16+
Регистрация
РУС ENG

Сервисные компании заработали на нефтяниках

14.03.2007 Ведомости Дмитрий Смирнов

Рост цен на нефть обогатил не только нефтяные компании. Гораздо лучшие показатели продемонстрировали сервисные компании. Это неудивительно, ведь разбогатевшие нефтяники охотно тратят деньги на поиск и обустройство новых месторождений.

С 2003 г. цены на нефть выросли в два раза — с $28,66 до $61,55 за баррель. Это позволило нефтяникам демонстрировать впечатляющие темпы роста прибыли. Так, у BP этот показатель увеличился за три года с $12,9 млрд до $22 млрд, у ExxonMobil — с $21,5 млрд до $39,5 млрд. Росла и капитализация нефтяных компаний. За три с небольшим года акции BP подорожали в полтора раза, ExxonMobil — в два раза.

Но показатели сервисных компаний росли еще большими темпами. Их чистая прибыль увеличилась на порядок. Так, у Schlumberger она выросла с $383 млн в 2003 г. до $3,7 млрд в 2006 г., у Baker Hughes — со $169 млн до $2,42 млрд. Halliburton три года назад показала убыток в размере $998 млн, а в прошлом году заработала $2,35 млрд. При этом акции Halliburton и Schlumberger подорожали в три раза, Baker Hughes — чуть более чем в два раза.

В пресс-службе “Лукойла” опережающий рост прибылей сервисных компаний по сравнению с нефтяниками связывают с тем, что во всем мире легкоизвлекаемых запасов нефти остается все меньше. Поэтому нефтяные компании переключаются на трудноизвлекаемые залежи черного золота. Для этого требуются более современные технологии, оборудование и опытные сотрудники. Все это в совокупности с ухудшающимися климатическими условиями добычи приводит к росту себестоимости добычи.

Михаил Пак из ИГ “Капиталъ” отмечает еще одну причину разницы темпов роста прибылей нефтяных и сервисных компаний. В условиях высоких цен на нефть западные нефтегазовые компании с большей готовностью идут на покупку нового оборудования, охотнее инвестируют в геологоразведку и геологодобычу. Но у сервисных компаний есть преимущество по сравнению с западными нефтегазовыми гигантами: они могут спокойно оперировать в странах, где доминируют национальные нефтяные компании с государственным участием. На рынках Ближнего Востока, Латинской Америки и в России, на которые приходится около 80% мировых запасов нефти и газа, западным корпорациям всегда было работать непросто, а в свете последних национализационных тенденций стало еще труднее.

Сервисным же компаниям не так важно, кто добывает нефть: услуги по геологоразведке и геологодобыче нужны всем, а значит, будет и спрос на услуги сервисных компаний. Так, Halliburton и Baker Hughes в прошлом году заключили несколько крупных контрактов в России. Ни ExxonMobil, ни Shell, ни ВР ничем подобным похвастаться не могут. (Использованы материалы WSJ.)

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку