16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

ОМЗ делают ставку на «мирный атом»

05.03.2005 RBCdaily Алексей Виноградов

Совет директоров компании определил бизнес-векторы на среднесрочную перспективу

Совет директоров ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) утвердил основные направления развития бизнесов компании на среднесрочную перспективу. В числе прочих направлений приоритетным остается ядерно-энергетическое: включая сервисное обслуживание и модернизацию действующих АЭС в РФ и за рубежом, развитие системы продаж контейнеров для ОЯТ, создание альянсов и совместных предприятий для производства отдельных компонентов для АЭС. В числе приоритетов выделена необходимость участия компании в создании мощного реактора ВВЭР-1500.

«Проведенный в Финляндии тендер на строительство АЭС с ВВЭР-1500 лишний раз показал, что в мире есть конкретная необходимость в таких энергоустановках, – прокомментировал RBC daily глава департамента по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев. – И мы заинтересованы в участии в разработке соответствующего проекта, в том числе в НИОКР по самому блоку. Вопрос – в координации действий с государством, которое собственные усилия в этом направлении пока очень распыляет».

Другое направление – сервис и поставки запчастей и комплектующих для горной техники, разработка ее новых образцов, особенно для рынков Юго-Восточной Азии, развитие производства спецсталей, выпуск оборудования для металлургического, цементного и коксохимического производств. В рамках продолжения программы реструктуризации предусмотрено выделение вспомогательных бизнесов, организация и развитие на высвобожденных территориях технопарков.

ОМЗ – одно из трех крупнейших российских объединений тяжелого машиностроения. В его структуру входят «Уралмашзавод», «ОМЗ-спецсталь», Ижорские заводы и еще несколько десятков предприятий, включая недавно приобретенные чешские активы (Skoda Steel и Skoda JS). Основными акционерами ОМЗ являются нынешний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе и его партнеры (35% акций), иностранные инвесторы (27%), среди которых называются структуры Джорджа Сороса. Аналитики ожидают, что по итогам 2004 г. консолидированная выручка компании составит свыше 570 млн долл., а чистая прибыль (по МСФО) – около 10 млн. Это без учета продажи некоторых активов (в самой компании до выхода финансового отчета не называют даже примерных цифр, ссылаясь на требования Лондонской фондовой биржи, где торгуются бумаги ОМЗ).

Аналитики считают важным определение стратегических направлений бизнеса компании, которая после прекращения сделки слияния с «Силовыми машинами» находится в некоторой степени на распутье. Ее производство и бизнес носят очень диверсифицированный, сложный характер. Какие из них развивать в первую очередь, какие сворачивать – важный вопрос в связи с ситуацией на мировых рынках металла и ядерного машиностроения.

«Развитие ядерной энергетики в мире и особенно в Европе сталкивается с серьезными проблемами, – говорит эксперт ИК «ЦЕРИХ» Николай Подлевских. – Конечно, «зеленые» не везде настолько сильны, чтобы полностью останавливать действующие АЭС и сворачивать производство новых. Но Чехия и ряд других стран, где бизнес ОМЗ особенно активен, в политике все больше тяготеют к Германии с ее «антиядерными программами», так что будущее этого бизнеса очень зависит от таких политических поворотов. Разумеется, в других уголках планеты АЭС все равно будут строиться, также как будут реконструироваться действующие станции, но и здесь конкуренция нашим компаниям будет жесткой, особенно с учетом того, что необходимо улучшать технологии в сфере безопасности».

«В ЕС вообще сдержанно относятся к развитию ядерной энергетики, в том числе в странах, претендующих на членство в Союзе, например на Украине, – сказал RBC daily аналитик ИК «Проспект» Алексей Соловьев, – поэтому ощущается определенное политическое давление на рынок, где традиционно активны наши машиностроители. Но без учета этого внешнего фактора их продукция вполне конкурентоспособна с продукцией западных гигантов, так что в борьбе за внешние рынки у ОМЗ и других компаний есть шансы, не говоря уже о перспективах модернизации или полной замены реакторов в самой России, многие из которых относятся еще к небезопасному «чернобыльскому» поколению».

Выделение в планах ОМЗ темы контейнеров для перевозки ОЯТ аналитики считают вполне логичным. «Это очень перспективный рынок, – сказал RBC daily консультант компании «Развитие бизнес-систем» Мурат Кияльбеков, – с учетом требования МАГАТЭ о вывозе и переработке ОЯТ в страну происхождения топлива производство контейнеров неизбежно должно увеличиваться. Индия, Иран, Болгария и другие страны, где действуют или будут действовать реакторы на нашем топливе, не хотят хоронить у себя отработанные материалы и по мере решения политических проблем они будут или возвращаться к нам, или отправляться еще в какую-нибудь третью страну, которой все равно потребуются мощности для перевозки и хранения ОЯТ».

Другие направления бизнес-стратегии ОМЗ аналитики признают «более очевидно» удачными. «То, что компания делает акцент на сотрудничестве в области горной техники, – это очень грамотный ход, – говорит аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслав Жабин. – Сейчас в мире есть и будет существовать еще 2-3 года колоссальный спрос на железнорудный концентрат, в связи с чем тройка ведущих мировых горнообогатительных компаний заявила о выделении 5 млрд долл. на программу увеличения добычи (а это в первую очередь значит – на закупку новой техники). Ее-то и могут поставить ОМЗ, чьи экскаваторы и так хорошо зарекомендовали себя в российских условиях (гораздо более тяжелых, чем где-нибудь в Австралии), а если с помощью кооперации с иностранными компаниями удастся улучшить качество силовых установок, то их конкурентоспособность и, соответственно, шансы ОМЗ на мировом рынке еще заметнее увеличатся».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку