16+
Регистрация
РУС ENG

Балтийский поход ЛУКОЙЛа

01.02.2007 RBCdaily ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА

Компания присматривается к сети АЗС в регионе

С начала года ЛУКОЙЛ начал собственные поставки бензина в Латвию и Эстонию с НПЗ НОРСИ в Нижнем Новгороде. До этого компания закупала топливо для своих АЗС преимущественно у литовского завода Mazeikiu nafta. Следующим шагом может стать обсуждаемая на рынке покупка российской компанией 90 АЗС эстонской Alexela, владеющей сетью по всей Прибалтике.

До недавнего времени прибалтийская «дочка» ЛУКОЙЛа — «ЛУКОЙЛ Балтия» — снабжала свои АЗС в Латвии (36 штук), Литве (120) и Эстонии (39) за счет закупок на местном рынке преимущественно у литовского НПЗ Mazeikiu nafta, принадлежащего польской PKN Orlen, а также норвежской Statoil. Однако в начале этой недели в Латвию был доставлен первый груз в 2 тыс. т бензина, отвечающий требованиям ЕС, произведенный на нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа — «Нижегороднефтеоргсинтез» (НОРСИ). «На MN нефть доставляется танкерами, Statoil также ведет топливо морем. Мы же будем использовать железную дорогу, что гораздо надежнее», — цитирует заместителя председателя правления «ЛУКОЙЛ Балтия» Хайма Когана латвийское агентство LETA. Бензин компании также будет ввозиться и в Эстонию.

С началом собственных поставок в две прибалтийские страны реализация планов ЛУКОЙЛа по расширению сети АЗС в Эстонии и Латвии может войти в активную стадию, считают участники рынка. ЛУКОЙЛ намерен развивать сеть автозаправочных станций в странах Балтии, говорил в октябре прошлого года вице-президент компании Николай Черный. По его словам, акцент будет сделан на Латвию и Эстонию, так как в Литве ритейл группы уже достаточно развит. Более того, как заявлял в начале года председатель правления «ЛУКОЙЛ Балтия» Иван Палейчик, в 2007 году компания вовсе снизит инвестиции в литовский ритейл на 16,7%, до 15 млн долл.

Холдинг хочет сравняться по количеству АЗС с лидерами балтийского рынка — скандинавскими компаниями Statoil (в Латвии у нее 56 АЗС, в Литве — 60, в Эстонии — 43) и Neste (в Латвии — 36 АЗС, в Литве — 33, в Эстонии — 36), говорил тогда вице-президент. По его словам, расширять сеть планируется путем строительства новых и модернизации имеющихся станций, а также путем их перекупки. В Латвии компания уже ведет переговоры с некоторыми владельцами АЗС, заявлял г-н Черный.

Активом для поглощения может стать эстонская компания Alexela, которая работает в том числе под брендом Uno X, владеющая 25 заправками в Литве, 5 в Латвии и 60 в Эстонии. «Этот вариант обсуждается, однако пока ясности нет», — приводит слова г-на Когана LETA. Связаться с ним вчера не удалось. На запрос РБК daily в Alexela ответа получено не было. А председатель правления эстонской «дочки» ЛУКОЙЛа Lukoil Eesti Евгений Большаков через пресс-службу опроверг планы о покупке Alexela.

Между тем Оярс Карчевскис, председатель правления Astarte-Nafta, розничного торговца топливом, имеющего несколько АЗС в Латвии, рассказал РБК daily, что на рынке активно обсуждают планы ЛУКОЙЛа по покупке эстонской компании. «Приобретение расширит присутствие холдинга в Эстонии и Латвии, а в Литве у компании уже и так позиция монополиста», — говорит он. Он оценивает стоимость одной АЗС в 1,5—2,5 млн долл. Начальник отдела фундаментального анализа брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова считает, что консолидированный бизнес Alexela стоит около 200 млн долл. Она напоминает о планах ЛУКОЙЛа расширить сеть АЗС в мире с нынешних 6 тыс. до 8 тыс. штук к 2010 году.

Вместе с тем участники рынка говорят, что к Alexela приглядывается и польская PKN Orlen, заявлявшая недавно о намерении увеличить собственную сеть АЗС и сеть Mazeikiu nafta в странах Балтии.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку