «Верхнечонскнефтегаз» решает для себя важную задачу обеспечения рынка сбыта со своего нового перспективного месторождения. Свой интерес есть и у «Сургутнефтегаза». «Не для того «Сургутнефтегаз» пришел в Якутию, чтобы просто заменить собой «Саханефтегаз» и снабжать нефтью местных потребителей, круг которых крайне ограничен, – сказал RBC daily аналитик ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин. – Надо понимать, что одним только Талаканским месторождением интересы компании не ограничатся. Это месторождение можно рассматривать как своего рода плацдарм, с которого «Сургутнефтегаз» будет вести разведку и разработку прилегающих к месторождению нефтеносных площадей». Именно поэтому, по словам аналитика, «Сургутнефтегазу» нужен магистральный нефтепровод, который свяжет его месторождения с восточным нефтепроводом, который собирается строить «Транснефть».

Но, как выяснилось, даже в таком взаимовыгодном проекте не удастся избежать проблем. «Что касается трудностей, то они носят чисто технический характер: как стороны поделят между собой затраты на финансирование проекта, кто станет выступать оператором, какой будет установлен тариф и т. д.», – говорит Александр Блохин. По словам же Константина Батунина, основная трудность заключается в том, что постоянно затягивается более важный вопрос – строительство самого магистрального нефтепровода с выходом к Тихому океану. «Решение данного вопроса не входит в компетенцию ТНК-ВР и «Сургутнефтегаза», но отсутствие решения по нему делает бессмысленными инициативы этих двух компаний», – пояснил эксперт.

Однако, несмотря на все вышеперечисленное, построить нефтепровод между Талаканским и Верхнечонским месторождениями вполне возможно. «Это реально при желании сторон и при отсутствии сопротивления со стороны государства, а такого и не должно быть, учитывая, что строительство ветки к магистральному нефтепроводу и так предполагалось», – пояснил Константин Батунин. Помимо этого в настоящее время у трубопроводной компании есть большие сомнения – хватит ли нефти в Восточной Сибири, чтобы заполнить планируемый к строительству нефтепровод. «Сургутская нефть придется здесь как нельзя кстати. Пригодится и верхнечонская нефть, – отмечает Александр Блохин. – Проектировщики уже давным-давно пришли к выводу, что для снижения издержек наиболее рационально было бы строительство нефтепровода из Талакана через Верхнечонское месторождение».

Единственный вопрос, который осталось решить для беспрепятственной реализации проекта, – это договориться о строительстве нефтепровода с «Транснефтью». Такое намерение у участников недавнего совещания уже есть. По его итогам сообщалось, что, поскольку проектированием магистрального трубопровода занимается «Транснефть», с точки зрения финансирования и сроков реализации проекта разумнее всего было бы провести переговоры с участием всех трех компаний. Предполагается, что консолидирующей стороной выступит администрация Иркутской области. Выработав взаимовыгодную политику, стороны подпишут соглашение и на базе существующих наработок приступят к реализации проекта. Как пояснил RBC daily аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев, для беспрепятственной реализации проекта «Сургутнефтегаз», вероятно, получит над ним контроль. «Компания известна свей лояльностью к властям и имеет больше шансов на успешные переговоры с "Транснефтью"», – отметил он.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку