16+
Регистрация
РУС ENG

Биржа на дизеле

20.02.2007 Время новостей Анна ГОРШКОВА

РТС вводит торговлю фьючерсами на нефтепродукты

Сегодня РТС введет новый биржевой инструмент -- электронные фьючерсные торги поставочными контрактами на дизельное топливо. В случае, если они будут иметь успех, то до конца года биржа может запустить торги остальными видами нефтепродуктов -- бензином, мазутом и авиакеросином. По мнению биржи, этот механизм позволит хеджировать риски, связанные с изменением цены на дизельное топливо.

Один фьючерсный контракт предусматривает поставку в объеме 10 тонн. Вначале будут заключаться контракты с отсрочкой поставки на один-два месяца. В будущем планируется увеличить глубину обращаемых контрактов до 12 месяцев. Исполнение контрактов будет проходить в первый рабочий день каждого месяца. Котировки будут выставляться в рублях за одну тонну. Размер гарантийного обеспечения будет составлять 10% от стоимости контракта. Торги будут проходить каждый день в обычном режиме торгов РТС. В качестве базиса поставки по новому контракту была выбрана Володарская нефтебаза, принадлежащая «дочке» «Транснефтепродукта» -- компании «Мостранснефтепродукт».

Как рассказал «Времени новостей» первый вице-президент РТС Роман Горюнов, участие в электронных торгах будет интересно в первую очередь непосредственно покупателям дизельного топлива (сельхозпроизводителям, строителям, муниципальным закупщикам), а также производителям топлива и трейдерским компаниям, извлекающим прибыль из разницы цены. «Участвовать в торгах могут расчетные фирмы, то есть компании, которые официально зарегистрировались на ФОРТС и имеющие свою клиентскую базу. Таких у нас 118 компаний, -- пояснил он. -- Простые потребители топлива могут обратиться на биржу через расчетную фирму».

«Главная цель -- в хеджировании рисков, в возможности обезопасить себя от возможности неблагоприятного изменения цены, -- утверждает г-н Горюнов. -- К примеру, в случае, если сельхозпроизводитель заключил контракт в феврале на поставку дизельного топлива в апреле по одной цене, а к моменту реализации контракта рыночная стоимость топлива резко выросла, то биржа обязана оплатить разницу». В случае, если цены снизятся, то покупатель фактически будет платить не за разницу цены, а за свою страховку от повышения. «Ведь когда мы страхуем автомобиль, мы же не ждем, что его угонят», -- говорит он.

Согласно прогнозам г-на Горюнова, к концу года объем торгов может вырасти до 10--15 тыс. контрактов в день. «Все будет зависеть от активности подключения к рынку новых участников, возможно, что нам удастся достигнуть такого объема и в более ранние сроки», -- считает он. При этом в РТС уверены, что первые контракты будут заключены уже сегодня.

В расчетных фирмах также говорят о востребованности нового механизма. «Ликвидность этого рынка, безусловно, будет расти, -- рассказали «Времени новостей» в компании «Алгоритм. Топливный генератор». -- К примеру, у нас более 300 корпоративных клиентов, среди которых есть перевозчики, строители, сельхозпроизводители, которые ежегодно теряют 30--40% прибыли из-за роста цен на топливо».

Насколько жизнеспособным окажется новый механизм и какое влияние он окажет на топливный рынок, пока говорить рано. Летом прошлого года РТС уже запустила фьючерсные торги на нефть. Но несмотря на то, что общий объем торгов по итогам года превысил 4,1 млрд руб., большого влияния на рынок они не оказали -- в первую очередь из-за отсутствия свободного рынка нефти и отсутствия спроса на такой вид услуг.

Возврат к списку