16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Новый год не принесет изменений в коммунальную сферу

05.01.2005 RBCdaily Елена Тофанюк

Изменятся только тарифы – в сторону повышения

В 2005 году прогнозируется довольно серьезный рост тарифов на коммунальные услуги. По некоторым оценкам, в Москве он может достигнуть 40% за год. Впрочем, Министерство промышленности и энергетики уверяет, что рост коммунальных тарифов будет небольшим и вряд ли превысит инфляцию. По более умеренным оценкам, в 2005 г. тарифы возрастут не более чем на 10-15%, поскольку стоимость услуг в сфере ЖКХ будет определяться исходя из политических причин. То есть государство продолжит политику сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги. Именно поэтому в 2005 г. правительству вновь не удастся решить проблему привлечения частного бизнеса в этот сектор.

Основная проблема российского коммунального хозяйства состоит в отсутствии интереса к нему со стороны частного бизнеса. Раньше считалось, что причиной этого является наличие перекрестного субсидирования: когда население оплачивает лишь часть стоимости предоставляемых услуг, а остальное взимается с предприятий, для которых устанавливаются повышенные тарифы. В конце 1990-х гг. переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг был поставлен во главу угла реформы. Уже начиная с 2003 г. население должно было полностью оплачивать потребляемые услуги ЖКХ. Однако этого не случилось до сих пор. Эксперты, между тем, полагают, что проблема заключается не только и не столько в наличии этой практики. «В настоящее время население платит далеко не 100% стоимости коммунальных услуг, хотя от региона к региону ситуация может различаться, – сказал RBC daily директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. – Однако уже сейчас понятно, что основная проблема реформирования ЖКХ состоит не в этом, а в необходимости перенаправить денежные потоки из бюджета, которые сейчас уходят в неэффективные предприятия ЖКХ».

При этом эксперты считают, что в наступившем году переход на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг продолжится, несмотря ни на что. Это RBC daily подтвердили и в Минпромэнерго, подчеркнув при этом, что особого роста тарифов этот факт не вызовет. «Многие муниципалитеты не намерены сразу вводить 100%-ную оплату услуг ЖКХ и намерены сами компенсировать это повышение, – сообщили RBC daily в Минпромэнерго. – Поэтому какого-то серьезного роста тарифов не будет, хотя, конечно, избежать его совсем не удастся. Скорее всего, он будет инфляционным. Но для нас важно, что мы убрали этот груз с федерального бюджета». По мнению Игоря Николаева, рост тарифов в будущем году составит 15-20%. При этом некоторые СМИ со ссылкой на неназванных экспертов прогнозируют рост тарифов в будущем году в 20-25%, а в отдельных регионах – например, в Москве – до 40%. Ни представители Минпромэнерго, ни опрошенные RBC daily эксперты не подтверждают этих прогнозов. «Тарифы на услуги ЖКХ были и остаются политическим инструментом власти, – считает Игорь Николаев. – Они устанавливаются исходя из политической необходимости, а не экономической целесообразности. Если бы при определении тарифов использовался второй фактор, они бы, конечно, были уже существенно выше. Ведь сейчас российское население платит за коммунальные услуги в четыре раза меньше от своих доходов, чем население Европы. Очевидно, что когда частный бизнес придет в коммунальное хозяйство, он будет оказывать давление на государство в части установления тарифов, тогда они будут определяться в большей степени и экономической целесообразностью».

Впрочем, эксперты полагают, что в 2005 г. государству вновь не удастся привлечь частный бизнес к делу реформирования коммунального хозяйства, хотя оно и продолжит принимать меры к этому. «Мы будем продолжать реформу коммунального хозяйства, – сообщили в Минпромэнерго. – В частности, мы намерены внести еще два законопроекта в Государственную думу». А именно – законопроект «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ», целью которого является создание правовых условий для предотвращения воспроизводства задолженности организаций ЖКХ с последующей реструктуризацией ранее накопленных долгов, а также законопроект «Об особенностях регулирования оборота имущества в коммунальной сфере», предусматривающий ограничения на приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Большие надежды возлагались на принятый в 2004 г. закон «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания». Однако, по мнению экспертов, одно соглашение, заключенное в рамках этого закона, не было эффективным. «Полагаю, что общая ситуация в стране заставит бизнес занять выжидательную позицию, – считает Игорь Николаев. – Возлагаемые на приход бизнеса в ЖКХ надежды могут не оправдаться. По крайней мере, можно с большой долей уверенности предполагать, что массового прихода бизнеса в эту сферу не будет». Таким образом, эксперты выражают сомнение в том, что наступающий год принесет какие-либо изменения в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Возврат к списку