16+
Регистрация
РУС ENG

Евросоюз идет в атаку

24.08.2007 RBCdaily ХЕЛЬМУТ ХАУШИЛЬД (Перевод Александра Полоцкого)

На энергетические концерны

Еврокомиссия (ЕК) подготовила направленный на оживление конкуренции в энергетической отрасли пакет законов, чреватый для крупных европейских концернов весьма тяжкими последствиями. Согласно имеющимся в распоряжении Han-delsblatt документам, еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс намерен заставить их полностью отказаться от контроля над собст­венными энергосетями. Кроме того, Пибалгс планирует введение жесткого контроля за оптовыми ценами на электроэнергию и газ.

Предлагаемые меры являются наиболее радикальным за все время вмешательством Евросоюза (ЕС) в дела энергоотрасли. Предполагается, что данный пакет законов, в подготовке которого активно участвовала еврокомиссар по вопросам конкурентной политики Неели Крус, официально будет представлен 19 сентября.

Планы Еврокомиссии уже сегодня вызывают в политических и деловых кругах противоречивую реакцию. Правительство Германии, поддерживаемое Францией, Австрией и еще шестью государст­вами — членами ЕС, объявило о своем полном неприятии идеи расчленения энергоконцернов.

В то же время 11 других членов сообщества под предводительством Великобритании выступают за разделение энергоконцернов на производственные компании и операторов сетей. Для того чтобы пакет законов вступил в силу, в Совете Евросоюза за него должно проголосовать большинство.

По мнению дипломатов из Евросоюза, грядет многолетний конфликт, тем более что единства мнений нет и внутри самой отрасли. Такие гиганты, как немецкие E.ON, RWE и французский госмонополист EDF, наотрез отвергают планы Брюсселя, а вот уже пережившие процедуру разделения британские компании, напротив, эти идеи поддерживают.

Ядром подготовленного Пиебалгсом пакета является требование, чтобы продажи электроэнергии и газа были в будущем однозначно отделены от эксплуатации трансрегиональных распределительных сетей. Компании, которые до сих пор работали в обоих сегментах, должны отказаться от контроля над своими сетями. Фактически это означает их расчленение и с наи­большей силой бьет по немецким концернам. В то же время проект не затрагивает региональные распределительные сети, например городские.

Подготовленный ЕК проект предусматривает возможность отделения производства энергии от эксплуатации сетей по двум альтернативным моделям. Концерны могут продать свои сети независимому инвестору или же путем дробления акций выделить их в самостоятельные с точки зрения имущественного права компании. Другая предусматриваемая Брюсселем модель заключается в назначении «независимого системного оператора» сети. При этом варианте энергетический концерн хотя и остается собст­венником сетей, однако должен полностью передать оператору управление ими, включая весь комплекс вопросов, связанных с принятием решений об инвестициях в их развитие. За концерном остается лишь право на получение «соответствующего дохода» от сетей как своей собст­венности, указано в проекте закона.

Свое радикальное вмешательство в права собственности концернов ЕК объясняет наличием издержек отсутствия конкуренции на рынках. Евросоюз не может гарантировать, что каждый концерн в каждой стране — члене ЕС способен обеспечить по­ставку потребителям свободной от дискриминационной составляющей энергии, говорится в проекте Пиебалгса.

За период с конца 90-х годов Евросоюз принял уже два пакета директив, направленных на либерализацию энергетических рынков. Однако цель, которую они преследовали, — добиться того, чтобы в границах ЕС компании и частные домохозяйства имели возможность свободного выбора поставщика электроэнергии и газа, — полностью, по мнению ЕК, достигнута не была. Именно поэтому сомнений в том, что 19 сентября ЕК проголосует в поддержку подготовленного Пиебалг­сом пакета законов, практически нет, заявил Handelsblatt один высокопоставленный чиновник в Брюсселе.

Впрочем, Еврокомиссия хочет пойти еще дальше, поставив оптовую торговлю электроэнергией и газом под государственный конт­роль. В проекте Пиебалгса прописано, что поставщик энергии обязан информировать национальные регулирующие ведомства о ценах, торговых объемах и сроках действия договоров. Это должно дать этим органам возможность осуществлять контроль за тем, не ущемляют ли традиционные поставщики интересы новых участников рынка. Кроме того, государства ЕС должны обеспечить такое положение дел, чтобы регуляторы действовали независимо от указаний соответствующих правительств. До сих пор это имеет место не во всех странах — членах ЕС. Проект предполагает также расширение контрольных и карательных функций надзорных ведомств в отношении поставщиков энергии.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку