16+
Регистрация
РУС ENG

Солярку прибило к берегу

30.10.2007 RBCdaily ДЕНИС ЛЕБЕДЕВ

ТНП расширяет инфраструктуру

Завтра, 31 октября, «Транснефтепродукт» объявит о завершении строительства линейной части первого пускового комплекса трубопровода Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск мощностью 8,4 млн т в год. Уже к концу года, когда будет введен в эксплуатацию морской терминал «Транснефтепродукта», нефтепродукты пойдут на экспорт по северному маршруту. Общая стоимость проекта, рассчитанного на перегрузку 24,6 млн т в год, составила 1,3 млрд долл. Пока три четверти нефтепродуктов идет на экспорт гораздо более дорогим железнодорожным транспортом, и ввод трубопроводных мощностей позволит нефтяникам серьезно сэкономить.

Общий объем экспорта нефтепродуктов из России в 2006 году составил 109,5 млн т. Он принес неф­тяным компаниям 46,3 млрд долл. Больше всего за рубеж было отправлено мазута — 51,9 млн т на сумму 14,5 млрд долл., дизельного топлива вывезено 37,9 млн т на 21,2 млрд долл. Кроме того, было экспортировано 8,2 млн т бензинов для дальнейшей переработки на сумму 4,3 млрд долл. и 6,7 млн т специальных бензинов на 3,6 млрд долл. Прочие 4,8 млн т нефтепродуктов принесли экспортерам 2,7 млрд долл.

27 октября завершился один из заключительных технологических процессов ввода в эксплуатацию нефтепродуктопровода. На всем протяжении труба была заполнена дизтопливом и теперь полностью готова к работе. До конца года, пока не будут завершены пусконаладочные работы на морском терминале, трубопровод будет также проходить завершающие этапы работ. Кроме того, «Транснефтепродукт» продолжает работы над второй очередью своего проекта.

Как рассказал Александр Дрожжин, начальник департамента по связям с общественностью «Транснефтепродукта», компания уже имеет договоренности о загрузке мощностей трубопровода с ЛУКОЙЛом, ТНК-BP, «Газпром нефтью» и другими владельцами крупнейших НПЗ в России. Современная конъюнктура мирового рынка, где российские нефтепродукты востребованы в основном как топливо для теплоэлектростанций и сырье для производства качественного бензина, делает их экспорт исключительно выгодным даже несмотря на постоянное повышение правительством РФ экспортных пошлин.

Как отмечает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, в условиях повышения цен на нефтепродукты можно ожидать дальнейшего роста увеличения пошлин для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке, и то, что будущий год станет для России выборным, серьезно повышает этот вариант развития событий. «Россия близка к пределу своих возможностей по экспорту нефтепродуктов. Если еще несколько лет назад он составлял около 60 млн т, то сейчас, без каких-то серьезных инвестиций в инфраструктуру, он превышает 110 млн т в год, — отмечает г-н Нестеров. — При всем этом вряд ли в ближайшее время возможен серьезный рост экспорта, а заполнение трубопроводов будет достигаться за счет сокращения железнодорожных потоков». Правда, основной экспортный продукт переработки нефти, мазут, не может транспортироваться по трубопроводу и останется за ОАО «РЖД».

На петербургском рынке нефтепродуктов запуск нового нефтепродуктопровода вряд ли как-то скажется, полагает президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин. «Киришский НПЗ, который обеспечивает до 40% потребностей города, и так ориентирован на экспорт примерно половины своей продукции, — рассказал он. — Кроме того, две трети бензина и дизельного топлива приходит сейчас в город по железной дороге, а не по трубопроводам из Киришей».

«Пока нефтяным компаниям выгоднее отправлять свою продукцию на экспорт, чем на внутренний рынок, однако уже со следующего года за счет дальнейшего повышения пошлин экспорт бензина АИ-95 и дизтоплива может стать менее прибыльным, чем направление их на российские АЗС, — отмечает Леонид Чурилов, первый заместитель гендиректора крупнейшего городского розничного оператора АЗС Петербургской топливной компании. — Кроме того, существующие квоты на экспорт нефтепродуктов также будут сдерживать производителей от сокращения поставок на внутренний рынок».

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку