16+
Регистрация
РУС ENG

Берлин критикует Брюссель

03.10.2007 RBCdaily Хельмут Хаушильд (пер. Александра Полоцкого)

За излишний протекционизм

Между Берлином и Брюсселем возникли разногласия по поводу предлагаемого Еврокомиссией (ЕК) так называемого «защитного параграфа» против возможности продажи европейских компаний ключевых отраслей промышленности нежелательным инвесторам из третьих стран. Правительство Германии возражает против сформулированного ЕК положения по защите электро- и газовых сетей. «Масштабы регулирования безосновательно раздуты», — заявил в связи с этим статс-секретарь по европейским делам в Министерстве экономики ФРГ Йоахим Вюрмелинг в беседе с Handelsblatt.

Критика эта звучит достаточно неожиданно, так как, в принципе, и Брюссель, и Берлин единодушны в том, что особенно жесткой регламентации должны быть подвергнуты именно инвестиции госфондов из третьих стран. Причиной тому — значительный рост финансовой мощи этих фондов в таких странах, как Россия, Китай, или же на Среднем Востоке. Канцлер ФРГ Ангела Меркель уже предупреждала, что эти инвесторы могут иметь в отношении Европейского союза нежелательные политические намерения.

Этот «защищающий» европейские электро- и газораспределительные сети параграф является первым конкретным предложением Еврокомиссии по ограничениям в отношении инвесторов из третьих стран. Данное положение, которое внесено в рамках пакета законов по декартелизации энергетических рынков, является полным запрещением покупки сетей «прописанной» вне границ Евросоюза компанией. Исключение возможно лишь в случае заключения между ЕС и этим «третьим» государством соответствующего соглашения.

По мнению г-на Вюрмелинга, данное ограничение заходит слишком далеко. По его мнению, подобная оговорка в законе должна иметь смысл своего рода страховочного троса на случай, если иностранный инвестор захочет по политическим мотивам захватить контроль над инфраструктурами Евросоюза. ЕК же практически полностью отгораживает сети от зарубежных инвестиций. «Это называется стрельбой из пушек по воробьям», — считает эксперт по Европе министра экономики Михаэля Глоса.

Кроме того, г-н Вюрмелинг полагает, что «защитный параграф» Евросоюза должен распространяться не только на энергетические сети. «Нам нужна не привязанная к определенной отрасли куцая формулировка, а всесторонняя регламентация взаимодействия с управляемыми государством фондами», — говорит высокопоставленный чиновник, по мнению которого в нее необходимо включить такие секторы, как, например, производство электроэнергии, телекоммуникации и водоснабжение.

Еврокомиссия намерена пойти навстречу этим требованиям, обещая представить, возможно, даже еще в октябре свои предложения по всеобъемлющему контролю инвестиций иностранных госфондов в ключевые отрасли экономики ЕС. Однако нынешняя критика со стороны ФРГ в адрес касающейся сетей так называемой «защитной оговорки» вполне может являться предвестником уже принципиального конфликта между Берлином и Брюсселем по поводу того, какими должны быть эти контрольные инструменты. Дело в том, что еврокомиссар по внутренним рынкам Чарли Маккриви уже намекнул на прошлой неделе, что касающееся энергосетей положение вполне может послужить моделью и для других отраслей. «Нельзя же заниматься прямым копированием», — возражает Йоахим Вюрмелинг. Германия против того, чтобы Европа отгораживалась от мира. Речь идет только о возможности государства вмешаться, если ситуация окажется чрезвычайной.

В настоящее время правительство Германии работает над программой мер по защите стратегически важных отраслей и на национальном уровне. В этих целях изменения должен претерпеть закон о внешнеэкономической деятельности. До сих пор он позволяет правительству блокировать проникновение зарубежных инвесторов только лишь в оборонную промышленность. Возможно, такое право следует расширить и в отношении других отраслей. Свои конкретные планы правительство Германии собирается представить не позднее начала ноября.

Сопротивление правительства ФРГ в отношении сформулированной Брюсселем «защитной оговорки» по энергетическим сетям, конечно же, имеет и стратегическую подоплеку. «Этот параграф является достаточно «прозрачным маневром» Европейской комиссии для того, чтобы обеспечить своим планам отделения сетей энергетических концернов поддержку восточноевропейских стран — членов ЕС». Действительно, та же Польша и страны Балтии выражали опасения, что если такого «защитного параграфа» не будет, то сети попадут в руки российского газового монополиста «Газпрома». Берлин же стремится предотвратить расчленение энергетических концернов и опасается потери возможных союзников внутри Евросоюза.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку