16+
Регистрация
РУС ENG

Нефть потечет в Грецию

16.03.2007 RBCdaily ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА

Проект Бургас — Александруполис может стартовать в 2008 году

Россия, Греция и Болгария подписали вчера в Афинах межправительственное соглашение по проекту строительства нефте­провода Бургас — Александруполис. «Роснефть», «Газпром нефть» и ТНК-BP заявили о готовности поставлять нефть по этой трубе, но не огласили объемов поставок. Эксперты ожидают, что наибольшие трудности возникнут на этапе формирования консорциума по реализации проекта.

Будущий трубопровод Бургас — Александруполис (протяженность 280 км, пропускная способность 35—50 млн т в год, стоимость 1 млрд евро) представляет собой альтернативу перевозке нефти через черноморские проливы. 51% акций в международной компании, которая займется реализацией проекта, будет принадлежать «Транснефти», «Газ­пром нефти» и «Роснефти», каждая получит по 33,3% акций в созданном для этих целей ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас — Александруполис». По 24,5% акций достанется болгарской и греческой сторонам. Эти доли они имеют право продать иностранным акционерам. Потенциальные претенденты — Chevron, ТНК-BP и «КазМунайГаз».

Потенциальные участники проекта ТНК-BP и «КазМунайГаз» подтвердили свою заинтересованность в его реализации. Chevron считает, что расширение КТК позволит сделать экономически оправданным участие компании в проекте. В пресс-службе Каспийского трубопроводного консорциума ранее заявили, что компания не ведет и не планирует проводить переговоры о каком-либо доступе к болгарско-греческому трубопроводу.

Ожидается, что проект стартует после ратификации межправительст­венного соглашения парламентами трех стран. Болгарский премьер-министр Сергей Станишев полагает, что это случится в 2008 году, а президент России Владимир Путин призвал дать старт проекту быстрее. Глава «Транснефти» Семен Вайншток заверил, что трансбалканская труба окажется дешевле, чем ее конкурент Баку — Джейхан. «Все участники нефтяного бизнеса в черноморском бассейне будут ходить через Бургас — Александруполис», — цитирует г-на Вайнштока агентство Прайм-ТАСС.

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, замечает, что межправительственное соглашение по строительству трубы носит «расплывчатый характер». «Ничего конкретного, кроме предоставления налоговых льгот по НДС до окупаемости проекта его участникам и подрядчикам, в нем не прописано. А договоренности по заполнению трубы нефтью могут быть достигнуты не ранее, чем будет сформирован консорциум по реализации проекта и подписано транзитное соглашение между странами», — говорит он. Аналитик ожидает, что могут возникнуть трудности с наполнением трубы нефтью, особенно в том случае, если в проект не удастся привлечь Chevron, который может стать гарантом наличия в проекте нефти с КТК и казахских месторождений.

Источник, знакомый с ходом переговоров по Бургасу — Александруполису, утверждает, что Chevron сейчас ведет переговоры о приобретении доли болгарской стороны в проекте. Но он заявляет, что Греция планирует отказаться от продажи иностранным компаниям своей доли в проекте. Это может грозить тем, что ТНК-BP и «КазМунайГаз» останутся не у дел. Источник в Chevron подтверждает факт переговоров об участии в проекте, но не уточняет их второго фигуранта.

Независимый аналитик Александр Ершов полагает, что решение о загрузке трубы нефтяные компании будут принимать лишь на том этапе, когда будут известны тарифы на прокачку топлива по новой трубе и перевалку нефти в портах. Он подчеркивает, что такое участие будет выгодно нефтяникам лишь при условии, что совокупность затрат окажется ниже, чем в случае прокачки через Баку — Джейхан или перевозки по железной дороге и последующей транспортировки танкерами из портов Южный и Одесса. Он полагает, что государство может обязать «Роснефть» для обеспечения загрузки черноморской трубы пересмотреть свою стратегию в регионе. До недавнего времени компания, у которой есть НПЗ в Туапсе, рассчитывала отправлять большую часть своей нефти на этом направлении на переработку.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку