16+
Регистрация
РУС ENG

PKN Orlen интересуется еще одним литовским терминалом

21.12.2006 RBCdaily ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА

Однако эксперты уверены, что у компании не хватит на это средств

Польский концерн PKN Orlen, закрывший на прошлой неделе сделку по покупке НПЗ Mazeikiu nafta (MN), стремится выкупить контрольный пакет акций нефтетерминала Klaipedos nafta (KN) у правительства Литвы, сообщил в среду Прайм-ТАСС вице-министр экономики Литвы Витаутас Наудужас. Аналитики оценивают сделку в 57,5 млн евро и считают, что сейчас польская компания не может себе позволить новую покупку.

Напомним, PKN Orlen в июле столкнулась с проблемой обеспечения НПЗ нефтью из-за аварии на экспортном нефтепроводе «Дружба». Сейчас сырье на предприятие доставляется морем через принадлежащий MN терминал в Бутинге, что увеличивает стоимость барреля нефти в среднем на 2—3 долл. На прошлой неделе пресс-секретарь польской компании Павел Пореба в беседе с РБК daily отметил, что у PKN «есть несколько ноу-хау как восстановить нормальную подачу нефти» на НПЗ, однако не сообщил подробностей.

А вчера г-н Наудужас напомнил, что помимо покупки контрольного пакета KN польский холдинг также планирует проложить нефтепровод от MN до терминалов в Клайпеде (70,63% акций принадлежит правительству Литвы, остальные обращаются на Вильнюсской фондовой бирже). По его словам, «данная проблема (продажа терминала. — РБК daily) находится в подготовительной переговорной стадии, однако наше правительство вряд ли пойдет на продажу этого стратегического для Литвы предприятия». «Klaipedos nafta в случае отсутствия иных путей доставки нефти может ее импортировать через свои терминалы», — заявил он. Отметим, что MN является крупнейшим клиентом Klaipedos nafta. Продукция НПЗ составляет более 80% погрузок нефтетерминала.

В пресс-службе PKN не стали комментировать выступление вице-министра. Пресс-секретарь MN Гедрюс Карсокас также отказался от заявлений для прессы. А коммерческий директор Klaipedos nafta Ричардас Мильвидас сообщил РБК daily, что о намерении PKN Orlen он узнал из прессы. «Меня об этом не информировали», — добавил он. Сам г-н Наудужас вчера был недоступен для получения комментариев.

Участники рынка сомневаются, что у PKN хватит средств купить еще одно предприятие. Аналитик литовского подразделения Hansabank Донатас Ужкурелис напоминает, что размер долга у PKN с учетом покупки MN (за НПЗ компания в совокупности заплатила 2,34 млрд долл.) огромен — около 3—3,5 годовых показателей EBITDA (текущие и новые заимствования составляют 2 млрд долл. — РБК daily) при норме в 1,5—2 EBITDA.

«Рыночная стоимость KN составляет 115 млн евро, а контрольный пакет (50 плюс одна акция) обойдется в 57,5 млн евро. В ближайшей перспективе компания не сможет себе позволить эту покупку», — говорит аналитик. Кроме того, накануне президент Orlen Игорь Халупец в интервью польской радиостанции Radio PIN заявил, что компания в ближайшие полгода инвестирует в восстановление производственных мощностей и модернизацию MN 700-900 млн долл. В планы PKN также входит строительство новых резервуаров на НПЗ и на терминале Бутинге.

Вместе с тем г-н Ужкурелис напоминает, что терминал считается стратегическим объектом Литвы и правительство вряд ли пойдет на его продажу. «К тому же в плане поставок нефти на НПЗ эта покупка ничего бы не изменила», — говорит он. По его словам, приобретение KN и строительство нефтепровода «логично с точки зрения экспорта нефтепродуктов через терминал». А Надежда Казакова из МДМ-Банка отмечает, что порт способен принимать 40 млн т грузов в год, из них нефть составляет около 8 млн т, «мощность Клайпеды можно расширить». «Покупка имеет смысл, учитывая, что порт является глубоководным и способен принимать танкеры с большим водоизмещением», — считает аналитик. Вместе с тем вчера вечером премьер-министр Литвы Гядиминас Киркилас заявил, что вопрос о продаже KN «не рассматривается».

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку