16+
Регистрация
РУС ENG

Препятствие для Чубайса

23.04.2007 RBCdaily ЕЛЕНА ШЕСТЕРНИНА

Производители энергооборудования не спешат с его поставкой

Широкомасштабные планы по строительству генерирующих мощностей, заявленные РАО «ЕЭС России» в начале года, забуксовали уже на первом этапе. Как признал на конференции «Российская электроэнергетика-2007» начальник департамента стратегии холдинга Дмитрий Аханов, ряд генерирующих компаний откладывает ввод новых генерирующих мощностей из-за того, что производители оборудования и инжиниринговые компании не справляются с объемом заказов со стороны энергетиков. Тем самым чиновник подтвердил опасения экспертов, которые считают, что РАО «ЕЭС» не сможет уложиться в заявленные сроки по строитель­ству энергоблоков.

«Генерирующие компании вынуждены переносить сроки вводов, потому что «Силовые машины» или Siemens не могут поставить оборудование», — отметил Дмитрий Аханов. Эти концерны — главная надежда энергетиков, на которые РАО «ЕЭС» делает большие ставки. Так, еще в феврале, когда была презентована инвестпрограмма холдинга по строительству, отмечалось, что прогнозным планом потребно­стей в энергооборудовании до 2010 года предусмотрена закупка 112 паровых турбин общей мощностью 16,2 ГВт и 116 газовых турбин на 14 ГВт. И это только заказ для «Силовых машин».

Часть оборудования энергетики рассчитывают заказать у иностранных производителей. В общей сложности энергохолдинг планирует за­купить 146 тепловых турбин установленной мощностью 23,6 ГВт (в том числе 67 на 7,8 ГВт для парогазо- вых установок), 133 газовые турбины мощностью 17,1 ГВт, 156 трансформаторов суммарной мощностью 49,5 МВА. Еще 45 гидротурбин мощностью 5 ГВт собираются закупить предприятия ГидроОГК.

РАО «ЕЭС» рассчитывает, что си­туация изменится к лучшему. Именно благодаря заказам энергетиков, подчеркнул начальник департамента стратегии холдинга, «люди начинают инвестировать в развитие собственного бизнеса». Однако, как отмечают отраслевые аналитики, вряд ли энергетикам стоит уповать на расторопность машиностроителей.

«Проблемы, с которыми будут сталкиваться энергокомпании при реализации масштабной программы обновления российских энергетических мощностей, только начинают набирать обороты», — сказал РБК daily Семен Бирг из ИК «Финам». По его словам, недопоставка оборудования — только начало проблем. «Не знаю, на что они рассчитывали, — удивляется аналитик ВТБ 24 Станислав Клещев. — Если сразу было ясно, что необходимый объем энергооборудования не будет произведен в срок, то зачем же надо было увеличивать инвестпро­грамму еще вдвое?» Г-н Клещев разделяет уверенность РАО «ЕЭС», что, получив многомиллионные заказы и увидев перспективы работы на десятилетие вперед, машиностроители начнут инвестировать в производство средства. «Однако проблему ввода необходимого количества энергоблоков в сжатый срок (к 2010—2011 годам) решить не удастся», — считает аналитик ВТБ 24. А Сергей Бейден из ИГ «Капиталъ» подчеркивает, что неизбежно произойдет срыв срока ввода объектов, но в некотором смысле это хорошо: «Это позволит корректировать инвестпрограмму под реальный рост спроса, который, по всей видимости, будет все-таки ниже, чем тот, который закладывается сейчас в расчет».

Тем самым сроки выполнения инвестпрограммы, как считают аналитики, сдвигаются на пару лет. Кроме того, добавляет г-н Бейден, по ценам российское машиностроение в ближайшие три года должно сравняться с продукцией западных конкурентов. Из-за высокого спроса на продукцию машиностроения рост цен на нее на мировом рынке составил порядка 15% за последние два-три года, и эта тенденция сохранится. «Поэтому проблем впереди очень много», — отметил г-н Бейден. А г-н Бирг акцентирует внимание на том, что, даже если мировые энергомашиностроители смогут обеспечить весь россий­ский спрос на оборудование, проблемы будут интенсифицироваться на этапе проектирования, монтажа и наладки оборудования, поскольку сущест­вует дефицит кадров.

Возврат к списку