16+
Регистрация
РУС ENG

Брак по указу

17.04.2007 Время новостей Анна ГОРШКОВА

Владимир Путин объединяет две госмонополии -- «Транснефть» и «Транснефтепродукт»

В России сливаются две трубопроводные монополии. Вчера президент России Владимир Путин подписал указ об объединении «Транснефти» и «Транснефтепродукта» «в целях формирования единой системы транспортировки нефти и продуктов ее переработки трубопроводным транспортом и защиты экономических интересов Российской Федерации». Для решения поставленной задачи правительство дало участникам слияния пятимесячный срок.

В указе говорится, что «слияние двух компаний будет проходить в форме приватизации находящихся в федеральной собственности 100% обыкновенных акций ОАО «Транснефтепродукт» путем внесения их в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Транснефть» в порядке оплаты государством размещаемых «Транснефтью» дополнительных обыкновенных акций в связи с увеличением его уставного капитала». Доля России в объединенной компании должна превышать 75% плюс одна акция. Сейчас 75% плюс одна акция уставного капитала «Транснефти» составляют обыкновенные акции (принадлежат государству), а 25% -- привилегированные (в свободном обращении).

Разговоры об объединении двух компаний (одна из которых занимается перекачкой нефти, другая -- нефтепродуктов) в единую транспортную сеть шли уже несколько лет. Считается, что эту идею в 2004 году выдвинул глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в своих предложениях министру экономразвития Герману Грефу -- после того как поссорился с президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком по одному из проектов. Глава крупнейшей нефтекомпании тогда мотивировал это необходимостью более гибкого управления этими монополиями: под единым руководством новые проекты будут более эффективными, так как будет понятнее, какую трубу лучше построить -- продуктовую или сырьевую. Тем самым будут сокращены издержки в работе обеих монополий и, возможно, не так сильно будут расти тарифы на прокачку.

Однако никаких реальных шагов в этом направлении не делалось, да и мало кто верил в возможность такого слияния. Прежде всего, как считается, слиянию противился г-н Вайншток. Как считали эксперты, у него мало шансов возглавить единую монополию. Тем более по предложению г-на Алекперова, с которым у г-на Вайнштока, как считалось, были неприязненные отношения. Кроме того, подчиненные президента «Транснефти» в прошлом году повздорили с «Роснефтью» из-за поставок нефти на Mazeikiu Nafta -- тогда выяснилось, что доля трейдеров госнефтекомпании в экспортном потоке на второй квартал 2006 года составляет лишь 600 тыс. тонн, в то же время в графике неожиданно появился ЮКОС с 800 тыс. тонн. В результате в отставку были вынуждены уйти замруководителя «Росэнерго» Олег Гордеев и вице-президент «Транснефти» Сергей Евлахов (последний, правда, через несколько месяцев был восстановлен в должности -- когда в экспортном графике ЮКОСа снова не стало, а на участке нефтепровода «Дружба», ведущему в Литву, произошла авария, которая до сих пор не устранена).

После скандала правительство и приступило к реализации проекта объединения «Транснефти» и «Транснефтепродукта». В мае прошлого года стало известно, что «Росимущество» подготовило предложение в правительство о создании некоего холдинга, в который бы вошли все государственные активы в сфере нефтетранспортировки, включая не только «Транснефтепродукт» и «Транснефть», но и оператора нефтегазовых и нефтехимических перевозок компанию «СГ-Транс», а также российскую долю в Каспийском трубопроводном консорциуме. Такая конструкция уж точно не оставляла г-ну Вайнштоку шансов возглавить единую структуру. Но его поддержало Министерство промышленности и энергетики. В декабре прошлого года министр Виктор Христенко официально заявил, что «не видит смысла в подобной конструкции», поскольку она не окажет существенного влияния на капитализацию компаний, а лишь подвергнет риску реализацию их крупных проектов. Однако оговорился: «Любые корпоративные перестроения возможны, все возможно, если это оценено, посчитано и за этим следует какая-то дополнительная эффективность. То, что связано с вариантами консолидации, безусловно, как любые варианты дальнейшего развития корпорации, всегда присутствует и обсуждается». При этом г-н Христенко ратовал за то, чтобы «Транснефти» передали 24-процентную долю России в КТК.

Новый год, начавшийся с белорусского нефтяного кризиса и появившегося проекта строительства ответвления от нефтепровода «Дружба» в обход этой братской страны, все же скорректировал правительственные планы. Чиновники согласовали детали объединения, отказавшись при этом от идеи включить в новую структуру «СГ-Транс», и внесли их на рассмотрение правительства. А уже в конце марта премьер-министр Михаил Фрадков передал проект в администрацию президента.

Источник, близкий к Кремлю, заявил "Времени новостей", что сторонники объединения двух компаний желали бы смещения Семена Вайнштока, однако пока вопрос о его отставке не рассматривался и на повестке дня не стоит.

В обеих трубопроводных компаниях неохотно комментируют подписание президентского указа. «Никаких официальных документов, на основе которых мы могли бы комментировать механизмы объединения, мы еще не видели, -- заявил «Времени новостей» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. -- Но мы можем сказать, что пока никаких изменений в работе компаний не будет. «Транснефтепродукт» станет дочерним предприятием «Транснефти» на уровне «дочек» по управлению магистральными трубопроводами, которых у нас уже насчитывается одиннадцать штук». Будет ли работать глава «Транснефтепродукта» Сергей Маслов в новой структуре, в «Траснефти» не сообщают. Начальник департамента по связям с общественностью «Транснефтепродукта» Александр Дрожжин лишь скупо сообщил, что «компания будет выполнять решение своего акционера -- государства».

Какие акции будет дополнительно эмитировать «Транснефть», в указе президента не говорится. Нельзя исключать, что компания сохранит пропорцию 75:25 в уставном капитале и выпустит не только обыкновенные, но и привилегированные акции. В этом случае государство оплатит акциями «Транснефтепродукта» обыкновенные акции «Транснефти» и сохранит свою долю. А разместив привилегированные, «Транснефть» сможет заработать деньги на свои масштабные проекты -- строительство нефтепровода из Восточной Сибири к побережью Тихого океана и уже упоминавшегося ответвления от «Дружбы» в обход Белоруссии. Конкретные объемы допэмиссии в компаниях не раскрывают, ссылаясь на отсутствие официальной оценки стоимости «Транснефтепродукта». Ранее эксперты оценивали эту компанию примерно в 35 млрд рублей.

Возврат к списку