16+
Регистрация
РУС ENG

PKN Orlen вышла в лидеры

18.12.2006 RBCdaily ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА

За счет покупки Mazeikiu nafta за 2,8 млрд долларов

В пятницу состоялась официальная церемония подписания соглашения между правительством Литвы и польской PKN Orlen о продаже НПЗ Mazeikiu nafta (MN). Присутствовавший на встрече премьер-министр Литвы Гядиминас Киркилас назвал продажу предприятия «сделкой века», а глава польской компании Игорь Халупец отметил, что PKN Orlen благодаря новому приобретению вышла в лидеры по переработке нефти в Центральной Европе.

14 и 15 декабря были завершены сделки по покупке 53,7% акций MN у Yukos International UK за 1,492 млрд долл. и 30,66% акций у правительства Литвы за 851,8 млн долл. PKN Orlen. Сделка стала крупнейшим зарубежным вложением за всю историю польского бизнеса, сделав компанию крупнейшим иностранным покупателем российской нефти. На ее долю придется 15% нефтяного экспорта РФ в Польшу, Чехию и Литву. Правда, в июле на нефтепроводе «Дружба» произошла авария, поставки российской нефти на НПЗ были прекращены. А в октябре на предприятии случился пожар, в результате его мощность была снижена с 27 тыс. до 12 тыс. т в сутки. Ущерб составил 130 млн литов (49 млн долл.).

Как следует из презентации PKN Orlen, прошедшей в пятницу в Вильнюсе, правительство Литвы предложило польской компании к выкупу оставшиеся 10% акций, которые могут быть приобретены в течение пяти лет начиная с 15 декабря 2006 года. Их цена составит 284 млн долл., если выкуп состоится в течение первых трех лет, и 278 млн долл. в срок от трех до пяти лет. Кроме того, PKN обязана сделать публичное предложение владельцам оставшихся 5,64% акций, обращающихся на рынке, и выкупить их в период с 4 по 17 января 2007 года. На приобретение 100% акций MN польская компания потратит 2,8 млрд долл. (на 84,36% PKN потратила 2,34 млрд долл.) для чего будут привлекаться кредиты, а в 2007 году будут выпушены евробонды, следует из презентации. Пересмотрев программу капвложений после пожара, на само предприятие в период с 2007 по 2010 год PKN направит 300—330 млн долл. В частности, средства пойдут на оптимизацию энергопотребления, увеличение мощности НПЗ (коэффициент не указан), расширение ассортимента, модернизацию производства после пожара, приведение НПЗ в соответствие нормам ЕС, а также на снижение затрат на экспортную логистику путем строительства нефтепродуктопровода от НПЗ в порт Клайпеды.

С приобретением MN польская компания выходит в лидеры Центральной Европы по мощности переработки, которая вырастет с 21,7 млн до 31,7 млн т нефти в год, превысив показатели ближайших конкурентов — OMV (23) и MOL (21). По показателю EBITDA (2,554 млрд долл.) PKN обгонит MOL (2,147 млрд долл.) и практически сравняется с OMV (2,752 млрд долл.). Выручка же составит 17,251 млрд долл., что больше MOL (12,321 млрд долл.), но немногим меньше OMV (19,384 млрд долл.).

Советник литовского премьер-министра Саулюс Спечюс в беседе с РБК daily отметил, что «правительство удовлетворено стратегией, представленной PKN Orlen». А пресс-секретарь польской компании Павел Пореба сообщил РБК daily, что «у специалистов PKN есть несколько ноу-хау по восстановлению полной мощности предприятия», отказавшись сообщить подробности.

Надежда Казакова из МДМ-Банка считает, что ноу-хау могут касаться привлечений субсидий ЕС для восстановления полноценной работы предприятия. Кроме же поставок нефти на НПЗ морем, осуществляющихся после аварии на «Дружбе», она не видит альтернатив восстановлению полноценной работы MN. «С учетом усложняющихся отношений между Россией и Белоруссией возможен вариант использования ее территории для транспортировки нефти», — говорит аналитик. Однако она отмечает, что строительство нефтепровода стоит в среднем 1 млн долл. за 1 км, что слишком дорого для предприятия.

В свою очередь Денис Борисов из ИФК «Солид» указывает на риски покупки завода для его собственников. «Литва может опасаться, что в случае затягивания ремонта трубопровода упадет маржа переработки, которая сейчас составляет в среднем 2,5—3 долл. за баррель нефти», — говорит аналитик. По его мнению, не исключены ситуации, аналогичные аварии на «Дружбе». Источник РБК daily в правительстве Литвы указывает, что MN считается стратегически важным предприятием — он дает около 12% ВВП.

Отправить на Email

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Возврат к списку