16+
Регистрация
РУС ENG

Труба раздора

03.09.2007 RBCdaily Людмила Подобедова

БТС-2 может стоить России дружбы с Европой

Альтернативный «Дружбе» трубо­провод БТС-2 может оказаться экономически неэффективным. Как стало известно РБК daily, ряд чиновников Минпромэнерго и МИДа выступают против реализации этого проекта, поскольку он может испортить межгосударственные отношения России с Германией и Польшей, а также со странами Прибалтики. Несмотря на то что проект строительства трубо­провода одобрен на прошлой неделе Главгосэкспертизой, не исключено, что масштабная «политическая» труба стоимостью около 2,3 млрд долл. может так и остаться на бумаге. Проект строительства нефтепровода до Приморска взамен «Дружбы» родился после нефтяного конфликта России и Белоруссии в начале января 2007 года. С 8 по 11 января Белоруссия перекрыла России транзитные потоки нефти в Европу по трубопроводу «Дружба», требуя уплаты пошлины за транзит. После этого инцидента Россия решила подстраховаться от рисков, альтернативная труба получила одобрение правительства и президента.

Как следует из доклада Виктора Христенко, представленного главой ведомства на совещании у президента России Владимира Путина 6 августа (копия есть в распоряжении РБК daily), нефтепровод БТС-2 протяженностью 1132 км вместо планировавшихся в январе 950 км будет построен в два этапа. Мощность первой очереди Унеча — Великие Луки — Приморск составит 35 млн т. На втором этапе планируется построить ответвление в порт Усть-Луга мощностью 15 млн т. В рамках второго этапа также намечено увеличение прокачки нефти ООО «Кришнефтеоргсинтез» до 24 млн т в год и строительство терминала нефтепродуктов в бухте Батарейная мощностью 7,5 млн т.

После появления новой трубы прокачку нефти через Белоруссию планируется по­этапно сократить с нынешних 78,9 до 41 млн т к 2010 году, а к 2015-му — до 27 млн т в год. Как следует из документа, это позволит обеспечить поставками неф­ти НПЗ стран Восточной Европы: Чехии (5 млн т в год), Словакии (6 млн т), Венгрии (7 млн т), а также загрузить нефтепровод Одесса — Броды в направлении порта Южный до 9 млн т в год.

В Германию, Польшу, Литву нефть планируется возить морем через порт Приморск. Эксперты Минпромэнерго оценили пропускную способность терминала в Приморске в 150—160 млн т в год. В Германию будут поставлять танкерами 22 млн т в порт Росток, в Польшу, в порт Гданьск, 19 млн т и в литовский порт Бутинге 8 млн т.

Причем планируется, что Литва и Латвия не понесут дополнительные затраты на переоборудование терминалов и переведение трубопроводов в реверсный режим, поскольку северная ветка «Дружбы», по которой получал нефть НПЗ Mazeikiu nafta, и так остановлена. А вот Германии придется увеличивать пропускную способность своих терминалов в Ростоке с 7 до 22 млн т, а также вместе с Польшей переводить трубы в реверсный режим. Делать они должны это за свой счет либо с привлечением «Транснефти», но в последнем случае встает вопрос о собственности на эту инфраструктуру.

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев рассказал РБК daily, что согласно обоснованию инвестиций строительство БТС-2 обойдется не дороже чем в 2,3 млрд долл., но эта сумма не включает затраты на переоборудование терминалов в странах — импортерах нефти. Он подчеркнул, что строительство трубопровода может начаться лишь после выхода специального постановления правительства.

Разработавшее проект Минпромэнерго нашло больше минусов, нежели плюсов в появлении БТС-2. Источник в ведомстве не исключает, что проект может не найти воплощения из-за того, что переговоры с Германией и Польшей по вопросу переориентации поставок топлива идут очень тяжело. Кроме того, проект пока выглядит нерентабельным экономически. Источник в ЛУКОЙЛе подсчитал, что экспорт в Европу по новой трубе окажется для компании дороже, чем по «Дружбе», на 22 долл. за тонну нефти.

В докладе Христенко среди минусов проекта указывается, что за счет увеличения маршрута прокачки нефти и появления дополнительных морских перевалок экспорт сырья из Западной Сибири через Самару до Приморска будет дороже, что снизит эффективность экспортных поставок российской нефти европейским потребителям. Кроме того, из-за увеличения конкуренции на рынке Северо-Западной Европы ожидается увеличение спреда и снижение цены российской нефти Urals. Помимо этого разработчики проекта опасаются усиления позиций каспийских экспортеров нефти на рынке стран Центральной Европы в ущерб интересам российских экспортеров, а также сокращения транзита казахской нефти через территорию России, которая была частично ориентирована на экспорт по «Дружбе» (4,4 млн т в 2006 году).

Главным плюсом «политического» трубопровода эксперты называют независимость от стран-транзитеров, хотя при этом дают понять, что обойдется она дорого. «Считать приоритетом при реализации проекта БТС-2 не достижение конкретных показателей его экономической эффективности, а повышение в результате осуществления проекта степени устойчивости и защищенности от рисков внешней энергетической политики России в Восточной и Центральной Европе», — говорится в докладе главы Минпромэнерго.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку