16+
Регистрация
РУС ENG

Тришкин "Нафтан"

24.01.2007 Время новостей Николай ГОРЕЛОВ, Анна ГОРШКОВА, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ

Лукашенко поддерживает нефтяной баланс новыми угрозами в адрес России

Уже на ближайшие месяцы скептики прогнозировали новую серию торгово-экономических конфликтов по самым разным позициям российско-белорусских отношений. Но пока зоной конфликта, несмотря на недавно подписанные нефтегазовые соглашения, остается именно эта самая чувствительная отрасль.

На этом поле белорусский президент, похоже, вновь готов развязать войну с Россией. Вчера он провел выездное заседание правительства в Новополоцке, где располагается управление нефтепроводом «Дружба» и производственное нефтехимическое объединение «Нафтан». Там, по сообщениям белорусских информагентств, Александр Лукашенко заявил: «Мне говорят, что Вайншток (президент «Транснефти» Семен Вайншток. -- Ред.) заявляет, что не будет прокачивать нефть тех российских компаний, которые работают с Беларусью. Но тогда и мы не будем транспортировать его нефть. Вы качаете наши 20 млн тонн (ежегодный объем российских поставок в Белоруссию. -- Ред.), а мы качаем ваши 80 млн тонн (объем транзита российской нефти в Европу. -- Ред.)». Иными словами, г-н Лукашенко пригрозил повторением истории двухнедельной давности, когда в Европу перестала поступать нефть из России. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев на это заявил «Времени новостей»: «Мы политикой не занимаемся и работаем в нормальном режиме... Что ж, Запад все видит, пусть сделает выводы».

Кроме того, белорусский президент не оставил идею взимать дополнительные платежи от транзита российских энергоносителей. Он заявил о необходимости ввести арендную плату за землю под проходящими через Белоруссию экспортными газопроводом и нефтепродуктопроводом, которые принадлежат «Газпрому» и «Транснефтепродукту». В «Газпроме» вчера заявили «Времени новостей», что с 2003 по 2006 год концерн заключил 19 договоров долгосрочной аренды земли под газопроводом Ямал--Европа на территории Белоруссии: 15 договоров подписаны на 49 лет, четыре -- на 99 лет. Правда, российские чиновники вчера не стали открыто комментировать новые заявления г-на Лукашенко. Но если за его словами последуют дела, то Москве придется реагировать.

Разумеется, соглашение России и Белоруссии о введении пошлин на поставляемую Минску нефть, подписанное полторы недели назад премьерами Михаилом Фрадковым и Сергеем Сидорским, вкупе с повышением «Газпромом» цены на газ сказалось на белорусской экономике. С нового года цена газа выросла с 45 долл. за тысячу кубометров, до 100 долл., при этом Белоруссия покупает 21 млрд кубометров в год. Российская нефть, поставляемая на перерабатывающие заводы Белоруссии (20 млн тонн в этом году), теперь облагается пошлиной в размере 53 долл. за тонну. Пошлина на нефтепродукты, которые вырабатываются из этой нефти и затем экспортируются из Белоруссии (14 млн тонн в этом году), теперь равна российской, и 70% от поступлений будут перечисляться в российский бюджет. Результатом всех этих нововведений, в частности, уже стало повышение цен на бензин на белорусских заправках (см. таблицу).

Тем не менее когда Владимир Путин говорил на прошлой неделе, что Россия «спокойно, мягко» переходит к рыночным отношениям с «братским белорусским народом», у него были для этого основания. Ни одной другой стране мира Россия не предлагает энергоносители по такой цене, никому она не предлагает и столь растянутого во времени графика повышения цен. Так что уже с учетом всех достигнутых соглашений и заключенных контрактов масштабы субсидирования белорусской экономики со стороны Москвы составят 3,3 млрд долл. в газовой сфере и 2,5 млрд долл. в сфере поставок нефти и нефтепродуктов. «5,8 млрд долл. только на энергоносителях -- это поддержка белорусской экономики в 2007 году, -- посчитал российский президент. -- Если мы вспомним, что, по данным нашего Минфина, весь бюджет Белоруссии в 2007 году в долларовом эквиваленте составляет около 14 млрд долл., то наша поддержка выражается в цифре примерно 41% от этой цифры». Правда, Белоруссия также до сих пор предоставляла России преференции по транзиту углеводородов, устанавливая тарифы ниже европейского уровня. В частности, по транзиту нефти, как подсчитали эксперты, в прошлом году она предоставила скидку на 400 млн долл., а по транзиту газа -- на 200 млн долл. Однако ясно: если бы Белоруссия отказала России в этих преференциях, повысив свои тарифы на транзит до европейских, а Россия сделала бы то же самое с поставками своих энергоресурсов, то Минск оказался бы на грани краха.

Однако Александр Лукашенко вчера привел свои цифры на этот счет: «Все договоренности по нефти и газу невыгодны для нас в сравнении с прошлым годом, -- заявил он в Новополоцке. -- Беларуси в нынешнем году придется увеличить оплату поставок газа на 2,5 млрд долл., а за нефть -- на 1 млрд долл. Это 3,5 млрд долл., а не те 5 млрд, не те эфемерные цифры, о которых говорил президент России. Мы не должны потерять эти 3,5 млрд, но делать мы это должны спокойно. Мы тоже будем искать свою выгоду».

Поиск «своей выгоды» заключается в нескольких шагах. Во-первых, как сообщил первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко, должны быть созданы привлекательные условия работы в стране для российских нефтяных компаний. До сих пор российские компании просто рвались в Белоруссию: ведь пошлину на границе двух государств с поставляемой нефти они не платили, перерабатывали сырье на местных НПЗ, а затем экспортировали нефтепродукты в Европу, уплачивая низкую белорусскую пошлину. Теперь этот "нефтяной офшор" прикрыт: согласно соглашению белорусская экспортная пошлина на нефтепродукты поднята до уровня российской. И теперь Минск придумывает, как сохранить этот бизнес. По словам г-на Семашко, предпринимаемые в этих целях шаги, связанные со снижением акцизов на нефтепродукты (на 60%) и отменой оборотных налогов, "в какой- то степени тяжело отразятся на бюджете", однако будет найден механизм, чтобы минимизировать эту проблему. "Мы уже сегодня вышли на формулу, позволяющую (российским нефтяникам. -- Ред.) экспортировать нефтепродукты с положительной рентабельностью", -- отметил г-н Семашко.

Во-вторых, г-н Лукашенко заявил, что Белоруссия будет решать проблему диверсификации поставок сырья на перерабатывающие предприятияа. И спросил у г-на Семашко: «Реально ли нам подать нефть на наши НПЗ с балтийских портов?». Первый вице-премьер ответил: "Вполне реально, и сегодня мы обсуждаем такую возможность". По сообщению г-на Семашко, уже проведены предварительные переговоры со швейцарской компанией Vitol о реализации проекта поставок нефти из Вентспилса в Новополоцк. По его данным, компания изучает возможность строительства в Вентспилсе нефтяных терминалов. Он добавил, что затраты белорусской стороны на модернизацию трубопровода могут составить 15--30 млн долл. В перспективе, сказал г-н Семашко, нефть может поступать не только на "Нафтан", но и на Мозырский НПЗ, для чего нужно построить несколько перемычек.

Впрочем, эксперты скептически смотрят на эти перспективы. Представитель одной из нефтетранспортных компаний говорит, что, конечно, запустить нефтепровод мощностью 30 млн тонн нефти в год в обратном направлении -- из Вентспилса в Новополоцк -- несложно (до прошлого лета по этой трубе шли поставки на литовский Mazeikiu Nafta). Но только какова будет цена этой нефти? Очевидно, что покупать сырье придется по цене, сложившейся в Западной Европе, которая несопоставимо выше цены на нефть, получаемую из России. Кроме того, нужно будет договариваться о транзите с Литвой. "Если раньше Белоруссия закупала в России нефть примерно по 230 долл. за тонну, то с учетом пошлины сегодня цена составляет 283 долл. за тонну, -- заявил вчера Интерфаксу глава "Запад-Транснефтепродукта" (гомельская «дочка» "Транснефтепродукта") Николай Альхимович. -- Для сравнения, на мировых биржах стоимость тонны нефти составляет порядка 400 долл. за тонну".

И, наконец, третьим шагом Белоруссии в поисках «своей выгоды», по словам г-на Лукашенко, должно стать введение арендной платы за землю под российскими газопроводом и нефтепродуктопроводом. "Если кто-то не хочет из российских нефтедобывающих компаний работать с Беларусью, то мы должны взять с них большую цену за транспортировку их нефти в Европу".

Как известно, взимание дополнительных платежей - сверх установленной платы за транзит - стало идеей-фикс для белорусского батьки. Он фактически изобрел (и попытался ввести с 1 января) дополнительную "пошлину на транзит" российской нефти в размере 45 долл. за тонну, однако Россия отказалась ее платить, что и послужило причиной остановки нефтепровода «Дружба» 7 января. После телефонных переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в экстренном режиме была найдена схема взаимоотношений в нефтяной сфере. Однако в подписанных соглашениях нет ни слова о каких-либо других новых поборах, которые Белоруссия может ввести. Формально Минск исполняет взятые обязательства по этим соглашениям, а по сути издевается над Москвой.

Александр Лукашенко, подводя итог открытой для прессы части вчерашнего правительственного заседания в Новополоцке, заявил: "Вопросов много, но я хотел бы отсюда уехать, будучи убежденным в том, что наш суверенитет незыблем". Каким он уехал в Минск -- информагентства не сообщали.

Белорусские политологи вчера объясняли резкий демарш г-на Лукашенко следующим образом. «Самый сильный удар, который нанесла Россия, мы видим сейчас. Когда обсуждались экспортные пошлины на нефть, без внимания остался второй вопрос -- будет ли Россия квотировать поставки нефти в Белоруссию», -- заявил «Времени новостей» глава белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. По его данным, поставки российской нефти на белорусские НПЗ значительно сократились, и именно это спровоцировало жесткие высказывания со стороны Минска. «В случае сокращения экспорта нефтепродуктов Белоруссия потеряет значительную часть валютной выручки, что негативно отразится на национальной валюте», -- прогнозирует он.

По мнению г-на Заико, ситуация, при которой НПЗ остаются недозагруженными, может привести к приватизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов, участия в которой российские компании добивались не один год. «Угрожать олигархам повышением тарифов бессмысленно, с ними надо договариваться, -- считает он. -- А если договориться не удастся, придется и в землянки залезать, и дровами топить, и запрягать «мерседесы» лошадиной упряжкой».

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку