16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Где деньги, бензин?!

11.02.2005 Российская газета Евгений Арсюхин, Игорь Велетминский, Ирина Невинная

Сговору спекулянтов будет противопоставлен договор правительства и профсоюзов

В четверг прошла акция протеста против повышения цен на бензин. Требования: снизить цену до экономически обоснованного уровня, установить за нею государственный контроль и компенсировать "лишние" затраты на непомерно дорогой бензин.

Акция обещала быть более масштабной, с перекрытием центра Москвы, но правительство пошло на контакт с митингующими, из-за чего накал протеста спал. Общаться с транспортниками поручили вице-премьеру правительства Александру Жукову. Он посетовал, что по нынешнему законодательству очень сложно доказать выявленный сговор производителей горюче-смазочных материалов об установлении высоких цен на ГСМ. "Проверки, в том числе в конце года, показали, что сговор есть, но действующее законодательство не позволяет доказать", - заметил он на встрече с представителями Всероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Как заявил г-н Жуков, вопрос ценообразования "является критическим не только для профсоюзов, но и для правительства. Давить на правительство и его подталкивать особого смысла не имеет, нужны исключительно рыночные методы". Главную роль, сказал он, должны сыграть действия ФАС: необходимо ужесточить антимонопольные меры, поскольку сейчас штрафные санкции за сговор невелики: "Заплатил 15 тысяч долларов и все". Чиновник напомнил, что правительство рассмотрело новый закон о защите конкуренции, согласно которому, если сговор будет доказан, "то мало не покажется".

Но провести закон в Госдуме будет непросто, у него сейчас много противников. Документ должен быть внесен в Думу до 1 марта.

Г-н Жуков попросил митингующих поддержать этот закон.

Кроме того, г-н Жуков заверил митингующих, что, когда заработает в полную меру закон о замене льгот деньгами, транспортникам станет намного лучше, поскольку они будут получать за свой труд реальные деньги. Собеседники вице-премьера согласились, что закон хороший. Со своей стороны, они пояснили, почему вышли на улицу именно сегодня. Два месяца назад президент РФ Владимир Путин покритиковал нефтяников, и вот результат - розничные цены не растут. Значит, есть резерв снизить цену и улучшить качество топлива. Вице-премьер согласился с этим мнением и особо заметил, что никакого противостояния между правительством и транспортниками нет, как нет и ничего похожего на приснопамятное "стучание касками" на том же Горбатом мосту. Правительство и митингующие хотят того же. Решили, что в апреле правительство вместе с организаторами акции протеста вернутся к этой теме и сделают очень жесткие выводы, если до этого выводы не сделают "бензинщики". А министр транспорта Игорь Левитин заявил, что сделает это еще раньше, уже в феврале.

Чего хотят

"Никаких политических мотивов мы не преследуем, наши требования сугубо экономические", - заявил лидер автомобильного профсоюза Виктор Мохначев. -Участники акции пригласили принять в ней участие всех желающих: для этого достаточно прилепить к лобовому стеклу своего авто листовку "Нет - повышению цен на топливо".

В АСМАП считают, что экономические показатели перевозчиков падают в последние годы в большой степени из-за немотивированного роста цен на дизтопливо (солярка дорожала быстрее бензина, а качество ее очень низкое). Там говорят, что в России есть резервы для снижения цен на топливо, есть возможности и для повышения его качества. В ряде стран введен порядок компенсаций за счет бюджета дополнительных расходов, вызванных повышением цен на дизельное топливо. Так, во Франции национальным перевозчикам эти дополнительные расходы компенсируют финансовые органы, относя их за счет поступления акцизных платежей. В странах Евросоюза через снижение налогов и сборов стимулируется использование экологически чистого подвижного состава.

Откуда берутся цены

Сейчас причины резкого подорожания разложены по полочкам. Но вот насколько они влияют на экономику, до сих пор спорят. Так, министр финансов Алексей Кудрин считает, что "цены в 2004 году росли из-за высоких темпов роста на мировом рынке нефти". Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин отметил также структурные причины роста: "Фактически рынок нефти и нефтепродуктов поделен между вертикально интегрированными компаниями. Соответственно, розничная торговля напрямую зависит от цен, установленных оптовиками. Кроме того, в стране отсутствует биржевая торговля нефтепродуктами - замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов много раз подчеркивал этот изъян. Но надо отметить, что здесь сыграли роль и действия государства: повышение налогов и акцизов привели к вытеснению с рынка малого и среднего бизнеса, а он-то и мог сформировать условия для конкуренции.

Этот сюжет закономерно выводит на ту причину роста цен, которую многие склонны считать ключевой. Речь - о злоупотреблениях монопольным положением, картельном сговоре ведущих нефтяных компаний. О нем много раз заявлял глава ФАС Игорь Артемьев. Территориальные органы ФАС только за последние полгода возбудили 15 дел по фактам ценовых сговоров, по 7 из них вынесены предписания о прекращении нарушений. К примеру, такие предписания в последние месяцы выданы в Омске, Красноярске, Ставрополе, Астрахани. В Ставропольском и Красноярском краях, городе Москве суды подтвердили законность действий антимонопольщиков.

Но "немощь" антимонопольного законодательства не позволяет выйти за рамки "отдельных успехов". А новый законопроект "О защите конкуренции", недавно одобренный правительством, в лучшем случае вступит в силу с 1 января 2006 года. В качестве главной "дубинки" для заговорщиков припасены так называемые "оборотные штрафы", которые составят от 2 до 4 процентов годового оборота компаний.

Власти же плелись в хвосте событий и не смогли выработать мер, которые бы удержали ситуацию на рынке. Правда, в декабре прошлого года на встрече с президентом России президент компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов пообещал снизить на 5 процентов оптовые цены на нефтепродукты. Его примеру последовали "Сибнефть" и "ТНК-БП". Но этот политический импульс совпал с сезонным, то есть вполне рыночным, снижением цен. А еще с 1 декабря была резко повышена ставка пошлины на экспорт нефти, что эксперты оценили как стабилизирующий фактор.

Стоит отметить, что не только рост цен вызывал негодование. По данным МВД, на рынке увеличивается доля "паленого" бензина. Сейчас это уже каждый четвертый литр. Одной из назревших мер здесь может стать введение акциза на вывоз прямогонного бензина, из которого и производят фальсифицированные нефтепродукты.

Что до прогнозов на 2005 год, то специалисты Российского топливного союза отмечают, что весной - осенью цены традиционно растут, и этот год едва ли будет исключением. По прогнозам исполнительного директора РТС Григория Сергиенко, цены в 2005 году могут выйти на уровень ноября 2004 года. Тогда в Москве стоимость дизтоплива составляла 13,85 рубля за литр, бензина марки А-80 - 13,63 рубля, марки Аи-92 - 14,92 рубля.

Как дорожает бензин

За два года бензин подорожал почти вдвое. За последние две недели оптовые цены на бензин Аи-93 выросли на 21 процент, А-76 подорожал на 12 процентов, дизельное топливо - на 1 процент. Оптовые цены на мазут поднялись на 6 процентов. А вот розничные цены на бензин, по данным Росстата, в январе снизились на 1,6 процента.

Хроника

Москва. ГИБДД загодя перекрыло движение по 1-й Тверской-Ямской, Тверской, Моховой улицам, Охотному ряду, Театральной и Лубянской площадям, Театральному проезду и площади Тверской заставы. Но главные события развернулись на знаменитом Горбатом мосту у здания правительства. С плакатами "Олигархи, не лезьте в карман автомобилистов" там собралось около 400 человек.

Санкт-Петербург. Протестовало примерно тысяча человек. Движение перекрывать не стали, но выставили на обочину Московского шоссе машины с плакатами. "Мы готовы платить и по 20 рублей за литр, но предоставьте нам приличную заработную плату и достойную пенсию. В США цена за литр топлива примерно такая же, как в России, но зарплаты в 18-25 раз выше", - сказал корреспонденту "РГ" глава профильного профсоюза транспортников Виктор Мохначев.

Ростов. Акция прошла на одной из центральных улиц Ростова, но вместо ожидаемых пятисот человек собрались от силы три сотни митингующих.

Новосибирск. Митинговало 200 человек. Митингующие говорили, что доходы муниципальных автотранспортных предприятий не покрывают даже затрат на топливо. Вспомнили и об аграриях, которым весной будет не на чем сеять. Говорили о качестве - дошло до того, что водители пробуют бензин на вкус, чтобы не загубить машину, а заодно и себя где-нибудь зимой в глухой степи.

Хабаровск. Митинг прошел на Комсомольской площади, к тому же многие автомобилисты в знак протеста ездили с утра с включенными фарами. Съехались посланцы из соседних областей. Накануне автотранспортные коллективы Хабаровска призвали местные власти рассчитаться с ними по всем долгам за перевозку льготников: с начала девяностых годов государство не доплатило около четырех миллиардов рублей. Транспортники пригрозили властям автобусной забастовкой.

Екатеринбург. Свердловские автомобилисты отказались от участия во Всероссийской акции протеста, хотя организаторы обещали вывести на улицы до 16 тысяч автовладельцев. Вместо этого на большинстве автотранспортных предприятий прошли собрания, где высказали недовольство топливной политикой и написали письмо президенту. Митинг сорвался потому, что региональные чиновники пошли на контакт с транспортниками. А таксисты прямо заявили, что им митинговать некогда.

Волгоград. Митинговало около 500 человек.

Карелия. Сочувствующие акции водители включали фары. От идеи провести по улицам колонны машин пришлось отказаться: ГИБДД не разрешила, сославшись на сложные погодные условия.

Татьяна Луговых, Ольга Миммиева, Валерия Подорожнова, Константин Пронякин, Лидия Панасюк

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку