16+
Регистрация
РУС ENG

Методом ТЭКа

04.05.2007 Российская газета Игорь Велетминский

Отечественная нефтепереработка рискует не угнаться за спросом на качественный бензин

На первый план президент выдвинул только одну проблему нашего гигантского хозяйства под названием "нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасль". Именно нефтепереработка, можно сказать, становится индикатором проблем.

В самом деле, экспорт - дело прибыльное, но будет очень странно, если России придется импортировать нефтепродукты. А такие прогнозы на среднесрочную перспективу уже звучат. Бездеятельность, попытка "выехать" на мощностях, созданных еще в советское время - вот благодаря чему может сбыться этот сценарий.

Парк легковых автомобилей в России растет рекордными темпами. Экологические требования к топливу - не так быстро, но тоже неумолимо. Однако нефтяные компании, за редким исключением, не спешат вкладываться в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам Федерального дорожного агентства, в 2015 году парк легковых автомобилей будет насчитывать 42 миллиона, а основным фактором роста станет трехкратное увеличение числа иномарок. Этому поспособствует введение новых технических регламентов для двигателей и новых экологических стандартов топлива. Пока, как говорит статистика, в российском автопарке преобладают автомобили, которые не соответствуют европейским нормам. Таких около 60 процентов. Лишь 30 процентов удовлетворяют нормам "Евро-2", а оставшиеся 10 процентов- нормам "Евро-3" и "Евро-4".

Согласно проекту технического регламента, с 2008 года производство отечественных автомобилей, не соответствующих европейским нормам, должно быть прекращено. Результатом будет скачок спроса на качественные высокооктановые бензины. Эксперты прогнозируют, что ежегодное потребление автомобильных бензинов в России вырастет с 27 миллионов тонн в 2005 году до 38 миллионов тонн к 2015 году. Удовлетворить этот спрос - сложнейшая задача для российских нефтеперерабатывающих заводов. А без этого, как предрекают эксперты, к 2011 году в России будет производиться в день лишь 3,2 литра бензина на автомобиль, а к 2015 году - 2,6 литра. Что это слишком мало, знают все автолюбители.

Причина такого положения дел в том, что пока интерес российских нефтяных компаний к нефтепереработке явно не самый сильный. За послесоветское время не построено ни одного НПЗ, неспешно реконструируются и действующие мощности. Износ основных фондов составляет около 80 процентов против 60-70 процентов в других отраслях топливно-энергетического комплекса. Неслучайно сообщение о планах строительства НПЗ в Свердловской области при участии региональных властей для переработки 3 миллионов тонн нефти в год вызвало пристальный интерес аналитиков. Однако это, скорее всего, не основной путь для решения проблемы возможного дефицита качественного бензина. Новый НПЗ можно построить за пять лет, на что нужно потратить 3 миллиарда долларов. В то же время модернизация в среднем обойдется в 500-600 миллионов долларов, а по времени можно уложиться в три года.

Есть и другая сторона медали. Чтобы выпускать топливо, соответствующее европейским стандартам, надо увеличить глубину переработки нефти до 90-95 процентов. А сейчас она в России всего 71 процент. Сравним: в развитых странах- 85-95 процентов. Российские НПЗ из тонны нефти получают только 140 литров бензина, в США- 450 литров.

Государство уже внедряет меры, стимулирующие бизнес. Одна из них - принятый техрегламент по экологическим требованиям к двигателям. Он ограничивает спрос на низкокачественное топливо.

Есть и решение о снятии таможенных пошлин на оборудование, позволяющее модернизировать нефтепереработку. А проект по строительству современного НПЗ в Татарстане получил, с одобрения минпромэнерго, финансирование из государственного Инвестфонда. Но все же до зримого и ощущаемого результата еще неблизко. В экономической части Послания, как нетрудно заметить, речь шла в основном о реальном секторе экономики. И среди них нефтепереработка, без сомнения, получила очень мощный стимул к преобразованиям.

ЗАПАСЫ НЕФТИ В МИРЕ
(млрд. баррелей)

Саудовская Аравия 262,7
Канада 178,9
Иран 133,3
Ирак 112,5
ОАЭ 97,8
Кувейт 96,5
Венесуэла 75,6
Россия 69
Ливия 40
Нигерия 36

Источник: Oil and Gas Journal
Методом ТЭКаКод PHP" data-description="Отечественная нефтепереработка рискует не угнаться за спросом на качественный бензин" data-url="https://www.eprussia.ru/pressa/articles/6983.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку